Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.
Дисграфия, а именно так называются нарушения письма, к сожалению, довольно часто встречаются у обучающихся и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
Данный мастер-класс направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов по предупреждению дисграфии у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Каждый этап направлен на достижение поставленных задач: сформировать понятие дисграфии и дизорфографии как нарушения письменной речи, научить различать дисграфию и дизорфографию, усвоить основные виды дисграфии.
С помощью различных приемов были созданы условия для формирования мотивационной включенности учителей начальных классов в работу по предупреждению и устранению нарушений письменной речи.
Представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему:
«Диагностика дисграфических ошибок у детей с НВОНР».
Цель:
- повышение профессиональной компетентности педагогов по предупреждению дисграфии у детей с НВОНР.
Задачи:
- Создать условия для формирования мотивационной включенности учителей начальных классов в работу по предупреждению и устранению нарушений письменной речи;
- устранению нарушений письменной речи;
- Учить видеть специфические ошибки в работах обучающихся;
- Учить устанавливать связь между ошибками и причинами их обусловленности;
- Сформировать понятие дисграфии как нарушения письменной речи;
- Сформировать понятие дизорфографии как стойкого нарушения способности применять орфографические правила;
- Учить различать дисграфию и дизорфографию;
- Усвоить основные виды дисграфии.
I. Введение.
Перед вами на экране представлен диктант ученика 3 класса (слайд №1). Ознакомьтесь, пожалуйста, с этой работой и подумайте, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать. Мы сегодня поговорим об ошибках на письме (слайд №2).
II. Основная часть.
Давайте разделимся на две группы, одна группа будут в роли учителей, вторая группа представят, что они логопед.
Итак, вернемся к нашему диктанту.
Напоминаю вам, что это диктант ученика 3 класса. Первая группа рассмотрит этот диктант со стороны учителя и на листочек выпишет ошибки.
Вторая группа тоже будет рассматривать этот же диктант, но уже со стороны логопеда и так же выписывает найденные ошибки на листик.
Хорошо, теперь каждая группа озвучивает ошибки, которые нашли в тексте. Какие же выводы мы можем сделать из полученных результатов.
- Есть ошибки на еще не изученное правило (эти ошибки учитель не учитывает).
- Логопед может не знать этого, значит, учителю и логопеду необходимо сотрудничать.
- Существуют такие ошибки, как пропуски букв, перестановки, слитное написание слов и т.д. эти ошибки мы называем дисграфическими или дисграфией.
- И есть ошибки на уже изученное правило, они называются дизорфографическими, но при условии, что эти ошибки систематически повторяются (стойкие ошибки).
Итак, из вышесказанного давайте подумаем, что же такое дисграфия?
Дисграфия – это специфическое нарушение письменной речи, проявляющееся в смешениях, пропусках, заменах, перестановках, вставках букв и слогов в сильной позиции в слове имеющее стойкий повторяющийся характер.
(Слайд №4)
Дизорфография – это стойкое нарушение в освоении и реализации правил орфографии обусловленное несформированностью языковых операций обеспечивающих овладение орфографии в норме.
(Слайд №5)
Подробнее остановимся на дисграфии. Рассмотрим, на какие виды делится дисграфия. Перед вами лежит таблица в левой колонке, которой расписаны все виды дисграфии, а правая колонка пустая, она для ваших записей. В нее вы можете записать характерные ошибки для каждого из вида дисграфии (Приложение 1). Выделяют пять видов: (Слайд 6-10)
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.
Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
2. Акустическая дисграфия.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. У детей с данной формой дисграфии встречаются следующие замены или смешения:
- Звонкие – глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш);
- Лабиализованные гласные (о-у, ё-ю);
- Соноры (л, м, н, р, й);
- Свистящие и шипящие (с-ш, з-ж, сь-щ);
- Аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, с-ц, ч-ш, ц-тс).
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложения на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
Наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски согласных при их стечении (диктант — «дикат», школа— «кола»);
- пропуски гласных (собака — «сбака», дома — «дма»);
- перестановки букв (тропа — «прота», окно — «коно»);
- добавление букв (таскали — «тасакали»);
- пропуски, добавления, перестановка слогов (комната — «кота», стакан — «ката»).
4. Аграмматическая дисграфия.
Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.
Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития.
На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в:
- искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов {захлестнула — «нахлестнула», козлята — «козленки»);
- изменении падежных окончаний («много деревов»);
- нарушении предложных конструкций (над столом — «на столом»);
- изменении падежа местоимений (около него — «около ним»);
- числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»);
- отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Оптическая дисграфия.
У детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы, неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы, замени и смешения графически сходных букв (п – т, л – м, и – ш, в — д).
Мы рассмотрели все виды дисграфии. Перед вами заполненные таблички, которые будут для вас помощью. Теперь мы попрактикуемся в определении вида дисграфии.
На экране вы видите слова и словосочетания с ошибками. Вам необходимо определить к какому виду дисграфии относится каждая ошибка, и записать это слово в карточку, которая находится перед вами (Приложение 2). Проверка выписанных слов. Хорошо, теперь попробуем по диктантам детей определить вид дисграфии.
III. Заключение.
Я первой группе раздаю цветок, солнце, а второй группе листики, и капли. Вы должны вспомнить, о чем мы сегодня разговаривали, и выбрать верные понятия. По одному человеку из каждой группы выйдите ко мне с правильными ответами.
Если вы все верно сделали, то у нас получится рисунок. У вас на столе лежат красные и зеленые карточки, если вам все было понятно, интересно поднимите зеленые карточки, если что – то осталось непонятным, поднимите красные карточки. Спасибо.
В заключении я бы хотела рассказать вам притчу о кувшине.
«Притча о кувшине»
Жила-была пожилая женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у нее на плече. У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.
В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину. В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.
Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: «Мне стыдно из-за своей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода».
Старая женщина усмехнулась. «Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой.
Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким , какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому». У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки.
Но есть и особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Итак, дорогие друзья с трещинкой в кувшине! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей стороне тропинки.
Спасибо за внимание!
Презентация к мастер-классу
Дегтярь Светлана Владимировна,
учитель-логопед,
МБОУ «Гимназия №3″,
г.Белгород
А как-же,то ,что нужно только свой материал опубликовывать?Ведь притча о кувшине,это материал с дистанционных курсов,с фестиваля педагогических идей.Нехорошо.
Cпaсибо!!! ПРитчa чудеснaя! И онa не собственность кaкого то фестивaля!