Игровая деятельность является ведущей в моей коррекционной работе с детьми с ОНР. Свои коррекционно-обучающие занятия дополняю психогимнастикой и игротехникой, планируя занятия так, чтобы игровые ситуации и игры составляли единый сюжет.
Цель: Создать условия для комплексного решения речевых задач:
- Развивать фонематический слух, умение делать анализ и синтез слов.
- Закрепить понятие детей о разных способах деления слов на слоги.
- Уточнить представление детей о предложении, проверить умение работать с деформированными предложениями, слышать и выделять предлоги.
- Совершенствовать навыки слогового и слитного чтения.
- Обогащение словаря по теме: «Электроприборы, посуда»
- Создать условия для развития пространственной ориентировки.
- Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания, память, тактильное восприятие.
- Продолжать формировать культуру речевого общения.
Оборудование: Игрушка Дед Буквоед, кукольная посуда с объемными буквами на каждого ребенка, накрытая салфетками. Сигналы-символы звуков (гласных, согласных: твердых, мягких, звонких, глухих), тексты загадок о электроприборах, кубики Н.Зайцева. Таблица букв Н. Зайцева. Слова деформированных предложений, кроссворд «Чайник». Фломастеры, смайлики, изографы: телевизор, утюг, лампа.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Наши глаза внимательно… (смотрят).
Наши уши внимательно…(слушают)
Наш язычок правильно и красиво…(говорит):
• В каком гнезде не выводятся птенцы? (картофельном, электрической розетке)
• В какое гнездо не вставишь столовую вилку? (электрической розетке)
• Чье гнездо растет на грядке? (овощей и ягод)
• Чей дом из пушинок, без углов? (птичье гнездо)
• В какую розетку не нальешь варенья? (электрическую, ягодную)
• Какая розетка опасна для ребенка? (электрическая)
• Какой розеткой можно любоваться? (ягодной)
• Без какой розетки не будут работать электроприборы? (электрической)
Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии? Наш Дед Буквоед тоже хочет с нами поговорить об электроприборах.
2. Дидактическая игра «Волшебная посуда»
Дед Буквоед приготовил вам сюрприз и спрятал его в кукольную посуду. Как вы думаете, что он мог там спрятать? (ответы-предположения детей) Правильно вы отвечали, но совсем забыли, что больше всего Дед Буквоед любит играть…(с буквами).
Буквы просят, а сейчас
Вы друзья узнайте нас.
Вам на ощупь надо узнать букву и назвать слово со звуком, который обозначает эта буква. Дед Буквоед будет рад, если вы будете называть слова, обозначающие электроприборы и посуду.
3. Дидактическая игра «Сигнальщики»
Есть еще игра для вас,
Покажу сигнал сейчас.
Вы внимательно смотрите
И мне звуки назовите.
Показываю сигналы и прошу назвать нужный звук, который обозначает этот сигнал: гласный, согласный: звонкий, глухой, твердый, мягкий (с опорой на таблицы Н.Зайцева)
4. Игра «Отгадай загадки»
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Отгадаете загадки
Сразу станете умней.
- Сегодня на занятии вы будете работать парами. Прочитайте и отгадайте загадки, составьте из кубиков слова-отгадки.
Загадки про электроприборы:
Он с хоботом резиновым
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор
Глотает он и пыль и сор.
(пылесос)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела,
Пейте чай, вода вскипела.
(чайник)
В белом ящике мороз
Бережет продукты:
Масло, рыбу, фрукты.
(холодильник)
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки ни видать.
(утюг)
Напоминаю детям, что они работают дружно. Предлагаю разделить слова на слоги (с опорой на символы, помогающие делить слова на слоги) – Какое слово самое длинное? Короткое? Почему?
5. Физминутка (психогимнастика) «Угостим Деда Буквоеда чаем»
Дед Буквоед у нас в гостях. А гостей надо угощать….(имитируем) Наливаем в чайники воды, чайники полные, тяжелые, несем их и ставим на плиту. Сейчас у нас чайник какой? (холодный). Включаем плиту. Чайник нагревается, вода начинает закипать. Вот она закипела:
Тида-тида-тида-да
Пляшет в чайнике вода.
Чайник весело поет,
Чай с вареньем пить зовет.
Берем чайник осторожно за ручку, не обожгитесь, не ошпарьтесь, не облейтесь. Давайте нальем в кружки кипяток. Что еще надо добавить? Положим по дольке лимона. Ой, какой чай? (показываем мимикой). Дед Буквоед угощает нас конфетами (имитируем: разворачиваем, едим). Спасибо тебе Дед Буквоед!
6. Дидактическая игра «Живые слова»
Вот еще игра для вас
Назову слова сейчас,
А слова-то не простые,
А слова-то все живые.
Нескольким детям называю и раздаю напечатанные слова: МАМА, УТЮГ, РУБАШКА, ГЛАДИТ. Составьте красивое предложение, изменив окончания слов. (Аналогично: Продукты, холодильник, в, храним; машинка, белье, в, стирать)
7. «Изографы»
Дед Буквоед уже знает, что язычок ваш говорит правильно, уши слушают внимательно, а вот какие внимательные ваши глазки хочет проверить. У вас на столах есть изографы: какие там спрятаны слова? (лампа, утюг, телевизор)
8. «Кроссворд»
Дети работают коллективно: рисуют электрочайник. Берут карточки-билеты (с номерами), находят предыдущую цифру в кроссворде, дорисовывают свой элемент и составляют пословицу из кубиков Н. Зайцева: «Ум хорошо, а два лучше». Как вы понимаете эту пословицу?
9. Итог занятия.
Деду Буквоеду понравилось наше занятие, а вам? Он дарит вам смайлики.
Соловьева Любовь Ивановна,
учитель-логопед, МДОУ детский сад №77, г. Иркутск