Индивидуально-ориентированная программа по логопедии

Рекомендации по составлению и реализации индивидуально-ориентированной программы по логопедии

ПрограммаИндивидуально-ориентированная программа по логопедии, ЛФК, развитию сенсорных процессов разрабатывается на основе авторских программ, прошедших сертификацию в Министерстве Образования Российской Федерации, Министерстве Образования Свердловской области и с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Индивидуально-ориентированная программа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист заполняется стандартно.

Содержит название учредителя образовательного учреждения и самого образовательного учреждения, название учебного предмета, для изучения которого написана программа:

Например:

· Индивидуально-ориентированная программа для ученика 3 класса Иванова Ивана

· Индивидуально-ориентированная программа по коррекции нарушений письменной речи для ученика 3 класса Иванова Ивана и т.д.,

ФИО разработчиков, либо разработчика программы, гриф согласования и утверждения программы, название города, в котором составлена программа, год составления программы.

2. Пояснительная записка начинается с объяснения того, на чём основана составленная программа: указывается точное название типовой учебной программы с полным библиографическим описанием (автор(ы), место и год издания не ранее 2000 года).

В пояснительной записке прописывается:

- актуальность программы. Например: необходимость составления данной программы обусловлена особенностями индивидуального психофизиологического развития ребёнка. Иван имеет диагноз: «Несформированность речевых и языковых средств средней степени…», что требует индивидуально-дифференцированного подхода как в воспитании и обучении, так и в развитии, что может быть решено введением в учебный план школы коррекционно-логопедической работы.

- характеристика на ребёнка (краткая) с содержанием речевого развития. Даётся краткое представление о виде нарушения для более чёткого прослеживания соответствия поставленных задач и цели программы содержанию и заявленной теме. Если программа несёт в себе основную направленность – коррекция нарушений письменной речи, в пояснительной записке необходимо описать особенности отдельного вида нарушений письменной речи у ребёнка, для которого составлена программа.

Например:

В результате обследования выяснилось, что психическое и речевое развитие отстаёт от возрастной нормы. В процессе выполнения заданий, ребёнок нуждается в дополнительной помощи для организации своей деятельности. С трудом доступны для выполнения задания по выделению лишнего предмета, сравнению и обобщению понятий, Иван с трудом справляется с пересказом простого текста, фрагментарно описывает сюжетную картинку, составление рассказа по серии сюжетных картинок выполняет с помощью. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что с Иваном необходимо проводить занятия по развитию психических процессов и речи. Занятия планируется проводить с 1 сентября по 31 мая по два занятия в неделю.

Индивидуально-ориентированная программа составляется с учётом индивидуальных и психофизиологических особенностей ребёнка, а также осуществляется в тесной преемственности между уроками логопедии и обучению грамоте, развитием речи.

В пояснительной записке обязательно должно присутствовать обоснование составителя программы отбора, содержания и общей логики последовательности изучения материала, исходя из имеющихся нарушений, проблем в обучении, а также сохранных функций и достижений в обучении, то есть должна присутствовать научная обоснованность.

Например, в текст можно включить следующее пояснение:

Основой коррекционной работы с умственно отсталым ребёнком является следующее:

- принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их описанию к возрасту ребёнка

- принцип компенсации недостатков развития качеств, способностей и функций.

В работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др. показана важность учёта сензитивных периодов в психическом развитии ребёнка, то есть периодов, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно быстро развиваются под их влиянием. При неблагоприятных условиях формирования ребёнка, внутренние и внешние влияния могут стать «факторами риска», приводящими к дисгармоническому развитию функциональных систем и связей между ними, причём созревание разных структур может задерживаться в разной мере, что зависит от степени поражения той или иной функции. При создании системы коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость, необходимо учитывать группы нарушений познавательной деятельности.

В пояснительной записке могут быть указаны методы и формы реализации поставленных задач.

Например: методические приёмы, используемые в программе: игры на развитие внимания; дыхательные упражнения и т.д.

Каждая отдельная индивидуально-ориентированная программа предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с целью достижения наиболее лучшего результата.

3. Перспективно-тематический план распределения программного материала.

При составлении перспективно-тематического плана учитывается основное содержание раздела, термины, понятия, которыми планируется пользоваться при обучении. Прописывается подробный тематический план при реализации программы. Главное отличие в планировании деятельности при написании индивидуально-ориентированной программы в том, что основные темы, направления работы подбираются с учётом особенностей одного конкретного ребёнка. При планировании на год, темы, которые планируется изучить с ребёнком, направления деятельности, прописываются на весь учебный год. Переход к каждой новой теме – успешное усвоение предыдущей. Иначе, двигаться дальше не имеет смысла. В случаях, когда изучить запланированные темы в срок не удаётся, по окончании каждой четверти пишется корректировка к программе. Подробное, внеплановое, долговременное изучение одной темы, часто даёт более положительный результат, нежели, своевременный, запланированный переход от одной темы к другой без учёта особенностей ребёнка и его возможностей освоения изучаемого материала.

К каждой теме занятия подробно расписываются коррекционно-развивающие и коррекционно-образовательные цели, а также методы и приёмы, которые планируется использовать на занятии и планируемый результат.

4. Краткое содержание всех разделов программы.

В содержании каждая тема, раздел описываются более подробно.

Например: раздел «Звуки и буквы». Изучается способ и место образования. Гласные и согласные звуки и буквы, акустические и артикуляционные свойства. Выделение звуков. Соотнесение звуков с графическим образом.

5. Материал по отслеживанию навыков письменной речи (при необходимости).

Если программа предполагает коррекцию нарушений письменной речи, к ней прилагается материал по отслеживанию навыков письменной речи. Такой

материла можно взять из пособия для учителя «материал по отслеживанию навыков письменной речи у учащихся с лёгкой и средней умственной отсталостью»; Екатеринбург. Кафедра логопедии С(К)ОУ VIII вида №123, 2006 год. Либо адаптированные задания с учётом прошедших изученных и усвоенных ребёнком тем, что наиболее подходит для индивидуальной программы.

6. Взаимодействие

Данный пункт не является обязательным, но очень важен для успешного коррекционного воздействия. Только при совместных усилиях педагогов и родителей, возможен максимально положительный результат работы.

С целью полноценного усвоения и закрепления знаний детей в области речевого развития, учитель-логопед в своей работе осуществляет тесное взаимодействие со следующими специалистами:

- с учителем – осуществляет постоянный контроль за речью детей. Учитель устраняет вторичные дефекты речевого развития, развивает моторику пальцев рук и артикуляционную моторику на занятиях по сенсорике и во время режимных моментов.

- педагог-психолог – проводит диагностику и развитие высших психических функций, коррекцию самооценки, работает над коммуникативностью, над умением выстраивать взаимоотношения между детьми и взрослыми.

- музыкальный руководитель – формирует музыкальный и речевой слух, развивает темпо-ритмическое чувство, постановку и развитие дыхания, голоса, интонации.

- медицинский работник и учитель ЛФК работает над укреплением общего соматического состояния детей

- родители – работают с детьми по закреплению всех- полученных навыков дома.

- учитель по физическому воспитанию – закрепляет навыки пространственной ориентации, развитие моторной сферы, физиологического фонационного дыхания.

7. Методическое обеспечение.

Указываются материалы учебно-методического комплекта, рекомендуемая литература и средства обучения.

8. Использованная литература.

Описывается полный список литературы, использованной для составления программы, который перечисляется в алфавитном порядке с указанием автора, названием книги, места и года издания.

9. Сведения об авторе.

Указывается фамилия, имя, отчество разработчика, образование, стаж работы.

К программе рекомендуется прикрепить мониторинг речевого, психического развития ребёнка, где фиксируются результаты работы текущего учебного года, что позволяет оценить эффективность написанной программы.

Список литературы.

1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/под ред. С.Г.Шевченко. – 2-е изд. Испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 224с.

2. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/А.О.Дробинская.- М.: Школьная пресса, 2005.-96с.

3. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие/Л.С.Маркова.-М.:Айрис ПРЕСС, 2005. – 160с.

Сведения об авторе.

Бакисова Лариса Олеговна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Документы Метки: , ,

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.