Индивидуально-ориентированная программа по логопедии

Рекомендации по составлению и реализации индивидуально-ориентированной программы по логопедии

ПрограммаИндивидуально-ориентированная программа по логопедии, ЛФК, развитию сенсорных процессов разрабатывается на основе авторских программ, прошедших сертификацию в Министерстве Образования Российской Федерации, Министерстве Образования Свердловской области и с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Индивидуально-ориентированная программа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист заполняется стандартно.

Содержит название учредителя образовательного учреждения и самого образовательного учреждения, название учебного предмета, для изучения которого написана программа:

Например:

· Индивидуально-ориентированная программа для ученика 3 класса Иванова Ивана

· Индивидуально-ориентированная программа по коррекции нарушений письменной речи для ученика 3 класса Иванова Ивана и т.д.,

ФИО разработчиков, либо разработчика программы, гриф согласования и утверждения программы, название города, в котором составлена программа, год составления программы.

2. Пояснительная записка начинается с объяснения того, на чём основана составленная программа: указывается точное название типовой учебной программы с полным библиографическим описанием (автор(ы), место и год издания не ранее 2000 года).

В пояснительной записке прописывается:

- актуальность программы. Например: необходимость составления данной программы обусловлена особенностями индивидуального психофизиологического развития ребёнка. Иван имеет диагноз: «Несформированность речевых и языковых средств средней степени…», что требует индивидуально-дифференцированного подхода как в воспитании и обучении, так и в развитии, что может быть решено введением в учебный план школы коррекционно-логопедической работы.

- характеристика на ребёнка (краткая) с содержанием речевого развития. Даётся краткое представление о виде нарушения для более чёткого прослеживания соответствия поставленных задач и цели программы содержанию и заявленной теме. Если программа несёт в себе основную направленность – коррекция нарушений письменной речи, в пояснительной записке необходимо описать особенности отдельного вида нарушений письменной речи у ребёнка, для которого составлена программа.

Например:

В результате обследования выяснилось, что психическое и речевое развитие отстаёт от возрастной нормы. В процессе выполнения заданий, ребёнок нуждается в дополнительной помощи для организации своей деятельности. С трудом доступны для выполнения задания по выделению лишнего предмета, сравнению и обобщению понятий, Иван с трудом справляется с пересказом простого текста, фрагментарно описывает сюжетную картинку, составление рассказа по серии сюжетных картинок выполняет с помощью. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что с Иваном необходимо проводить занятия по развитию психических процессов и речи. Занятия планируется проводить с 1 сентября по 31 мая по два занятия в неделю.

Индивидуально-ориентированная программа составляется с учётом индивидуальных и психофизиологических особенностей ребёнка, а также осуществляется в тесной преемственности между уроками логопедии и обучению грамоте, развитием речи.

В пояснительной записке обязательно должно присутствовать обоснование составителя программы отбора, содержания и общей логики последовательности изучения материала, исходя из имеющихся нарушений, проблем в обучении, а также сохранных функций и достижений в обучении, то есть должна присутствовать научная обоснованность.

Например, в текст можно включить следующее пояснение:

Основой коррекционной работы с умственно отсталым ребёнком является следующее:

- принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их описанию к возрасту ребёнка

- принцип компенсации недостатков развития качеств, способностей и функций.

В работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др. показана важность учёта сензитивных периодов в психическом развитии ребёнка, то есть периодов, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно быстро развиваются под их влиянием. При неблагоприятных условиях формирования ребёнка, внутренние и внешние влияния могут стать «факторами риска», приводящими к дисгармоническому развитию функциональных систем и связей между ними, причём созревание разных структур может задерживаться в разной мере, что зависит от степени поражения той или иной функции. При создании системы коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость, необходимо учитывать группы нарушений познавательной деятельности.

В пояснительной записке могут быть указаны методы и формы реализации поставленных задач.

Например: методические приёмы, используемые в программе: игры на развитие внимания; дыхательные упражнения и т.д.

Каждая отдельная индивидуально-ориентированная программа предусматривает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса с целью достижения наиболее лучшего результата.

3. Перспективно-тематический план распределения программного материала.

При составлении перспективно-тематического плана учитывается основное содержание раздела, термины, понятия, которыми планируется пользоваться при обучении. Прописывается подробный тематический план при реализации программы. Главное отличие в планировании деятельности при написании индивидуально-ориентированной программы в том, что основные темы, направления работы подбираются с учётом особенностей одного конкретного ребёнка. При планировании на год, темы, которые планируется изучить с ребёнком, направления деятельности, прописываются на весь учебный год. Переход к каждой новой теме – успешное усвоение предыдущей. Иначе, двигаться дальше не имеет смысла. В случаях, когда изучить запланированные темы в срок не удаётся, по окончании каждой четверти пишется корректировка к программе. Подробное, внеплановое, долговременное изучение одной темы, часто даёт более положительный результат, нежели, своевременный, запланированный переход от одной темы к другой без учёта особенностей ребёнка и его возможностей освоения изучаемого материала.

К каждой теме занятия подробно расписываются коррекционно-развивающие и коррекционно-образовательные цели, а также методы и приёмы, которые планируется использовать на занятии и планируемый результат.

4. Краткое содержание всех разделов программы.

В содержании каждая тема, раздел описываются более подробно.

Например: раздел «Звуки и буквы». Изучается способ и место образования. Гласные и согласные звуки и буквы, акустические и артикуляционные свойства. Выделение звуков. Соотнесение звуков с графическим образом.

5. Материал по отслеживанию навыков письменной речи (при необходимости).

Если программа предполагает коррекцию нарушений письменной речи, к ней прилагается материал по отслеживанию навыков письменной речи. Такой

материла можно взять из пособия для учителя «материал по отслеживанию навыков письменной речи у учащихся с лёгкой и средней умственной отсталостью»; Екатеринбург. Кафедра логопедии С(К)ОУ VIII вида №123, 2006 год. Либо адаптированные задания с учётом прошедших изученных и усвоенных ребёнком тем, что наиболее подходит для индивидуальной программы.

6. Взаимодействие

Данный пункт не является обязательным, но очень важен для успешного коррекционного воздействия. Только при совместных усилиях педагогов и родителей, возможен максимально положительный результат работы.

С целью полноценного усвоения и закрепления знаний детей в области речевого развития, учитель-логопед в своей работе осуществляет тесное взаимодействие со следующими специалистами:

- с учителем – осуществляет постоянный контроль за речью детей. Учитель устраняет вторичные дефекты речевого развития, развивает моторику пальцев рук и артикуляционную моторику на занятиях по сенсорике и во время режимных моментов.

- педагог-психолог – проводит диагностику и развитие высших психических функций, коррекцию самооценки, работает над коммуникативностью, над умением выстраивать взаимоотношения между детьми и взрослыми.

- музыкальный руководитель – формирует музыкальный и речевой слух, развивает темпо-ритмическое чувство, постановку и развитие дыхания, голоса, интонации.

- медицинский работник и учитель ЛФК работает над укреплением общего соматического состояния детей

- родители – работают с детьми по закреплению всех- полученных навыков дома.

- учитель по физическому воспитанию – закрепляет навыки пространственной ориентации, развитие моторной сферы, физиологического фонационного дыхания.

7. Методическое обеспечение.

Указываются материалы учебно-методического комплекта, рекомендуемая литература и средства обучения.

8. Использованная литература.

Описывается полный список литературы, использованной для составления программы, который перечисляется в алфавитном порядке с указанием автора, названием книги, места и года издания.

9. Сведения об авторе.

Указывается фамилия, имя, отчество разработчика, образование, стаж работы.

К программе рекомендуется прикрепить мониторинг речевого, психического развития ребёнка, где фиксируются результаты работы текущего учебного года, что позволяет оценить эффективность написанной программы.

Список литературы.

1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения/под ред. С.Г.Шевченко. – 2-е изд. Испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 224с.

2. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь/А.О.Дробинская.- М.: Школьная пресса, 2005.-96с.

3. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие/Л.С.Маркова.-М.:Айрис ПРЕСС, 2005. – 160с.

Сведения об авторе.

Бакисова Лариса Олеговна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Документы Метки: , ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.