Важным качеством грамотной речи является четкая дикция, интонационная и орфоэпическая правильность, эмоционольно-образная выразительность. Использование интонационных навыков, сформированных в дошкольном возрасте, является важной предпосылкой для овладения письменной речью.
Не секрет,что в ДОУ дети перегружены занятиями, у них практически не остается времени на игру. Поэтому работу над мелодико-интонационной выразительностью я, совместно с воспитателями нашего детского сада, включаю в различные режимные моменты: прогулки, самостоятельную деятельность детей во второй половине дня.
Посвящая 3-5 минут решению какой-либо интонационной задачи, мы постепенно формируем у детей навык владения этим выразительным средством речи, который помогает оформить им свое высказывание.
Вот несколько игровых упражнений, цель которых-формирование интонационной выразительности речи:
«Горка»
Цель: развивать высоту голоса, закреплять умение изменять темп речи в зависимости от ситуации.
- Я на горку вверх иду (дети медленно поют вверх по гамме и 2 руками показывают, как они поднимаются на горку.)
- А с горы бегом бегу (поют вниз по гамме и быстром темпе, сопровождая пение движением рук.)
«Мышки»
Цель: развитие силы голоса, двигательной активности.
Дети делятся на две команды:мыши и коты. Дети — «коты» спят. Дети — «мыши», присев на корточки, тихо поют:
Мышки под полом сидят,
Мышки в щелочки глядят.
Тихо-тихо-тихо мышки
В щелочки глядят.
Поют громко:
Ночью мышки выбегают,
Игры, пляски затевают.
Пи, пи, пи,
Игры, пляски затевают.
С окончанием песенки дети-»коты» просыпаются и ловят «мышей».
«Часы»
Цель: развивать темповую организацию речи.
Тик-так, тик-так.
Часы большие так идут.
(Хлопают и говорят медленно.)
Тики-таки, тики-таки-
Маленькие так бегут.
(Хлопают и говорят быстро.)
«Микрофон»
Цель: развивать умение регулировать силу голоса.
Играют четверо детей. Фразу: «У Миши красная машина»
1-й ребенок говорит очень тихо,
2-й -погромче,
3-й-еще громче,
4-й-очерь громко.
Приведенные выше игровые упражнения по развитию интонационной выразительности речи не занимают много времени, но позволяют сделать работу интересной, насыщенной и разнообразной.
Ольга Бабкова,
учитель-логопед