Предпосылки успешного обучения в школе. Практические задания

Исправление речевых недостатков дошкольниковАннотация: С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Поэтому недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Перед родителями будущих первоклассников, особенно тех, чьи дети не посещали детский сад, часто встает вопрос — что же делать, чтобы начало обучения не омрачилось плохими оценками и насмешками? Эти рекомендации помогут избежать ошибок в устной и письменной речи вашего малыша.

Предпосылки успешного обучения в школе. Практические задания

Речевая функция является одной из самых важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности (внимания, памяти, мышления), способность к понятийному мышлению (оно очень важно, так как характеризуется сможет ли ребенок понять объясняемый материал).

С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух. Поэтому недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Встречаются нарушения, характеризующиеся в нечеткости речи, некоторой смазанности звуков. Младшие школьники преимущественно пишут так как говорят, поэтому очень важно чтобы ваш ребенок четко выговаривал все звуки и не «съедал» окончания.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается такими ошибками: труппочка – вместо трубочка, ожик – ёжик, корький – горький. Так некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной гласной и в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Много ошибок в написании предлогов, приставок, союзов.

Отставание в развитии лексико- грамматической стороны речи приводит к аграмматизмам. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не умеют правильно согласовывать прилагательные в роде, числе падеже и существительные с числительными в числе. Например: пять белого гриба, семь синих карандашов.

Неправильно выбирают падежные формы имен существительных в словосочетаниях глагол + существительное: катались на санки. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения. Как следствие, не применят правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

Нарушение слоговой структуры слова выражается в неправильном написании слов типа: команата – комната, моток – молоток.

Практические задания для успешного обучения в школе

Перед родителями будущих первоклассников встает вопрос — что же делать, чтобы обучение в школе было успешным?

  • ребенок должен четко и точно воспроизводить слово: например — милиционер.
  • делить слова на слоги. Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Это еще и поможет в предотвращении неправильного переноса слов.

Можно и нужно играть в такие игры :

  • «Сколько слогов (звуков) в слове»
  • «Назови слово, где звук __ стоит в начале, середине, конце слова»
  • «Поймай звук __ »
  • «Определи место звука в слове»
  • «Повтори правильно: скакалка, перепорхнуть, кораблекрушение»
  • «Сколько слов в предложении» — вначале каждое слово прохлопывается, союзы и предлоги считаются маленькими словами
  • «Придумай предложение из слов….»,
  • Придумай предложение со словом НА, ПОД, УТКА»
  • «Повтори предложение»
  • «Увеличь предложение на 1 слово» (Петя полол + лук + и поливал грядки и т.д.)
  • «Я буду читать предложение, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся исправить»: Собака вышла в будку.
  • «Составь предложение из слов – В САД РАСТИ ВИШНЯ».
  • «Добавь в предложение маленькое слово: ЛЕНА НАЛИВАЕТ ЧАЙ __ ЧАШКИ».
  • «Один – много» дуб — дубы, ручка — ручки
  • «Один – много чего?» дуб — много дубов, ручка — много ручек
  • «Назови ласково» стакан — стаканчик, стул — стульчик
  • «Назови всю семью» — папа — конь, мама — лошадь, дети — жеребенок, жеребята
  • образование прилагательных от существительных: КУКЛА ИЗ БУМАГИ –БУМАЖНАЯ, ЛИСТ КЛЕНА – КЛЕНОВЫЙ
  • образование качественных прилагательных: ЛИСУ ЗА ХИТРОСТЬ НАЗЫВАЮТ ХИТРОЙ, А ВОЛКА ЗА ЖАДНОСТЬ — …
  • образование притяжательных прилагательных: У СОБАКИ ЛАПА СОБАЧЬЯ, А У КОШКИ- …, ГНЕЗДО ОРЛА, ЧЬЁ ГНЕЗДО – …, УХО МЕДВЕДЯ- …
  • придумать рассказ, сказку. Пересказ рассказа, сказки.
  • профилактика оптической дисграфии: напиши букву, допиши букву, найди среди букв букву, найди, где буква __ написана правильно.

Предложенные игры и задания помогут избежать вашему ребенку ошибок разного вида в устной речи и на письме.

Желаю успехов!

Ирина Камышева,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.