Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В статье представлен вариант средства обучения, благодаря которому логопед сможет на групповых занятиях корректировать и/или готовить к коррекции звукопроизношения детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Данная методика подходит для работы с детьми как в специализированном, так и в общеобразовательном детском саду.

Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Звуки речи — минимальные единицы речи, являющиеся результатом артикуляционной деятельности человека, и характеризующиеся определёнными акустическими и перцептивными свойствами.

Именно для овладения нормированными звуками речи, на занятиях логопед обучает ребенка правильно и четко воспринимать звуки на слух, готовят для их произнесения артикуляторный аппарат.

Данные направления работы сохраняются как в работе с детьми с ОВЗ, так и в группах детей в общеобразовательных садиках.

В онтогенезе речевой деятельности звуки усваиваются постепенно:

  •  на момент рождения усваиваются звуки гласного типа разной степени открытости, но которые невозможно развить изолированно вне крика ( А.Н. Гвоздев)
  • 2-3 месяца жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление — звуки, которые напоминают гласные ([а], [о], [у], [э]); губные согласные ([п], [м], [б]), и заднеязычные ([г], [к], [х]).
  • 4 мес.- 2 года совершенствуется произношение имеющихся звуков
  • 3 года. Доступно произношение всех гласных кроме [ы]. Допустимы дефекты смягчения, оглушения. Не умеет произносить шипящие, аффрикаты, [р]-[р'], [л]-[л'] —эти звуки заменяются, либо пропускаются. Появляются свистящие и умение произносить стечение согласных.
  • 4 года. Ребенок дифференцирует все звуки, должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения
  • 5 лет. В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л']. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р'] и аффрикаты [ц], [ч]. Формирование правильного звукопроизношения заканчивается.

Из опыта работы в детском саду мы знаем, что отсутствие у детей особенностей развития не гарантирует умение правильно воспроизводить все звуки речи даже в подготовительной группе. Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с нарушением фонематического слуха, с недостаточным самоконтролем и т.д.

Для успешного усвоения системы звуков русского языка необходимо использовать облегчающие и активизирующие приемы обучения.

Одним из таких приемов, является использование знаков, которые А. Р. Лурия предлагал надстрочно использовать при афферентной моторной афазии.

Надстрочные знаки – специальные картинки, напоминающие артикуляцию звука, которые предлагаются в пособиях по восстановлению речи при афазии М.К. Шохор-Троцкой. Они используются для уточнения произношения какого-либо звука.

Интересно то, что в обучении очень часто мы используем такого рода знаки при работе с гласными: у- узкий кружочек, а- большой кружок , и- улыбка и др., обозначающие движение губ.

Использование схематических изображений артикуляции звуков

Суть обучения строится на кинестетических и кинетических ощущениях самого ребенка, а также зрительном образе: при произношении или восприятии каждого звука необходимо почувствовать и /или увидеть движение соответствующего органа артикуляции

Для того, чтобы познакомиться или повторить новый звук, готовится реквизит, используемый на любом занятии: доска, маркер, зеркало.

В игровой ситуации взрослый, «потерявший голос», четко артикулируя, произносит звук(плотно сжимает губы-М, рот широко открыт, а задняя часть спинки языка прижимается к небу- К/Г и т.д.). Дети пытаются повторить артикуляцию, но с « включенным голосом». Затем взрослый произносит звук и вместе с детьми выявляет самые «активные» и «видимые», ярко ощущаемые движения органов артикуляции. Рисуется схема и подбирается картинка, подходящая звуку и схеме.

Начинаем занятия всегда со звуков раннего онтогенеза (К — кашляет человек, М — мычит корова и т.д.)

Когда на следующем занятии детям показываем схему, то стараясь подражать изображенному знаку, каждый из них легко вспоминает пройденное. Затем ребенок зарисовывает на бумаге знак и прикрепляет к картинке, в которой данный звук находится в названии.

Соотнося артикуляционную позу, зашифрованную в знаках с правильным звучание звука, дети гораздо реже стали искажать, смешивать и замещать звуки речи. После знакомства с достаточным количеством знаков, проводились игры с поиском сокровищ, прохождением лабиринтов, где необходимо правильно произнести слово с ориентированием не только на буквы, но и на звуки, соотнести букву со знаком, а знак — со звуком .

Мы также просили исправить схему, заменить знак буквой, записать название беззвучно любого предмета, чтобы другие дети могли его найти , вспомнить артикуляциооную гимнастику, которая поможет произносить зашифрованный звук правильно, хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышишь слово с тем звуком, знак которого на листке перед ребенком. Все это делалось для того, чтобы лучше запомнилась артикуляционная поза звука и его фонема.

Последовательность работы над буквами и соответствующими звуками была такой:

  • А, У, О, И, П, Б, М, И, В, Ф, Т, Д, Н, Э, Ы, К, Г, С, З, Ш, Ж, Е, Я, Ё, Ю, Ч, Ц, Щ, Л, Р. (Последовательность менятся в зависимости от возможностей детей и задач педагога)

Таким образом, за один учебный год мы с детьми уточнили произношение как имеющихся звуков, так и звуков, которые дети искажали, смешивали . Все дети в конце года подготовили артикуляционный аппарат для произнесения изученного, уточнили звукопроизношение, стали лучше дифференцировать схожие по звучанию звуки.

Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, преобладающим у детей дошкольного возраста, носит непроизвольный характер запоминания. Чтение по губам, возможность «потрогать звуки» помогает детям выделить и назвать характерные признаки производимых действий.

Введение использования знаков состоит из 3-х этапов:

Первый – кодирование информации в образы. Мы должны избрать для себя вид модели, который мы будем использовать. Подготовить схемы и символы кодирования информации. Схематическое кодирование, используемый в работе при моторной афазии подходит для дошкольников подготовительной, но в работе с детьми старшей группы необходимо добавить большей соотнесенности с реальными образами. Рекомендуется зарисовывать картинки, отображающие не только положение органа артикуляционного аппарата, но и сам орган( например, сжатые в полоску губы место просто полосы на М).

На начальных этапах работы нужно использовать малое количество знаков с как можно более контрастными фонемами.

Второй – запоминание и соединение образов между собой, запоминание последовательности событий. Данный метод можно использовать для уточнения произношения звуков на уровне слогов. Дети соотносят не только звуки со знаками, но и подбирают зверей, которые произносят изображенный слог

Третий – самостоятельный выбор знака с опорой на фонему и букву. На данном этапе ребенок должен сам произнести необходимый звук, проанализировать ощущения и зрительный образ, рассказать о них, после чего подобрать схему.

Необходимо помнить, что в каждом учреждении свой план работы по обучению грамоте, на который логопед может ориентироваться. Именно совместная работа с другими педагогами поможет ребенку освоить программу без затруднений, которые часто возникают из-за необходимости усвоить большой объем разнонаправленной информации

Приложение отображает загаданные слова, которые дети старшего дошкольного возраста расшифровывали в конце ученого года, ориентируясь на полученные знания.

Бабушкина Татьяна Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.