Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В статье представлен вариант средства обучения, благодаря которому логопед сможет на групповых занятиях корректировать и/или готовить к коррекции звукопроизношения детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Данная методика подходит для работы с детьми как в специализированном, так и в общеобразовательном детском саду.

Использование схематических изображений артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Звуки речи — минимальные единицы речи, являющиеся результатом артикуляционной деятельности человека, и характеризующиеся определёнными акустическими и перцептивными свойствами.

Именно для овладения нормированными звуками речи, на занятиях логопед обучает ребенка правильно и четко воспринимать звуки на слух, готовят для их произнесения артикуляторный аппарат.

Данные направления работы сохраняются как в работе с детьми с ОВЗ, так и в группах детей в общеобразовательных садиках.

В онтогенезе речевой деятельности звуки усваиваются постепенно:

  •  на момент рождения усваиваются звуки гласного типа разной степени открытости, но которые невозможно развить изолированно вне крика ( А.Н. Гвоздев)
  • 2-3 месяца жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление — звуки, которые напоминают гласные ([а], [о], [у], [э]); губные согласные ([п], [м], [б]), и заднеязычные ([г], [к], [х]).
  • 4 мес.- 2 года совершенствуется произношение имеющихся звуков
  • 3 года. Доступно произношение всех гласных кроме [ы]. Допустимы дефекты смягчения, оглушения. Не умеет произносить шипящие, аффрикаты, [р]-[р'], [л]-[л'] —эти звуки заменяются, либо пропускаются. Появляются свистящие и умение произносить стечение согласных.
  • 4 года. Ребенок дифференцирует все звуки, должны появиться шипящие, уйти дефекты оглушения и смягчения
  • 5 лет. В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л']. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р'] и аффрикаты [ц], [ч]. Формирование правильного звукопроизношения заканчивается.

Из опыта работы в детском саду мы знаем, что отсутствие у детей особенностей развития не гарантирует умение правильно воспроизводить все звуки речи даже в подготовительной группе. Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с нарушением фонематического слуха, с недостаточным самоконтролем и т.д.

Для успешного усвоения системы звуков русского языка необходимо использовать облегчающие и активизирующие приемы обучения.

Одним из таких приемов, является использование знаков, которые А. Р. Лурия предлагал надстрочно использовать при афферентной моторной афазии.

Надстрочные знаки – специальные картинки, напоминающие артикуляцию звука, которые предлагаются в пособиях по восстановлению речи при афазии М.К. Шохор-Троцкой. Они используются для уточнения произношения какого-либо звука.

Интересно то, что в обучении очень часто мы используем такого рода знаки при работе с гласными: у- узкий кружочек, а- большой кружок , и- улыбка и др., обозначающие движение губ.

Использование схематических изображений артикуляции звуков

Суть обучения строится на кинестетических и кинетических ощущениях самого ребенка, а также зрительном образе: при произношении или восприятии каждого звука необходимо почувствовать и /или увидеть движение соответствующего органа артикуляции

Для того, чтобы познакомиться или повторить новый звук, готовится реквизит, используемый на любом занятии: доска, маркер, зеркало.

В игровой ситуации взрослый, «потерявший голос», четко артикулируя, произносит звук(плотно сжимает губы-М, рот широко открыт, а задняя часть спинки языка прижимается к небу- К/Г и т.д.). Дети пытаются повторить артикуляцию, но с « включенным голосом». Затем взрослый произносит звук и вместе с детьми выявляет самые «активные» и «видимые», ярко ощущаемые движения органов артикуляции. Рисуется схема и подбирается картинка, подходящая звуку и схеме.

Начинаем занятия всегда со звуков раннего онтогенеза (К — кашляет человек, М — мычит корова и т.д.)

Когда на следующем занятии детям показываем схему, то стараясь подражать изображенному знаку, каждый из них легко вспоминает пройденное. Затем ребенок зарисовывает на бумаге знак и прикрепляет к картинке, в которой данный звук находится в названии.

Соотнося артикуляционную позу, зашифрованную в знаках с правильным звучание звука, дети гораздо реже стали искажать, смешивать и замещать звуки речи. После знакомства с достаточным количеством знаков, проводились игры с поиском сокровищ, прохождением лабиринтов, где необходимо правильно произнести слово с ориентированием не только на буквы, но и на звуки, соотнести букву со знаком, а знак — со звуком .

Мы также просили исправить схему, заменить знак буквой, записать название беззвучно любого предмета, чтобы другие дети могли его найти , вспомнить артикуляциооную гимнастику, которая поможет произносить зашифрованный звук правильно, хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышишь слово с тем звуком, знак которого на листке перед ребенком. Все это делалось для того, чтобы лучше запомнилась артикуляционная поза звука и его фонема.

Последовательность работы над буквами и соответствующими звуками была такой:

  • А, У, О, И, П, Б, М, И, В, Ф, Т, Д, Н, Э, Ы, К, Г, С, З, Ш, Ж, Е, Я, Ё, Ю, Ч, Ц, Щ, Л, Р. (Последовательность менятся в зависимости от возможностей детей и задач педагога)

Таким образом, за один учебный год мы с детьми уточнили произношение как имеющихся звуков, так и звуков, которые дети искажали, смешивали . Все дети в конце года подготовили артикуляционный аппарат для произнесения изученного, уточнили звукопроизношение, стали лучше дифференцировать схожие по звучанию звуки.

Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, преобладающим у детей дошкольного возраста, носит непроизвольный характер запоминания. Чтение по губам, возможность «потрогать звуки» помогает детям выделить и назвать характерные признаки производимых действий.

Введение использования знаков состоит из 3-х этапов:

Первый – кодирование информации в образы. Мы должны избрать для себя вид модели, который мы будем использовать. Подготовить схемы и символы кодирования информации. Схематическое кодирование, используемый в работе при моторной афазии подходит для дошкольников подготовительной, но в работе с детьми старшей группы необходимо добавить большей соотнесенности с реальными образами. Рекомендуется зарисовывать картинки, отображающие не только положение органа артикуляционного аппарата, но и сам орган( например, сжатые в полоску губы место просто полосы на М).

На начальных этапах работы нужно использовать малое количество знаков с как можно более контрастными фонемами.

Второй – запоминание и соединение образов между собой, запоминание последовательности событий. Данный метод можно использовать для уточнения произношения звуков на уровне слогов. Дети соотносят не только звуки со знаками, но и подбирают зверей, которые произносят изображенный слог

Третий – самостоятельный выбор знака с опорой на фонему и букву. На данном этапе ребенок должен сам произнести необходимый звук, проанализировать ощущения и зрительный образ, рассказать о них, после чего подобрать схему.

Необходимо помнить, что в каждом учреждении свой план работы по обучению грамоте, на который логопед может ориентироваться. Именно совместная работа с другими педагогами поможет ребенку освоить программу без затруднений, которые часто возникают из-за необходимости усвоить большой объем разнонаправленной информации

Приложение отображает загаданные слова, которые дети старшего дошкольного возраста расшифровывали в конце ученого года, ориентируясь на полученные знания.

Бабушкина Татьяна Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.