Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи»

Программа внеурочной деятельности для детей с ОВЗ 1-го доп. класса «Азбука речи»

Автор-составитель:
учитель-логопед
Костина Н. Е.

2022-2023 г.

Пояснительная записка

Документация логопедаПрограмма «Азбука речи», составленная в соответствии с ФГОС НОО, представляет собой вариант организации логопедического сопровождения младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности.

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Актуальность

На основании диагностических фактов у учащихся недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Цель программы: развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Основные задачи программы:

1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;

2. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;

3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;

4.Формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;

5. Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;

6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.

8. Воспитание и уважение к нравственным нормам.

Таким образом, основная задача — научить учащихся связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, т.е. формирование и закрепление практических речевых умений и навыков.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

Программа

Основным принципом коррекционно-развивающего обучения на первом этапе является одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Работа по формированию связной речи проводится методом устного опережения, так как учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление — основная часть — заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);

— овладение содержанием;

— овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников, формирует умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. На занятиях дети составляют рассказы по вопросам, предметным, сюжетным картинкам, по серии картинок, графическим (знаковым) схемам, опорным словам, программируя в устном плане развернутые сообщения, отрабатывая умение отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности.

Важнейшим лексическим умением, формируемым на занятиях, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова, и стараться выяснять и объяснять их значения. В связи с работой над лексическим значением слов учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей. Начинать работу на лексическом уровне следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса учеников по основным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, признаки, действия. Предлагаемые занятия позволят учителю количественно и качественно обогатить активный и пассивный словарный запас учащихся, наблюдая явления антонимии, синонимии, многозначности, омонимии. Систематизация словаря осуществляется через определение смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле, и направлена на преодоление неправильного, неточного употребления слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дизорфографии.

На втором этапе обучения также включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развивать инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Работа с текстом позволит сформировать умение строить связное высказывание. Коллективный анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников, сформирует умение определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделять характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развивать умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия и местоимения. Совершенствовать различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Работая с деформированным текстом, предупреждается искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями.

Работа на заключительном этапе: «Письменная связная речь. Изложение. Сочинение» сформирует у учащегося необходимые умения для создания высказывания, и умения, необходимые для восприятия готового текста. При работе над изложением отработаются умения, связанные с восприятием и подачей содержания текста, приработе над сочинением-умения, связанные с созданием собственных текстов.

Планируемые результаты.

Освоение программы « Азбука речи» направлено на достижения комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

- учебно-познавательные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ

- ориентации на понимание причин успеха в речевой деятельности

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

- заложены основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию

- на достижение личностных результатов направлены задания:

1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

2) на анализ характеров и поступков героев;

3) на формулирование концептуальной информации текста

Младшие школьники получают возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к речевой деятельности

- возможности реализовывать речевой потенциал, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на социальном уровне

Метапредметные результаты.

Регулятивные

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

- оставлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные

- извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Составлять простой и сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные

- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

- учиться критично, относиться к собственному мнению.

- понять другие позиции (взгляды, интересы)

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности, обучающиеся должны уметь:

- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

- составлять полные предложения;

- объяснение лексического значения слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память, способность к переключению;

- проявлять интерес к явлениям окружающей действительности;

- проявлять интерес к животному миру;

- уметь проявлять заботливое, внимательное, познавательное отношение к природным явлениям;

- уважать труд взрослых;

- воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней;

- воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину

Рабочая программа предполагает использование методических пособий:

1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 1960.
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2006. Ч.1.
3. Гомзяк О.С. Говори правильно. /О.С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2007.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: ГНОМ и Д, 2006.
5. Научно-методический журнал «Логопед», № 2 2011г, «Развитие внутреннего плана речи у младших школьников»
6. Лычагина О.В. «Тетрадь для закрепления пройденных лексических тем »..Астрахань , 2009г

Тематическое планирование внеурочной деятельности для первого дополнительного класса

Дата

Тема занятия

лексико-грамматический строй речи

фонетико-фонематическая сторона речи

связная речь

графические навыки

Логопедическое обследование (4 часа)

1.Осень Формировать и расширять семантическое поле слова «осень»;  общую, мелкую моторику, мимические мышцы лица; расширять представления об окружающем, воспитывать бережное отношение к природе                                У
Познакомить с механизмом образования звука; формировать навыки звукового анализа и синтеза; развивать фонематический слух, восприятие; силу голоса;
Рассказ по теме «Осень» О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.1
Е.Косинова
«Пишем вместе с логопедом» с.5-6
2.Осень. Периоды осени Формировать и расширять словарь по теме; учить различать периоды осени; развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику; формировать самоконтроль за речью через оральный,  тактильно-вибрационный и акустический контроль                                А
Познакомить с механизмом образования звука; учить выделять звук из состава слогов, слов, предложений; развивать фонематический слух и восприятие; учить диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.2
Е.Косинова
«Пишем вместе с логопедом» с.4
3.Деревья осенью. Листья Преобразование сущ-х ед.ч.им.пад в форму мн.ч.
Воспитывать чувство любви к природе; развивать наблюдательность
                            У – А
Учить различать звуки с опорой на различные виды контроля; дифференциации звуков  в слогах, словах, предложениях; развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; нижнедиафрагмальное дыхание и звонкость голоса; фонематический слух и восприятие; воспитывать самоконтроль за речью
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.3
4.Деревья осенью. Листья Формировать умение образовывать прилагательные от сущ-х.

Воспитывать бережное отношение к деревьям и природе в целом

                                  И
Дать понятие о механизме образования звука; работать над развитием фонематических процессов, дыхания, голоса; учить выделять звук из состава слогов, слов, предложений
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.4
Е.Косинова
с.7-8
5.Овощи Формировать и расширять словарь по теме;  знания об особенностях различных овощей                               П – Пь
Научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам; работать над развитием фонематического слуха, дыхания и голоса
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.5
Е.Косинова
с.22-23
6.Труд взрослых на полях и в огородах Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида ед.ч. настоящего времени                                К – Кь
Научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам; развивать звуковой анализ; фонематические процессы; дыхание и голос
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.6
7.Фрукты Активизация словаря по теме. Формирование грамматической категории имён сущ-х в форме род.пад.мн.ч.                                 Т – Ть
Научить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков и различать их; развивать навыки звукового анализа на материале слогов и слов; фонематический слух; формировать умение делить предложения на слова
Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.7
8.Фрукты Активизация и расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования                                  К – Т
Учить давать сравнительную характеристику звуков; развивать звуковой анализ и синтез; фонематические процессы
9.Насекомые Расширение словаря по теме, закрепление употребления имён сущ-х в род.пад.                               П – Т – К
Учить сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
развивать дыхание и голос; мимическую мускулатуру лица, мелкую моторику; звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов; учить ориентироваться на тетрадном листе
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему  

О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.8

10.Особенности строения тела насекомых Расширение и активизация словаря по теме; формирование предикативного словаря                                   О
Учить давать характеристику звука с опорой на различные виды контроля;
автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать фонематический слух и восприятие; общую моторику и координацию движений; дыхание и голос
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.9
11.Перелётные птицы Формирование навыков словообразования, словоизменения – употребление род. пад. ед. и мн.ч.                              Х – Хь
Учить давать сравнительную характеристику звуков; дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; развивать дыхание и голос; общую, мелкую, артикуляционную моторику; мыслительную деятельность
Пересказ рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.10
12.Особенности строения тела птиц Образование уменьшительно-ласкательной формы сущ-х                               К – Х
Учить давать сравнительную характеристику звуков; дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; развивать звуковой анализ и синтез; фонематические процессы
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.11
13.Грибы Согласование имён сущ-х с числительными                                     Ы
Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука; автоматизировать звук слогах, словах, предложениях и тексте; развивать звукобуквенный анализ слогов и слов; дыхание и голос; мимическую мускулатуру лица
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.12
14.Ягоды Образование прилагательных от сущ-х; закрепление понятий о словах-признаках                               А, У, И, Ы, О
Формировать умение различать гласные звуки; развивать звуко-слоговой анализ слов; фонематические процессы; дыхание и голос; общую, мелкую, артикуляционную моторику; закреплять понятие «гласный звук» 
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.13
15.Домашние животные и их детёныши Закрепление и расширение знаний по теме; расширение и уточнение словаря; воспитывать самоконтроль за речью                                 М – Мь
Учить характеризовать с опорой на различные виды контроля; развивать фонематический слух и восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику; мимическую мускулатуру лица
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.14
16.Домашние животные. Место обитания Закрепление знаний по теме; формирование номинативного словаря; расширение и уточнение словаря                                    Н – Нь
Учить давать сравнительную характеристику звуков; дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать фонематический слух и восприятие; учить выполнять расслабляющие упражнения
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.15
17.Дикие животные и их детёныши Формирование номинативной лексики по теме; образование сущ-х мн.ч. и их практическое употребление в речи                                    Н – М
Учить давать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков; дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях; развивать фонематический слух и восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.16
18.Дикие животные Практическое усвоение и закрепление в речи имён сущ-х и притяжательных прилагательных по теме; уточнение и расширение словаря                                      Б
Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука; автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях; развивать фонематический слух и восприятие; дыхание и голос
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.17
19.Осенняя обувь, одежда, головные уборы Формирование словаря, дифференциация типов одежды по сезонам                                   Б – Бь
Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам; дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать фонематические процессы; общую, мелкую, артикуляционную моторику; память и мышление
Составление описательного рассказа с опорой на схему
20.Осенняя обувь, одежда, головные уборы Образование относительных прилагательных; развитие адъективной лексики; уточнение и расширение словаря

П – Б

Учить находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков; развивать фонематический слух и восприятие; мимические мышцы; учить выполнять расслабляющие упражнения

О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.18
21.Зима Развитие семантического слова «снег», валентности слов. Практическое закрепление в речи глаголов прошедшего времени                                       С
Автоматизировать звук С в слогах, словах, предложениях; развивать дыхание и голос; фонематический слух и восприятие
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец — рассказ логопеда) О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.19
22.Зима. Зимние месяцы Уточнение и расширение словаря по теме; подбор сущ-х к глаголам на заданную тему; самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль                                        Сь
Дать понятие о механизме образования звука; автоматизировать звук в слогах, словах , предложениях; развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; фонематический слух и восприятие; дыхание и голос
23.Зима Расширение предикативного словаря                                     С – Сь
Научить давать сравнительную характеристику звуков; учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях и тексте; развивать дыхание и голос; мимические мышцы
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
24.Дикие животные зимой Практическое закрепление в речи употребления имён сущ-х в различных падежах; формирование и расширение «семантического поля» слов-глаголов                                         З
Учить давать характеристику звука; автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях; развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику; фонематический слух и восприятие
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.20
25.Мебель. Расширение знания значений предлогов и употребление их в самостоятельной речи                                        Зь
Дать понятие о механизме образования звук автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях; развивать артикуляционную моторику; учить дифференцировать носовой и ротовой выдох; развивать координацию движений
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам
26.Мебель Закрепление предложно-падежных конструкций; уточнение и расширение словаря; составление предложений по демонстрируемым действиям; развитие навыков словоизменения                                  З – Зь
Учить давать характеристику звуков в сравнительном аспекте; дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; формировать навыки ориентировки в пространстве; учить синхронизировать речь с движениями
27.Посуда Формирование словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных                                 Сь – Зь

Учить давать характеристику звуков в сравнительном плане; дифференцировать звуки в слогах, словах,  предложениях; дифференцировать ротовой и носовой выдох; развивать фонематический слух и восприятие; память и внимание

С – З

Учить давать сравнительную характеристику звуков; координировать речь и движения; развивать память; фонематический слух и восприятие

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюж. картин с продолжением сюжета О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.21
28.Новогодний праздник Развитие навыка словообразования

Закрепление употребления имен сущ-х в творит.пад.

                                   В – Вь
Учить давать характеристику звуков в сравнительном плане; дифференцировать звуки в слогах, словах, предложении и тексте; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; дыхание и голос; мыслительную деятельность
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.22
 

29.Животные жарких стран

 

Закрепление употребления имён сущ-х мн.ч. в им.пад.

                          Д – Дь
Учить давать сравнительную характеристику звуков; дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях и тексте; координировать речь и движения; развивать фонематический слух и восприятие; внимание и память; дыхание и голос
 

Пересказ рассказа Б. С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

 

О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.23

30.Животные жарких стран Формирование навыка словообразования по теме                                    Т – Д
Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков; дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях; развивать фонематический слух и восприятие; дыхание и голос; память; общую, мелкую и артикуляционную моторику
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.24
31.Семья Обучение составлению сложносочинённых предложений. Расширение словаря антонимов Словообразование притяжательных прилагательных                              Ть – Дь
Учить характеризовать звуки с опорой на различные виды контроля;
дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
развивать фонематический слух и восприятие; — общую, мелкую, артикуляционную моторику;- звуковой анализ и синтез

Г
Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука;
развивать дыхание и голос
- мимические мышцы;
- звукобуквенный анализ и синтез;
- внимание и память;
автоматизировать звук в слогах, словах и предложениях

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.25
 

32.Инструменты

 

Формирование номинативного словаря, расширение и уточнение словаря; закрепление навыка употребления имён сущ-х в творит. пад.

Г – Гь
Учить давать сравнительную характеристику звуков;
- дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях и тексте;
- выполнять расслабляющие упражнения;
развивать звуковой анализ и синтез;
- фонематический слух и восприятие
 

Пересказ сказки «Две косы»

33.Инструменты Формирование словаря глаголов                                    Г – К
Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звука в сравнительном плане;
- дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях и тексте;
развивать координацию речи с движениями;
- дыхание и голос;
- мимические мышцы
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.26
34.Морские, речные и аквариумные обитатели Образование притяжательных прилагательных

Образование отыменных прилагательных; расширение словаря

Э

Дать понятие о механизме образования звука;
автоматизировать звук в слогах, словах и предложениях;
учить дифференцировать ротовой и носовой выдох;
развивать голос

Й
Дать понятие о механизме образования звука;
автоматизировать звук в слогах, словах и предложениях;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- дыхание и голос;
фонематический слух и восприятие;

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.28
35.День защитников отечества Расширение и уточнение  словаря по теме «Военные профессии»; формирование навыков словоизменения (сущ-е в творит.пад.)                                       Е
Дать понятие о букве;
развивать звукобуквенный анализ;
- координацию речи и движений;
- фонематический слух и восприятие
Составление рассказа «Собака — санитар» по серии сюжетных картин О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.29
36.Комнатные растения Формирование глагольного словаря по теме, навыков словоизменения глаголов                                       Я
Дать понятие о букве;
учить дифференцировать ротовой и носовой выдох;
- координировать речь с движениями;
развивать звонкость голоса;
- мимические мышцы;
- фонематический слух
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.30
37.Транспорт Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками; уточнение и расширение словаря через формирование семантического поля слова «машина»; дифференциация транспорта по видам                                      Ш
Дать понятие о механизме образования звука;
автоматизировать звук в слогах, словах и предложениях;
формировать нижнедиафрагмальное дыхание;
- самоконтроль за речью через тактильно-вибрационный и акустический контроль;
развивать фонематический слух и восприятие;
- общую, мелкую и артикуляционную моторику
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.31
38.Транспорт Закрепление употребления формы творит.пад. сущ-х и расширение словаря по теме                                   Ш – С
Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков с опорой на различные виды контроля;
- координировать речь и движение
дифференцировать звуки Ш-С в слогах, словах, предложениях:
развивать мыслительную деятельность;
-   фонематический слух и восприятие
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.32
39.Весна. Формирование и расширение семантического поля слова «жук»; формирование навыков словоизменения                                        Ж
Формировать правильный артикуляционный уклад звука Ж;
автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях;
развивать фонематический слух и восприятие
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.33
40.Мамин праздник Развитие словаря прилагательных, словаря по теме; самоконтроля за речью                                     Ж – З
Учить давать характеристику звуков в сравнительном плане;
- дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
- координировать речь с движением;
развивать дыхание и голос;
- фонематические процессы
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.34
41.Весна Формирование словаря по теме                                   Ж – Ш
Дать понятие о механизме образования звуков в сравнительном плане;
учить дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов и слов;
развивать умение анализировать состав предложений;
- фонематические процессы
Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.35
42.Весна Развитие навыков словообразования                         Ш – Ж – С  – З
Учить различать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;
- дифференцировать звуки на материале слогов, слов и предложений;
развивать фонематические процессы;
- навыки звукобуквенного анализа;
- общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- дыхание и голос;
выполнять упражнения на предупреждение дисграфии
43.Перелётные птицы весной Формирование семантического поля слова «ласточка»; подбор синонимов к словам-глаголам                                        Л
Автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику- мимические мышцы, дыхание и голос;
- фонематический слух и восприятие;
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.36
44.Перелётные птицы весной Расширение глагольного словаря по теме; развитие связной речи                                      Ль
Дать понятие о механизме образования звука;
автоматизировать звук в слогах, словах и предложениях;
развивать дыхание и голос;
- навыки звукобуквенного анализа;
- общую, мелкую, артикуляционную моторику
45.Растения и животные весной Уточнение и расширение словаря по теме                                   Л – Ль
Учить сравнивать звуки по акустико-артикуляционным признакам;
- дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
развивать звонкость голоса;
- мимические мышцы;
- навыки звукобуквенного анализа и синтеза

Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий
46.Растения и животные весной Формирование  и расширение семантического поля слова «цветок»                                       Ц
Автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях, стихотворном тексте;
работать над голосом;
развивать фонематический слух и восприятие;
- общую, мелкую, артикуляционную моторику
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.37
47.Наша страна Упражнение в образовании синонимических рядов                                     Ц – С
Дать понятие о механизме образования звуков с опорой на различные виды контроля;
учить дифференцировать звуки в словах, словах, предложениях;
- координировать речь с движениями;
развивать навыки звукобуквенного анализа;
- дыхание и голос;
выполнять упражнения по предупреждению дисграфических ошибок

Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.
Воспитывать чувство любви к Родине, чувство гордости за то, что являешься гражданином России
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.38
48.Наша страна Уточнение и расширение словаря по теме                                       Ю
Дать понятие о букве;
выполнять упражнения, направленные на закрепление печатного образа буквы;
развивать фонематический слух и восприятие;
- общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- дыхание и голос
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.39
49.Профессии Уточнение и расширение знаний о «семантическом поле» слов-глаголов по теме; о валентности слов                                       Р

Автоматизировать звук в слогах, словах и предложениях;
развивать общую, мелку, артикуляционную моторику;
- голос, дыхание и мимические мышцы;
- фонематический слух и восприятие

Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)
Знакомить с различными профессиями и воспитывать уважение к труду взрослых
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.40
50.Профессии Формирование навыков словообразования и расширение словаря; воспитание самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль                                      Рь
Дать понятие о механизме образования звука;
автоматизировать звук в слогах, словах и предложениях;
- нижнедиафрагмальное дыхание;
развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- фонематический слух и восприятие;
работать над голосом

– 17

51.Наш дом. Упражнение в образовании слов сложного состава; формирование словаря прилагательных                                    Р – Рь
Учить давать сравнительную характеристику звуков;
- дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
- координировать речь с движениями;
развивать фонематический слух и восприятие- дыхание и голос

- навыки звукобуквенного анализа;
закреплять навыки ориентации на листе бумаги;

Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
Воспитывать наблюдательность, аккуратность  и навыки культурного поведения в собственном доме
52.Наш дом Формирование  и расширение знаний  о «семантическом поле», валентности слов; уточнение и расширение предикативной функции речи; формирование самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль                                     Р – Л
Учить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков;
- дифферецировать звуки в слогах, словах, предложениях;
- координировать речь с движениями;
развивать внимание и память;
- дыхание и голос;
- мимические мышцы;
- фонематический и фонетический слух
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.41
53.Сад – огород — лес Уточнение, расширение предикативной функции речи через формирование семантического поля слова «бабочка»                                     Ч
Автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- дыхание и голос;
- фонематический слух и восприятие;
Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.42
54.Сад – огород — лес Формирование и расширение семантического поля слова «бабочка»; навыков самоконтроля за речью Ч – Ть
Дать понятие о механизме образования звуков в сравнительном плане;
учить дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;
- координировать речь и движения;
развивать мыслительную деятельность;
- фонематический слух и восприятие;
выполнять упражнения, направленные на предупреждение дисграфии
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.43
55.Человек Расширение словаря по теме                                   Ф – Фь
Учить характеризовать и различать звуки;
развивать мимическую мускулатуру;
- внимание, память, мышление;
- фонематический слух и восприятие
Составление рассказа «Человек» по серии картин О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.44
56.Человек Формирование навыка употребления в речи возвратных глаголов Ф – В
Учить различать звуки на материале слогов, слов и предложений;
развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- звукобуквенный анализ;
- дыхание и голос;
- мимические мышцы
О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.45
57.Домашние животные Формирование и расширение семантического поля слова «щенок»; развитие грамматического строя речи; навыков словоизменения;

Развитие навыков словообразования; формирование и уточнение номинативного словаря

                                                                         Щ
Развивать фонематический слух, восприятие;
- артикуляционную, общую  моторикуЩ – Ч
Учить различать звуки на материале слогов, слов, предложений;
развивать фонематический слух и восприятие;
- общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- навык звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- звонкость голоса
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.46-47
58.Школа. Школьные принадлежности Согласование притяжательных местоимений с сущ-ми; формирование словаря

Расширение словаря по теме

                                   Щ – Ть
Учить различать звуки на материале слогов, слов, предложений;
- дифференцировать ротовой и носовой выдох;
- координации речи с движениями;
развивать звонкость голоса;
- навык звукобуквенного анализа и синтезаЩ – Ч – Сь – Ть
Учить различать звуки на материале слогов, слов, предложений;
развивать фонематический слух;
- общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- навыки звукобуквенного анализа

Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) О.С.Гомзяк «Я буду писать правильно» с.48
59.Лето Упражнение в образовании и употреблении в речи прилагательных сравнительной степени      Мягкие и твёрдые согласные
Учить различать согласные по признаку твердости-мягкости;
развивать звонкость голоса;
-  координацию речи с движениями;
- мимические мышцы
Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему)
60.Лето Формирование и расширение словаря по теме Глухие и звонкие согласные
Учить различать согласные по признаку звонкости-глухости с опорой на тактильно-вибрационный и акустический контроль;
- координировать речь с движениями;
развивать дыхание и голос;
- навыки звукобуквенного анализа

Логопедическое обследование (4часа)

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Документы, Планирование Метки: 

Сейчас читают:

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Рабочая программа по курсу коррекции речевых нарушений у обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Календарный план непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и по развитию связной речи с детьми с ЗПР (5 – 6 лет) Календарный план непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматической стороны речи и по развитию связной речи с детьми с ЗПР (5 – 6 лет)
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.