Конспект занятия по внеурочной деятельности в первом классе (в контексте формирования универсальных учебных действий). Культура речи.
Цель данного урока — в игровой форме познакомить первоклассников со словами с противоположенным значением разных частей речи. На занятии использовались здоровье сберегающие технологии и работа с компьютером.
Тема: «Точность речи. Антонимы»
Цели:
- уточнить и расширить словарный запас со словами-антонимами и закрепить их употребление в речи;
- развивать: фонематический слух, артикуляционную моторику; силу и направленность воздушной струи; силу и высоту голоса; зрительную и речеслуховую память; мелкую моторику; внимание; контроль за собственной речью.
Ресурсы:
- картинки для занятия; мягкие игрушки: котенок и лев;
- массажный логопедический мячик;
- счетные палочки;
- слова- антонимы, использование ИКТ;
- релаксилующая музыка: «Звуки весны»; портреты: Э.Успенского , Ф.И. Тютчева.
Лексическая работа:
- подбор слов противоположенных по значению (антонимов).
Методические приёмы:
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
- произнесение различных языковых единиц, образование грамматических категорий;
- заучивание чистоговорки;
- составление загадки.
Речевой материал:
- слоги; скороговорка; текст.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Личностные УУД)
Логопед:
- Ну-ка, юный мой дружок,
Ты готов начать кружок?
Всё в порядке на столе ?
Есть порядок в голове?
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите, пожалуйста, мимикой лица.
II. Артикуляционная гимнастика.
(Регулятивные, личностные, коммуникативные,УУД)
- Недавно у вас были каникулы. Многие отдыхали у бабушки с дедушкой. Давайте вспомним как это было, выполним с вами артикуляционную гимнастику. (Логопед говорит а дети показывают).
- Толстые внуки приехали в гости, («Толстячки»)
- С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)
- Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка»)
- Поцеловать они всех потянулись («Трубочка»)
- Утром проснулись – в улыбочку губы, — («Улыбочка»)
- Чистим мы свои верхние зубы. («Чистим зубы снаружи»)
- Влево и вправо, внутри и снаружи –
- С нижними зубками тоже мы дружим.
- Губки сожмём мы и рот прополощем,
- И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовары»)
- Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопаточка»)
- Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)
- Блинчик жуём. Завернём и надкусим ( «Покусаем язычок»)
- Следующий блинчик – с варением вкусным («Вкусное варение»)
- Чашки поставим, чтоб чаю налили.(«Чашечка»)
- На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)
- Чаю попили – никто не обижен. («Не разбей чашечку»)
- Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы с наружи по кругу»)
- Вот как вкусно кормили в гостях но каникулы закончились , а мы продолжаем наше занятие.
III. Речевая гимнастика.
(Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД)
Логопед: – На доске у меня слоги, прочитайте их: ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЕ
а) в средней тональности,
б) повышая голос,
в) понижая голос,
г) громким шепотом.
- Ребята, у меня рассыпалась скороговорка, помогите её собрать.
Шесть мышат в шалашах шуршат.
- Прочитайте:
а) про себя,
б) вслух громко, прохлопывая ритм,
в) выделяя голосом 1-е, 2-е, 4-е, 5-е слово,
г) постепенно увеличивая темп,
д) мальчики,
е) девочки,
ё)все вместе.
- Кто шуршит в шалаше? (Пальчиковая гимнастика) Покажите мышку.
- Как шуршит мышка? (Дыхательная гимнастика: — Ш –Ш-Ш-Ш)
IV. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний.
(Коммуникативные, регулятивные, познавательные, общеучебные УУД)
Логопед: – Ребята, сегодня мы познакомимся с интересными словами, узнаем о них много нового. Отправимся в путешествие на поезде в страну Лексика, в город где живут Антонимы, будем останавливаться на разных станциях в этом городе.
- Итак, путешествие началось. Прочитайте как называется наша станция? «Попутчики». Кто такие попутчики? Узнаёте их? Какие это животные: домашние или дикие? (Картинки с изображением домашних животных)
- Трудно путешествовать одним, они нам в этом помогут. У нас оказался один интересный попутчик, кто это? Из какого это он произведения? ( Э. Успенский «Чубурашка и крокодил Гена»»)
- Ребята, скажите, а чего не хватает в нашем поезде? Без чего мы не сможем отправиться в путешествие? (Паровоза). Правильно, вот я вам предлагаю быть сейчас конструкторами и сконструировать свой паровоз из счётных палочек. (Дети выкладывают на парте паровоз)
- Молодцы! У меня получился вот такой паровоз, ну что прикрепим его к нашим вагонам и в путь. А машинистами будете вы. Поехали. (Имитация движения паровоза)
- Прибыли мы с вами на вторую станцию. «Противоположные слова», где нас встречают котёнок и лев. Давайте опишем их. Какие они по размеру? А по возрасту? Какая у них шёрстка? Сравним животных по характеру.
Котенок, Лев
- маленький большой
- молодой старый
- пушистый гладкий
- ласковый грозный
- Какие признаки обозначают эти слова? (противоположные)
V. Физминутка.
(Развитие мелкой моторики).
Физминутка для глаз.
(Личностные, коммуникативные, познавательные УУД)
Логопед: – Ребята котёнок очень любит играть логопедическим мячом. Он и вас научит. Вставайте в круг. Я называю слово и бросаю вам логопедический мяч, а вы возвращаете мне мяч и называете противоположенное слово:
- толстый – тонкий
- далеко – близко
- высокий – низкий
- большой – маленький
- узкий – широкий
- да — нет
- день – ночь
- добро — зло
- друг — враг
- жара — холод
- ложиться – вставать
- новый- старый
- больной – здоровый
- одеваться – раздеваться
- правда – ложь
- война – мир
- смеяться – плакать.
- Садитесь на места. Сделаем гимнастику для глаз. Следите за мячом только глазами.
- Молодцы! Мы покидаем одну станцию и отправляемся на следующую. (Имитация движения паровоза).
Презентация антонимы.
Логопед: — Итак мы с вами узнали, что антонимы могут быть слова: называющие предметы, признаки, действия. А понравилось вам отгадывать загадки? Отправляемся на следующую станцию «Задка». (Имитация движения паровоза).
- Давайте сами сочиним загадку. Помогут нам в этом- антонимы с помощью которых мы опишем предмет, назовём его признаки, по которым вы узнаете о ком идёт речь. Вот посмотрите, кто это? Из какого произведения?
- Сочиним загадку про него. Загадка -_маленркая задача. В ней мы должны перечислить характерные признаки зайца: размер тела, лап, ушей, хвоста. Сам какой? Маленький. А лапы какие? Большие. Уши какие? Длинные. А хвост какой? Короткий. Вот и получилась загадка. Назовите противоположные слова?
VI. Релаксация.
(Регулятивные, познавательные УУД)
- Настало время нам передохнуть. Какое время года по календарю? А за окном? Наши попутчики заспорили. Вот Ф.И.Тютчев так писал в своем стихотворении «Зима недаром злится»… , а вы сейчас прослушаете мелодию и скажите, что услышите? Какие звуки весны услышали?
- Передохнули, а впереди нас ждет еще станция «Секрет». Поехали. (Имитация движения паровоза) Ребята на партах у вас напечатан текст. Прочитайте про себя спор животных о зиме.
- Зима бывает голодная – сказал…
- Уж очень длинная зима,- промурлыкал…
- Зима холодная и морозная,- заявила хитрая…
- А… подумал и сказал: « Да что вы»? Зима теплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь!
- Дополните текст. Теперь читайте его выразительно, найдите противоположные признаки зимы и подчеркните эти слова. Прочитайте их. А теперь найдите в тексте слова обозначающие процесс говорения. ( Сказал, промурлыкал, заявила) Назовите эти слова? Эти слова ребята называются — синонимы, с ними мы познакомимся на следующем занятии.
VII. Рефлексия занятия.
(Регулятивные, личностные УУД)
Логопед:- Наше путешествие подошло к концу. И вы все потрудились – прочитайте отлично. Вспомним, что сегодня нового, интересного вы узнали о словах? Для чего , нужны слова – антонимы? Ребята, а вы знаете, есть специальные книги- словари. Вот я принесла вам их показать. Они есть и у нас в библиотеке. Вы можете ими пользоваться. Это:
- М.Р.Львов «Словарик синонимов и антонимов». Издательство «Дидакт.» Москва 2009 год.
- Н.М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка А-Я». Издательство «Просвещение». Москва 1999 год.
- С каким настроением вы уходите с нашего занятия? Посмотрите на мои смайлики и мимикой лица покажите. За работу на занятии вы все получите приз – закладку. До свидания, до новых встреч.
Белозерова Ирина Николаевна,
учитель-логопед 1-й категории,
МБОУ «СОШ с УИОП №52» г. Курска