Аннотация: На занятии дети повторяют понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные»; закрепляют умение делить слова на слоги, определяют количество слогов в слове; различают на слух твердые и мягкие согласные, выделяют первый согласный звук; закрепляют умение составлять предложение по графическим схемам.
Образовательная область: Речевое развитие.
Цель: Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.
Задачи:
Развивающие:
- Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику, фонематический слух детей, связанную речь, память, умение анализировать.
- Развивать способность оказать помощь сверстнику.
- Развивать грамматический строй речи.
- Развивать способность сохранять устойчивый познавательный интерес.
Образовательные:
- Совершенствовать звуковую культуру речи детей..
- Повторить понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные»; закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук; закрепить умение составлять предложение по графическим схемам; закрепить правильное печатание букв.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к русскому языку; закреплять навык соблюдения правил поведения в детском саду;
Ход занятия
Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки,побежит тепло по кругу
Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,все хотим мы много знать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в зал залетел воздушный шарик. А к нему что- то привязано. Что это? (конверт) и явно не пустой. Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте. «Мои дорогие юные друзья! Я, королева Грамматики, прошу вас о помощи. В последнее время в моей стране происходят сплошные недоразумения, то звуки местами поменяются, то буквы убегут из
слов, то слоги рассыплются. Помогите, пожалуйста, навести порядок. Жду вас с нетерпением!»
- Ну что, согласны отправиться в страну Грамматики? У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в стране Грамматика. Закроем глаза. ( звучит музыка) «Раз – два – три в страну Грамматика нас веди!» Вот мы и в стране Грамматика, присаживайтесь за столы.
Слышатся звуки города.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, сколько разных звуков звучит, которые издают разные предметы или явления.
- Ребята, а что такое звук? (Это то, что мы можем услышать и произнести.)
- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).
Давайте сделаем гимнастику для наших губ. А- О- У- Ы- И- Э- Е (выполняется упражнение).
Воспитатель: В нашей стране звуки поменялись местами, а мы должны их вернуть на свое место. Послушайте стихотворение и поставьте звуки по местам.
1. На глазах у детворы В каком слове заблудился звук?
Крыс(ш)у красят маляры. Как должно звучать это слово
2. Мы собирали васильки, правильно?
На головах у нас щ(в)енки. Какие звуки поменялись?
3. Мама с б(д)очками пошла
По дороге вдоль села.
Воспитатель: Вот теперь стихи стали понятными. — Молодцы!
В нашей сказочной стране живут два гнома Динь и Дон. Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки. А серьезный Дон — твердые.
Ребята, у какого гнома имя начинается на твердый звук?(Дон). А на мягкий?(Динь).
Ребята, у гномов есть такие замечательные картинки, но они их нечаянно перепутали. Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются с твердого звука. АДинь собирает картинки название которых начинается с мягкого звука (выполняют задание).
Воспитатель: Ребята, а нас в этой стране ждет еще одно задание. У вас на столах лежат вот такие листочки. Нам нужно найти, где находится звук «Р» и «Рь», в начале, в середине или в конце слова и отметить простым карандашом (показ на доске как выполняется это задание).
Дети выполняют задание индивидуально.Проверка с места. Хорошо ребята!
Воспитатель: В стране «Грамматики» некоторые буквы из слов убегают. Ребята, на столах у вас лежат карточки со словом, но в нем не хватает одной буквы. Допишите, пожалуйста, нужную букву (дети дописывают букву).
Воспитатель: Какое слово у вас получилось?( «КИНО»)
Сколько слогов в слове «КИНО»?
Ребенок. В слове «КИНО» 2 слога, последний, ударный.
Давайте сделаем звукобуквенный анализ этого слова.Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, а также ударные).
Дети работают за столами, выкладывая цветные квадратики под каждой буквой (зеленый/красный/синий/красный).
Опрос детей с места, как они выполнили задание.
Воспитатель: Какой первый звук?
1 Ребенок. 1 – й звук в слове «КИНО» – кь – согл., мяг., обозначается зеленым квадратом;
2 Ребенок. 2 – й звук в слове «КИНО» – и — гл., обозначается красным квадратом;
3 Ребенок. 3 – й звук в слове «КИНО» – н — согл., тв., обозначается синим квадратом;
4 Ребенок.Последний звук в слове «КИНО» – о — гл., уд., обозначается красным квадратом. Хорошо, вы справились с этим заданием.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что слова состоят из слогов и слова бывают короткими и длинными. Мы сейчас с вами немножко поиграем. Вставайте около своих стульев.
Вам необходимо хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове КУКУРУЗА (4). Подпрыгнуть столько раз, сколько слогов в слове ДОМ (1). Присесть столько раз, сколько слогов в слове РЫБА.
Хорошо, садитесь.
Воспитатель: Ребята, нам нужно выполнить последнее задание . А для этого нужно вспомнить что такое предложение? (это несколько слов, которые соединены между собой по смыслу).
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста на схему предложения.(На доске нарисована схема предложения). Сколько слов в этом предложении?
- Какие знаки могут стоять в конце предложения, кроме точки? (!?)
А теперь посмотрите на картину, составьте предложение по этой схеме.
Дети составляют предложения по схеме.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Вот наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться.
Закройте глаза и скажите волшебные слова.
Из путешествия возвратились
И в детском саду очутись.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад обратно. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Какое задание понравилось больше всего?
Какое задание показалось трудным?
Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Королева Грамматика благодарит вас. Молодцы!
Панкратова Елена Александровна,
воспитатель