Методическая разработка:
Конспект дефектологического занятия в подготовительной группе
Тема: «Знакомство со звуком [у], с буквой «У»
Цель: знакомство со звуком, с буквой «У».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со звуком [у] и буквой «У»;
- формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква»;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков.
- учить произносить звук [у] длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией;
- дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова).
Коррекционно – развивающие:
- совершенствовать словарный запас, навыки словоизменения;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать навыки звукового анализа;
- развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание.
Воспитательные:
- развивать у детей коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе.
Оборудование: гномик – Умка, поющий звук [у]; буква «У»; символ звука [у] – красный кружок; короткая и длинная полоска; карточка с большой, маленькой буквой «У»; зеркало; красные карандаши; пластмассовые игрушки: улитка, утконос, утка, уж. Компьютер (презентация).
Предварительная работа: изучение речевых и неречевых звуков, упражнения на дыхание.
Используемая современная образовательная технология: игровая, ИКТ.
Форма работы: групповая.
Продолжительность деятельности: 30 минут.
Ход занятия:
I. Вводная часть (организационный момент)
Учитель-дефектолог:
- Здравствуйте, ребята! Вы любите новые знакомства? Сегодня к нам в гости приехал гномик, а зовут его – Умка. Посмотрите, какое у него доброе лицо. Давайте улыбнемся ему.
Дети улыбаются их гостю.
1. Дыхательная гимнастика
Учитель-дефектолог:
- Ребята, мы с гномиком сделаем дыхательную гимнастику. Чтобы быть здоровым нужно уметь правильно дышать.
- Вдохните воздух через нос, не поднимайте плечи и выдохните через рот, сделайте губы расслабленными (демонстрация), положите руки на живот. Выдыхая, долго произносите звук «У-у-у-у».
2. Артикуляционная гимнастика «Ворота»
Учитель-дефектолог:
- Широко откройте рот, закройте, расслабьте губы. (10 раз)
Дети широко открывают рот, закрывают его и расслабляют губы.
II. Основная часть
Учитель-дефектолог:
- Наш гномик приготовил для вас интересные задания.
Учитель-дефектолог:
- Ребята, посмотрите, как широко у гномика открыт ротик, какой звук он произносит?
Дети:
- «У-у-у».
Учитель-дефектолог:
- Правильно.
3. Упражнение «Где звук [у]?»
Учитель-дефектолог:
- Ребята, гномик приехал на автобусе не с пустыми руками, он привез с собой друзей, давайте назовём их: улитка, утконос, утка, уж.
Дети:
- улитка, утконос, утка, уж.
Учитель-дефектолог:
- Догадались, какой первый звук в этих словах?
Дети:
- «У-у-у».
Учитель-дефектолог:
- Совершенно верно – это звук [у]. Запомните! Звук [у] – это гласный звук, потому что его можно петь (воздух свободно проходит и не встречает преграды).
- Звук [у] живет в домике гласных звуков гномика Умки. Мы будем обозначать его красным цветом.
Учитель-дефектолог:
- Дети, посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [у]. Так мы его будем обозначать.
Учитель-дефектолог:
- Произнесите звук [у] столько раз, сколько и кружков.
- Раскрасьте кружки красным карандашом.
Дети произносят звук «У-у-у-у-у», раскрашивают кружки.
4. Игра «Долго – коротко»
Учитель-дефектолог:
- У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [у], а если покажу короткую – коротко.
Дети, видя длинную полоску, стараются долго пропеть звук [у], если короткую, то коротко пропеть звук [у].
5. Игра «Тихо – громко»
Учитель-дефектолог:
- Ребята, сначала нам нужно произнести громко наш звук [у], затем тихо произнести звук [у].
Дети произносят громко звук [у], затем тихо произносят звук.
6. Игра «Поймай звук»
Учитель-дефектолог:
- Ребята, вам нужно будет поймать звук [у]. Когда вы его услышите, то хлопните в ладоши:«у, а, о, ы, а, и, э, у, а, у».
Дети, когда слышат звук [у] громко хлопают в ладоши.
7. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Учитель-дефектолог:
- Пришло время вам немного отдохнуть и поиграть с нашими пальчиками.
Мы делили мандарин. (Разламывают воображаемый апельсин.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают один палец.)
Эта долька – для ужа. (Загибают по одному пальчику.)
Эта долька — для стрижа. (Начинают с большого пальца на левой руке.)
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для улитки.
А для волка – кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас – беда!!! (Сжимают кулаки и прижимают к груди.)
Разбегайтесь – кто куда! («Бегут» пальцами по столу.)
8. Упражнение «Один – пять»
Учитель-дефектолог:
- Ребята, давайте вместе посчитаем от одного до пяти:
один уж, два ужа, три ужа, четыре ужа, пять ужей;
одна утка, две утки, три утки, четыре утки, пять уток;
один утконос, два утконоса… пять утконосов.
Дети все вместе считают до пяти.
9. Упражнение «Знакомство с буквой «У»»
Учитель-дефектолог:
- Ребята, посмотрите на карточку с изображением печатной буквы «У», большой и маленькой.
- Запомните! Звук «У» на письме обозначается буквой «У».
Высока и стройна буква «У».
На рогатку похожа она.
Учитель-дефектолог:
- Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем и видим.
Учитель-дефектолог:
- Ребята, давайте раскрасим нашу красивую букву «У» карандашом.
Дети раскрашивают букву «У».
Учитель-дефектолог:
- А теперь напишем букву «У» пальцем в воздухе, на столе выложим палочками.
III. Заключительная часть
Учитель-дефектолог:
- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие?
Дети:
- Гномик Умка.
Учитель-дефектолог:
- Назовите первый звук в имени гномика У – у – умки.
Дети:
- Звук «У-у-у».
Учитель-дефектолог:
- Мы сегодня с вами познакомились со звуком и буквой «У».
Учитель-дефектолог:
- Каким цветом обозначается звук «У»?
Дети:
- красным цветом.
Учитель-дефектолог:
- Ребята, а что вам понравилось больше всего на занятии?
Дети отвечают, что же им больше всего запомнилось.
Учитель-дефектолог:
- Вы сегодня хорошо занимались, слушали меня внимательно и отвечали на вопросы. Молодцы!
Учитель-дефектолог:
- А теперь все дружно попрощаемся с гномиком Умкой.
Дети:
- До свидания!
Учитель-дефектолог:
- Наша встреча подошла к концу. До свидания!
Анастасия Александровна Ольшина,
учитель-дефектолог