Конспект дефектологического занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком [у], с буквой «У»

Методическая разработка:

Конспект дефектологического занятия в подготовительной группе

Тема: «Знакомство со звуком [у], с буквой «У»

Звук [У]Цель: знакомство со звуком, с буквой «У».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со звуком [у] и буквой «У»;
- формировать понятие «звук», «гласный звук», «буква»;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков.
- учить произносить звук [у] длительно, коротко, громко, тихо, с различной интонацией;
- дать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова).

Коррекционно – развивающие:

- совершенствовать словарный запас, навыки словоизменения;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- формировать навыки звукового анализа;
- развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание.

Воспитательные:

- развивать у детей коммуникативные качества, умение работать и играть в коллективе.

Оборудование: гномик – Умка, поющий звук [у]; буква «У»; символ звука [у] – красный кружок; короткая и длинная полоска; карточка с большой, маленькой буквой «У»; зеркало; красные карандаши; пластмассовые игрушки: улитка, утконос, утка, уж. Компьютер (презентация).

Предварительная работа: изучение речевых и неречевых звуков, упражнения на дыхание.

Используемая современная образовательная технология: игровая, ИКТ.

Форма работы: групповая.

Продолжительность деятельности: 30 минут.

Ход занятия:

I. Вводная часть (организационный момент)

Учитель-дефектолог:

- Здравствуйте, ребята! Вы любите новые знакомства? Сегодня к нам в гости приехал гномик, а зовут его – Умка. Посмотрите, какое у него доброе лицо. Давайте улыбнемся ему.

Дети улыбаются их гостю.

1. Дыхательная гимнастика

Учитель-дефектолог:

- Ребята, мы с гномиком сделаем дыхательную гимнастику. Чтобы быть здоровым нужно уметь правильно дышать.

- Вдохните воздух через нос, не поднимайте плечи и выдохните через рот, сделайте губы расслабленными (демонстрация), положите руки на живот. Выдыхая, долго произносите звук «У-у-у-у».

2. Артикуляционная гимнастика «Ворота»

Учитель-дефектолог:

- Широко откройте рот, закройте, расслабьте губы. (10 раз)

Дети широко открывают рот, закрывают его и расслабляют губы.

II. Основная часть

Учитель-дефектолог:

- Наш гномик приготовил для вас интересные задания.

Учитель-дефектолог:

- Ребята, посмотрите, как широко у гномика открыт ротик, какой звук он произносит?

Дети:

- «У-у-у».

Учитель-дефектолог:

- Правильно.

3. Упражнение «Где звук [у]?»

Учитель-дефектолог:

- Ребята, гномик приехал на автобусе не с пустыми руками, он привез с собой друзей, давайте назовём их: улитка, утконос, утка, уж.

Дети:

- улитка, утконос, утка, уж.

Учитель-дефектолог:

- Догадались, какой первый звук в этих словах?

Дети:

- «У-у-у».

Учитель-дефектолог:

- Совершенно верно – это звук [у]. Запомните! Звук [у] – это гласный звук, потому что его можно петь (воздух свободно проходит и не встречает преграды).

- Звук [у] живет в домике гласных звуков гномика Умки. Мы будем обозначать его красным цветом.

Учитель-дефектолог:

- Дети, посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [у]. Так мы его будем обозначать.

Учитель-дефектолог:

- Произнесите звук [у] столько раз, сколько и кружков.

- Раскрасьте кружки красным карандашом.

Дети произносят звук «У-у-у-у-у», раскрашивают кружки.

4. Игра «Долго – коротко»

Учитель-дефектолог:

- У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [у], а если покажу короткую – коротко.

Дети, видя длинную полоску, стараются долго пропеть звук [у], если короткую, то коротко пропеть звук [у].

5. Игра «Тихо – громко»

Учитель-дефектолог:

- Ребята, сначала нам нужно произнести громко наш звук [у], затем тихо произнести звук [у].

Дети произносят громко звук [у], затем тихо произносят звук.

6. Игра «Поймай звук»

Учитель-дефектолог:

- Ребята, вам нужно будет поймать звук [у]. Когда вы его услышите, то хлопните в ладоши:«у, а, о, ы, а, и, э, у, а, у».

Дети, когда слышат звук [у] громко хлопают в ладоши.

7. Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Учитель-дефектолог:

- Пришло время вам немного отдохнуть и поиграть с нашими пальчиками.

Мы делили мандарин. (Разламывают воображаемый апельсин.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают один палец.)
Эта долька – для ужа. (Загибают по одному пальчику.)
Эта долька — для стрижа. (Начинают с большого пальца на левой руке.)
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для улитки.
А для волка – кожура. (Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас – беда!!! (Сжимают кулаки и прижимают к груди.)
Разбегайтесь – кто куда! («Бегут» пальцами по столу.)

8. Упражнение «Один – пять»

Учитель-дефектолог:

- Ребята, давайте вместе посчитаем от одного до пяти:

один уж, два ужа, три ужа, четыре ужа, пять ужей;
одна утка, две утки, три утки, четыре утки, пять уток;
один утконос, два утконоса… пять утконосов.

Дети все вместе считают до пяти.

9. Упражнение «Знакомство с буквой «У»»

Учитель-дефектолог:

- Ребята, посмотрите на карточку с изображением печатной буквы «У», большой и маленькой.

- Запомните! Звук «У» на письме обозначается буквой «У».

Высока и стройна буква «У».
На рогатку похожа она.

Учитель-дефектолог:

- Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем и видим.

Учитель-дефектолог:

- Ребята, давайте раскрасим нашу красивую букву «У» карандашом.

Дети раскрашивают букву «У».

Учитель-дефектолог:

- А теперь напишем букву «У» пальцем в воздухе, на столе выложим палочками.

III. Заключительная часть

Учитель-дефектолог:

- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие?

Дети:

- Гномик Умка.

Учитель-дефектолог:

- Назовите первый звук в имени гномика У – у – умки.

Дети:

- Звук «У-у-у».

Учитель-дефектолог:

- Мы сегодня с вами познакомились со звуком и буквой «У».

Учитель-дефектолог:

- Каким цветом обозначается звук «У»?

Дети:

- красным цветом.

Учитель-дефектолог:

- Ребята, а что вам понравилось больше всего на занятии?

Дети отвечают, что же им больше всего запомнилось.

Учитель-дефектолог:

- Вы сегодня хорошо занимались, слушали меня внимательно и отвечали на вопросы. Молодцы!

Учитель-дефектолог:

- А теперь все дружно попрощаемся с гномиком Умкой.

Дети:

- До свидания!

Учитель-дефектолог:

- Наша встреча подошла к концу. До свидания!

Анастасия Александровна Ольшина,
учитель-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.