Цель:
Расширение и систематизация знаний и представлений детей о домашних животных и их детёнышей.
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить детей составлять описательные рассказы о домашних животных, используя при этом план — схему;
- продолжать учить связной речи, развернутости высказывания, непрерывного рассказа.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать память, словесно- логическое мышление, внимание;
- учить употреблять творительный падеж имен существительных;
- закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
- развивать общую и мелкую моторику;
- учить использовать предлоги: в, на, под, за.
Коррекционно-воспитывающие задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным;
- воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
- воспитывать уважение к нелегкому труду фермера;
- воспитывать коммуникативные навыки.
Словарная работа:
- Расширять словарь по теме домашние животные: фермер, хлев, ягненок, ягнята.
Оборудование:
- компьютер, проектор с экраном, карандаши и листки бумаги с заданиями по количеству детей. Схема для составления рассказов, аудиозапись на флешке, игрушки домашних животных: корова, собака, зеленые и желтые фишки.
Пособие: презентация на тему: « Домашние животные и их детеныши»
Методические приемы: художественное слово, объяснение, дидактические игры, практическая работа детей, прослушивание аудиозаписи,подвижная игра.
Индивидуальная работа: в ходе занятия обращать внимание на Диляру:
- правильное произнесение окончания слов множественного числа.
Дамир – добиваться выразительного чтения стихотворения.
Ход НОД:
I. Организационный момент
Учитель-логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. Включает слайды про домашних животных с их голосами.
- Куда мы с вами пришли? Что мы видим?
- Мы пришли на скотный двор.
- Ребята о ком мы сегодня будем говорить?
- О домашних животных.
Загадка:
Кто пасет
Овец и коз
Там, где луг
Травой зарос
И ухаживает
За ними
Чтобы выросли
Большими. (Фермер)
- Правильно ребята. За домашними животными ухаживает человек по профессии фермер.
II. Основная часть.
1. Однажды домашние животные завели спор о том, кто самый нужный для человека.
Мы сейчас поговорим о домашних животных, а все должны подумать, кто же из них самый нужный для человека.
- Где мы с вами побывали?Что там услышали?
- Мы побывали на скотном дворе и услышали голоса домашних животных.
2. Игра «Кто как голос подает?»
Корова мычит.
Овца блеет.
Свинья хрюкает.
Коза блеет.
Собака лает.
Кошка мяукает.
3. Дидактическая игра: «Назови детенышей».
У кошки – котенок, котята.
У собаки – щенок, щенята.
У крольчихи – крольчонок, крольчата.
У лошади – жеребенок, жеребята.
У коровы – теленок, телята.
У овцы – ягненок, ягнята.
У козы – козленок, козлята.
4. Дидактическая игра: «Кто, где живет?»
- Мы уже знаем, как человек ухаживает за домашними животными: кормит их, строит жилища. Каждое жилище имеет свое название.
Лошади живут в конюшне.
Коровы живут в коровнике.
Свиньи живут в свинарнике.
Овцы живут в хлеву.
Козы живут в хлеву.
Собаки живут в конуре.
Кошки живут дома.
5. Стихотворение про кошку: (Рассказывают дети).
Я нашел в саду котенка.
Он мяукал тонко-тонко
Я взял его домой,
Накормил досыта.
Скоро стал котенок мой
Загляденье просто
Шерсть — как бархат,
Хвост – трубой…
До чего ж хорош собой.
6. Дидактическая игра: «Кто какую приносит пользу» (Ответы детей).
7. Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Три взрослых домашних животных и один детеныш. Три детеныша и одно взрослое домашнее животное.
8. Использование предлогов: в, на, под, за.
- Где спряталась собака? И т.п.
9.Физкультминутка.
Мы пришли на скотный двор,
(Дети ходят обычным шагом)
Для животных здесь простор
Превратимся мы в коней,
(Ходят высоко поднятыми коленями)
И гуляем по степям
Светлом и просторным.
Овцы мирно щиплют травку
(Делают наклоны вниз)
Наклоняются к земле
Звонко блеют они: «бе-е-е, бе-е-е».
Живет в свинарнике свинья,
А с нею поросята.
Хрю-хрю-хрю свинья им говорит.
Дальше пошли кошки
Тихо, тихо, тихо…
И мяукают: «мяу-мяу-мяу…»
10. Практическая работа детей.
- Подберите своим животным любимое лакомство и проведите к нему дорожку.
Дети садятся за столы и самостоятельно выполняют задание.
III. Практическая часть.
11. Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана — схемы.
План рассказа
а) как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело);
б) место, где живет (хлев, конура, конюшня, свинарник, коровник);
в) чем питается;
г) как зовут детеныша;
д) какую пользу приносит человеку.
IV. Итог занятия
а) Рефлексия: если вам все понятно и интересно было, поднимите зеленые фишки.А если наоборот, поднимите желтые фишки. Что вам понравилось? (Ответы детей).
б) — А кто же из домашних животных самый нужный для человека? (Ответы детей).
- Да, все животные самые важные и нужные.
в) Загадывание загадок.
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь травку не так легко
Переделать в молоко.(Корова).
Везет она воз.
Есть сено да овес. (Лошадь).
г) Оценивание каждого ребенка.
Подготовила: учитель-логопед
высшей категории
Мустафина Д.М.