Цель: Уточнение представлений у детей с ОНР о домашних животных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закрепить представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, пользе.
2. Уточнить, расширение и активизировать словаря по теме «Домашние животные»: свинья, овца, лошадь, собака, корова, кошка, лошадиная, коровья, овечья, собачья, кошачья, свиная, лает, мяукает, хрюкает, мычит, ржет, блеет.
3. Совершенствовать грамматический строй речи: употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок- (ягненок, теленок, жеребенок, козленок); употребление притяжательных прилагательных (лошадиный, свиной, овечий, коровий, собачий, кошачий).
4. Совершенствовать умение отвечать полным предложением.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать слуховое внимание и восприятие.
2. Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.
3. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями.
4. Развитие зрительного внимания, мышления, памяти.
5. Автоматизировать произношение поставленных звуков.
Воспитательные:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, активности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: образование притяжательных прилагательных, собирание пазлов.
Формы организации: совместная деятельность педагога с детьми, в парах, индивидуальная деятельность.
Методы и приёмы: Игровой (дидактическая игра), наглядный (показ и рассматривание картинки, презентация), словесный (вопрос, беседа, приветствие, аудиозапись), практическая деятельность (пазлы, работа в тетрадях).
Оборудование: пазлы (6 частей), мультимедийная презентация, проектор, экран, дидактическая игра на липучках «Чей? Чья? Чьё?», тетради, карандаши, фигурки домашних животных, мячики трех цветов (6 синий, 6 красных, 6 зеленых)
Вводная часть – 2 минуты
1. Аудиозапись голосов животных;
2. Обсуждение проблемы;
Основная часть – 15 минут
1. Пазлы;
2. Работа в тетради «Найди детеныша»;
3. Физминутка;
4. Аудиозапись «Голоса домашних животных»;
5. Игра «Чей? Чья? Чье?»;
Заключительная часть — 3 минуты
1. Рефлексия
2. Упражнение «Разноцветные мячики»
Ход НОД
Логопед:
Здравствуй солнышко-дружок,
Здравствуй носик-пяточок,
Здравствуйте губки, здравствуйте зубки.
Губками почмокаем, зубками пощелкаем,
А теперь все вместе… (слышатся голоса домашних животных)
Ребята, вы слышите? Кто это?
Дети: Это корова, лошадь, свинья.
Логопед: Да, я тоже так думаю. Как их можно назвать всех вместе?
Дети: Домашние животные.
Логопед: А где они живут?
Дети: В хлеву.
Логопед: Почему они так громко все вместе подают голос? Что случилось?
Дети: Может быть они ругаются, спорят, поссорились.
Логопед: Ребята, что же теперь делать? Как мы можем им помочь?
Дети: Нужно их помирить.
Логопед: Как их помирить?
Дети: Нужно им рассказать, что каждый из них приносит пользу людям и каждый из них важен.
Логопед: Думаю, вы правы. Посмотрите, первая на экране появилась корова, предлагаю начать с нее. Где же она?
Дети: Вот она, мы её нашли. Здесь 3 контейнера с пазлами. (дети делятся на пары с помощью цветных ленточек и собирают пазлы, на которых нарисовано, какую пользу приносит человеку корова)
Логопед: Что у вас получилось, какую пользу приносит корова?
Дети: Корова дает людям творог (сыр /масло).
Логопед: Из чего все это делают?
Дети: Из молока (рядом с коровой на экране появляется молоко)
Логопед: Получилось у нас выполнить первое задание?
Дети: Да, мы справились с ним и узнали, что корова дает человеку.
Логопед: Какую пользу приносит корова человеку.
Дети: Корова дает человеку молоко.
Логопед: Отлично. Интересно, кто следующий. (на экране появляется лошадь)
Дети: Лошадь. (находят ее и садятся за стол)
Логопед: Здесь нам нужно помочь домашним животным найти их детенышей.
Дети: (выполняют задание, затем все вместе называют домашнее животное и детеныша).
Логопед: Как быстро вы справились с заданием. У вас все получилось?
Дети: Да, мы нашли детенышей домашних животных.
Логопед: Давайте еще раз назовем детенышей (к доске выходит ребенок, который называет домашних животных и их детенышей и проводит линии, остальные дети проверяют).
Логопед: Посмотрите на лошадь, что вы заметили?
Дети: Лошадь везет сено.
Логопед: Какую пользу она приносит человеку?
Дети: Лошадь, перевозит тяжелые грузы и людей. (на экране рядом с лошадью появляется телега с сеном)
Логопед: Да, а еще с ее помощью раньше пахали землю. Как вы думайте, это важное домашнее животное?
Дети: Да, очень.
Логопед: Мы справились с заданием?
Дети: Да, мы все выполнили и узнали, какую пользу приносит лошадь.
Логопед: (на экране появляется кошка) Мы хорошо потрудились, а теперь можно отдохнуть вместе с кошкой.
Физминутка:
Вот окошко распахнулось,
Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз.
Вот налево посмотрела.
Проводила взглядом мух.
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
Поморгала чуть глазами,
И поймала мышь лапами.
(Разводят руки в стороны
Имитируют мягкую походку кошки
Смотрят вверх
Смотрят вниз
Смотрят влево
Поворачивают голову вправо
Смотрят прямо
Потягиваются и улыбаются
Приседают
Моргают
Делают хлопок руками)
Логопед: Что сделала кошка?
Дети: Поймала мышку?
Логопед: Какую пользу она приносит человеку?
Дети: Кошка ловит мышей.
Логопед: А может быть это не важная работа.
Дети: Важная. Без кошки мыши могут съесть все запасы.
Логопед: Какое животное следующее? (на экране появляется овца)
Дети: Овца.
Логопед: Чтобы узнать какую пользу приносит овца, нужно вспомнить, кто как подает голос? Игра «Узнай по голосу».
Дети: (дети прослушивают аудиозапись голоса животных и определяют кто это). Это собака, она лает, кошка – мяукает, свинья – хрюкает, это корова – «му».
Логопед: Если корова говорит, значит, что она делает?
Дети: Незнаем.
Логопед: Корова – мычит (спрашивает каждого ребенка и все вместе). Лошадь – ржет, овца – блеет. (Также повторяют новые слова за логопедом индивидуально, затем все вместе).
Логопед: Какая интересная игра, вам понравилась? Какие новые слова мы узнали?
Дети: Мычит, ржет, блеет.
Логопед: Посмотрите на овцу. Вы, наверно, знаете какую пользу она приносит.
Дети: Да. Овца дает человеку много шерсти.
Логопед: Правильно, а из шерсти потом делают пряжу, вяжут носки, валяют валенки, игрушки, картины, из шерстяной ткани шьют теплую одежду. Это важное животное?
Дети: Да.
Логопед: Правильно, думаю и с эти заданием мы справились. Посмотрите на экран, какую пользу приносит овца? (На экране появляется шерстяные клубки)
Дети: Да, мы справились.
Логопед: (на экране появляется собака) Ребята, появилась еще одно домашнее животное. Кто это?
Дети: Это собака.
Логопед: Какое же задание приготовила нам собака? Давайте узнаем. (подходят к фигурке собаки в группе)
Дети: Игра «Чей хвост?»
Логопед: Очень интересная игра, нужно определить, чей же это хвост.
Дети: (берут по одному хвосту из мешка, прицепляют липучкой к животному и говорят чей это хвост). Коровий хвост, свиной хвост и т.д.
Логопед: Что мы нашли? У нас все получилось?
Дети: Мы нашли хвосты у домашних животных. Все сделали.
Логопед: Вы были очень внимательны и справились с этим заданием. Собака на нашей картинке стоит впереди всех остальных животных, как вы думайте почему?
Дети: Потому что она их охраняет.
Логопед: Какую пользу приносит собака человеку?
Дети: Собака охраняет дом и всех кто в нем живет. (на экране появляется картинка конуры)
Логопед: Правильно, именно поэтому люди ухаживают за собакой и держат ее дома. Но собаки могут быть не только сторожевыми, а еще охотничьими, ездовыми, пастушьими и декоративными. Как вы думайте, собаки нужны людям?
Дети: Нужны, без них могут ограбить дом, а еще они хорошие друзья.
Логопед: Ребята, мы выполнили все задания и узнали, какую пользу приносят домашние животные. Так кто же из них самый нужный и важный?
Дети: Никто не главный, каждое домашнее животное нужно человеку, потому что приносит свою пользу. И каждый важен по-своему. (животные собираются в центре экрана)
Логопед: Я тоже так считаю, именно по этому люди ухаживают за домашними животными. Посмотрите, животные собрались все вместе и больше не спорят. Удалось нам помирить их?
Дети: Они помирились и больше не будут спорить.
Логопед: Давайте вспомнить, что мы сегодня делали.
Дети: Мы помирили домашних животных. Собирали пазлы. Искали детенышей. Узнавали голос. Искали части туловища.
Логопед: Какое задание показалось самым сложным?
Дети: отвечают полным предложением.
Логопед: Что понравилось больше всего?
Дети: отвечают полным предложением.
Логопед: Как вы думайте, вы справились со всеми заданиями? Может что-то показалось трудным.
Дети: отвечают полным предложением.
Логопед: Мне очень понравилось выполнять задания вместе с вами и я рада, что нам удалось помирить домашних животных. За вашу помощь домашние животные подарили нам новые шерстяные мячики.
Дети: рассматривают мячики.
Логопед: Возьмите каждый по шарику, по зеленый мячик, если вам понравилось сегодня помогать домашним животным, если не понравилось – красный, а если что-то понравилось, а что-то нет – синий.
Дети: берут по мячику и выходят из кабинета.
Мария Кряжевских,
учитель-логопед