Формирование точных движений органов артикуляции

В статье «Формирование точных движений органов артикуляции» представлены упражнения и приёмы артикуляционной гимнастики для мышц нижней челюсти, губ и щек, языка для детей с нарушениями речевого развития. Эти нетрадиционные упражнения помогут значительно ускорить процесс коррекции речевых нарушений и эффективно упрочить навыки правильного звукопроизношения. Статья предназначена как для логопедов, так и для родителей.

Устранению недостатков произношения у детей посвящено немалое количество методических пособий. Работая с детьми, имеющими различные нарушения речи, смею утверждать, что от результатов проведения подготовительного этапа зависит успех всей коррекционной работы логопеда.

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф. Рау выделяет 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева – 3 этапа, М.Е. Хватцев – 4 этапа.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения: подготовительный, этап формирования произносительных умения и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Целью подготовительного этапа является подготовка речедвигательного и речеслухового анализаторов к правильному восприятию и произнесению звуков. Именно на подготовительном этапе после логопедического массажа логопед проводит работу по формированию у детей точных движений органов артикуляции: языка, губ, щек, челюсти. Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, восстанавливает речевое дыхание. Выбор приёмов логопедического массажа проводится диференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (И.В. Блыскина, Е. А. Дьякова).

Известно, что произнесение звуков речи обеспечивается скоординированной работой губ, языка, нижней челюсти, глотки, гортани, лёгких. Все эти органы находятся под контролем моторных зон речи в коре головного мозга. Такие нарушения, как повышение тонуса речевой мускулатуры, недостаточная или неправильная её иннервация, являются причинами неправильного формирования звукопроизношения. Особенно при дизартрии у детей страдает звукопроизносительная сторона речи: звук, темп, выразительность, модуляция. Поэтому задачами логопеда на данном этапе являются:

  1. Развитие подвижности языка;
  2. Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку);
  3. Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении, что важно для произношения звуков.

В некоторых случаях у детей расстройства произвольных движений губ, щек, мягкого нёба контрастируют с возможностью осуществлять сложные эмоциональные выразительные движения. Уменьшение объёма и силы сокращений спастичных мышц речевого аппарата существенно меняет артикуляцию практически всех звуков речи. В этом случае необходимо выполнять различные упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Использование в работе нетрадиционных упражнений повышает эффективность работы по коррекции звукопроизношения.

Упражнения жевательно-артикуляторных мышц и подвижности нижней челюсти

1. Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта сначала свободное, а затем с сопротивлением: упор в кулаки, подставленные под подбородок).

2. Движение нижней челюсти вперёд со счётом без нажимания на нижнюю челюсть языком и с сильным нажимом (язык подталкивает нижнюю челюсть при движении вперёд). Лучше движения сочетать с дыхательной гимнастикой: при движении вперёд – вдох через нос, при закрытии рта – выдох через рот с произнесением звука с или з.

3. Выдвигание нижней челюсти вперёд (вдох) с последующим возвратом её назад (выдох).

4. Произносить звукосочетания (например, БАЙ, МАЙ, ДАЙ, ТАЙ). При выговаривании каждого из них медленно отклонять голову назад и пальцами рук удерживать подбородок в прямом положении (создаётся некоторое сопротивление в мышцах челюсти и шеи).

5. Медленно опускать голову до соприкосновения подбородка с верхней частью грудины, произнося при этом несколько раз звукосочетание МА, затем поднять голову и произнести то же.

6. Медленно поворачивая голову, доставать подбородок поочерёдно то правое, то левое плечо, произнося при этом звукосочетания: ЧАЙ, КАЙ, ДАЙ, ПАЙ ( на звук Й касаться плеча.

Упражнения для губ и щек

1 комплекс

1-й комплекс направлен на вовлечение в движение групп мышц.

1) «Надутый шарик». Надувание обеих щёк одновременно.

2) «Сдутый шарик». Втягивание щёк в ротовую полость между зубами.

3) «Полощем рот». Перегонка воздуха из одной щеки в другую.

4) «Поцелуй». Сомкнутые губы вытягиваются вперёд хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

5) «Покажем зубки». Губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к дёснам, а затем спокойно смыкаются вновь. Оскал помогает произнесению звуков и, с, з, п, б, м, поэтому во время осуществления этого упражнения можно произносить данные звуки.

6) «Пьём воздух». При вдохе образуется хоботок, на выдохе делается оскал и произносятся звуки с, з, и.

7) «Как волк щёлкает зубами?». Сначала делается оскал с раскрыванием рта и смыканием губ (беззвучно), затем оскал сопровождается раскрытием рта, последующим смыканием челюсти и затем смыканием губ.

8)«Волк только пугает». Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов. В это время произносятся согласные звуки п, б, м.

9) «Большой хобот» или «Напоим слона». При раскрытых челюстях втягивание губ широкой трубкой, воронкой.

10) «Слон зовёт слонят». Вытягивание губ узкой воронкой на выдохе, затем с произнесением гласных у, о.

Движения артикуляции

2 комплекс

2-й комплекс осуществляется после первого, концентрируясь лишь на одних губах. В упражнениях 1 – 6 губы не должны оттопыриваться.

1) «Дотронься губами до зубов». Рот широко открыт. Губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

2) «Как думает зайка?». Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях.

3) «Зайкины зубки». Подниманием верхней губы с обнажением, затем упражнение повторяется с произнесением звуков ф, в.

При рубцовой деформации верхней губы можно закусить нижнюю губу, а затем под счёт поднимать и опускать верхнюю 5-6 раз подряд.

4) «Есть ли у зайки зубы внизу?». Оттягивание вниз нижней губы с обнажением только нижних зубов.

5) «Как говорит рыбка?». Поочередное поднимание и опускание обеих губ в 4 приёма: а) верхнюю поднять, б) нижнюю опустить, в) верхнюю опустить, г) нижнюю поднять.

6) «Набираем мёд в бочонки». Набирание воздуха под верхнюю губу затем нижнюю.

7) «Чмоканье: вкусный мёд!». Всасывание верхней губы под нижнюю с резким отрыванием её при раскрытии рта. Затем всасывание нижней губы под верхние зубы.

8) «Фырканье лошадки». Вибрация губ.

9) «Зарядка для слонёнка». Движения губ хоботком влево, вправо, затем так же, но растянутыми губами. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо – сначала раздельно, потом слитно).

10) «Дворник». При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо-влево «Губы – это щётка. Чистить можно только пол». Затем те же движения осуществляются верхней губой: «Чистим потолок». Сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз: «Моем окно». Дыхание носовое.

Гимнастика для языка

Существует множество артикуляционных упражнений для языка разных авторов. Все они направлены на выработку артикуляционных укладов для определённых групп звуков. Когда основные позы и направления будут усвоены детьми необходимо, предлагать задания на переключение: язык «жалом», «чашечкой», «лопатой», вверх, вниз и т. д. При этом не нужно торопиться, важнее произнести медленное чёткое движение, чем смазанное и быстрое. Если общий мышечный тонус артикуляционного аппарата слаб, то особенно полезно включать в упражнения движения мышц с сильным напряжением.

При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту небольшие сухарики, нарезанные кубиками, леденцы, вылизывать тарелки, выпуклые стороны ложек, всей поверхностью кончика и передней частью языка. Слизывание капли с вогнутой поверхности языка укрепляет самый кончик языка. Все упражнения, связанные с высовыванием языка, помогают опустить его корень.

Данные упражнения помогают в формировании артикуляционных навыков для постановки звуков. Но ребёнку недостаточно запомнить положение языка, губ, нижней челюсти. Речевые органы должны настроиться на определённый уклад. Затем в зависимости от того, какой звук будет следовать за данным, корректируется мышечное напряжение, позволяющее экономить энергию и обеспечивать слитность. Артикуляционная гимнастика с препятствиями, в качестве которых могут выступать зонды придыхания, пропевания или проговаривания звуков окажется полезной во время артикуляционного движения.

Одна артикуляционная поза может задерживаться для произнесения долгого звука или сокращаться для произнесения недлительных звуков, например, взрывных согласных. Поэтому не следует забывать о развитии способности мышц удерживать напряжение в течение определённого времени. Для этого важны артикуляционные упражнения, которые позволяют зафиксировать определённую позу в течение определённого времени («Держи язычок, пока я буду считать»).

Наибольший эффект от любой гимнастики наступает тогда, когда она выполняется в игровой форме, эмоционально. Формирование любого двигательного навыка приобретается путём тренировки.

Список литературы:

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия, — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013, — 287 с.
  2. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. Ставрополь 2008.- 224 с.
  3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010. – 112 с.
  4. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 112 с. ил.- (Популярная логопедия).

Лотова Марина Александровна,
учитель-логопед,
МБОУ «Пышминская СОШ» Свердловская обл.,
Пышминский район, р.п. Пышма

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.