ЦЕЛИ:
1. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, фразе, связном тексте.
2. Закрепить изолированное произношение звука [Р], ввести звук в слоги.
3. Научить дифференцировать звуки [Л] – [Р].
4. Развивать фонематическое внимание, память.
5. Упражнять в падежном и предложном согласовании.
6. Развивать психологическую базу речи.
7. Развивать мелкую моторику, подготовка руки к письму.
Оборудование: зеркало, набор игрушек – животных, в названии которых слышатся звуки [Л]- [Р], «Волшебный мешочек», карточки для игры «Третий лишний», картинки для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, набор слогов, компьютерная игра «Колобок».
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Орг. момент. Беседа.
- Как ты думаешь, какая сегодня погода?
- Какое сейчас время года?
- Какой сегодня день недели?
2. Объявление цели логопедического занятия.
Сегодня на занятии мы будем учиться произносить звуки [Л],[Р] и научимся их различать.
3. Артикуляционная гимнастика.
Для того чтобы хорошо говорить выполним упражнения для язычка:
• «Индюк».
• «Маляр».
• «Чистим зубки».
• «Лошадка».
• «Грибочек».
• «Гармошка».
• «Заведи мотор».
• «Самолет».
4. Развитие фонематического внимания и памяти.
Слушай меня внимательно, запоминай и повтори за мной.
Ра – ла – ла, лу – ла – ла, лу – ла – ло – лы,
Слы – сла – слу – слэ, скла – спла – скла, скло – склу – скле,
Лапа – рама – луна, рак – лак – мак, лама – лапа – луна — лак
Ла-ла – ла – зима наступила.
Ло-ло-ло – стало все бело.
Ли-ли-ли – мы гулять пошли.
5. Дифференциация звуков [Л] – [Р].
Выставляются игрушки – животные. – Кто это? ( Животные).
Этих животных раздели на две группы. Справа будут животные, в названии которых слышится звук [Р], а слева – звук [Л]. (Выполняет молча)
6. Закрепление звука [Л] в словах.
Назови всех животных в названии которых слышится звук [Л].
7. Развитие мелкой моторики.
В этом «Волшебном мешочке» животные. Узнай их на ощупь. Назови и определи место звука в слове.
- Где слышится звук [Л] в словах лошадь, лось? ( В начале слова).
- где слышится звук [Л] в слове осел? (В конце)…
8. Развитие логического мышления.
Поиграем в игру «Третий лишний». Посмотри на картинки, найди лишнее слово. Объясни, почему?
9. Распространение предложения по картинке.
Составь предложение по картинке. (Кошка сидит на стуле).
– Какая кошка сидит на стуле? (Большая, черная кошка сидит на стуле).
- Большая черная кошка сидит на каком стуле? (Большая черная кошка сидит на высоком, коричневом, жестком стуле).
10. Развитие мелкой моторики.
Эта картинка поможет нам поиграть с пальчиками. Выполним упражнение «Кошка».
Кулачок – ладошка,
Я иду как кошка.
«Стул». Спинка и сиденье –
стул на удивленье.
Я на стуле посужу
И в окно я погляжу.
Ты знаешь потешку про кота? Расскажи ее.
(Кот молоко лакал, а Витя хлеб в молоко макал).
11. Упражнение в падежном и предложном согласовании.
Поиграем в игру «Доскажи словечко». Тебе нужно будет договаривать слово «Хлеб».
Я знаю пословицу о…
Мама купила пшеничный …
Дети едят суп с …
Ваня пошел в магазин за …
Я не люблю есть суп без …
У меня нет …
12. Физкультурная пауза. Психогимнастика.
Изобрази, как крадется хитрая лиса. Как идет злой голодный волк.
13. Работа на компьютере.
Чтение слогов и слов: лак, лом, лук, пол, пила, полка…
14. Автоматизация звука [Л] в связной речи. Игра «Колобок».
Проведи колобка по дорожке. Расскажи, что с ним случилось.
15. Итог логопедического занятия.
Степанова Елена Александровна – учитель-логопед,
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №655 г. Москвы