Аннотация: Статья раскрывает проблему развития инклюзивного образования в России.
Проблема развития инклюзивного (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей, педагогических сообществ, но и всей общественности.
Внедрение инклюзивного образования началось с дошкольных образований. Постепенный процесс привел такие формы обучения в общеобразовательные школы. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уже были готовы к тому, что их дети имеют полное право на образование, как остальные.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Волоконовском детском саду комбинированного вида № 1 «Березка» Волоконовского района Белгородской области есть базовые предпосылки для внедрения в практику инклюзивного обучения.
Кроме воспитателей имеются специалисты: учитель — логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра.
Специалистами пройдены курсы на базе Белгородского института развития образования квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по темам:
- «Актуальные вопросы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»,
- «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда ДОО в условиях введения ФГОС ДО».
Задача команды педагогов — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет, помочь и подсказать воспитателю, который работает с группой, где имеется такой ребенок.
При организации инклюзивной практики мы подходим творчески, учитывая пол, возраст ребенка, а также принадлежность к той или иной социальной группе.
В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
Для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка, реализации индивидуального образовательного маршрута в детском саду создан психолого-медико-педагогический консилиум.
Индивидуальный образовательный маршрут разрабатываем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который включает следующие основные направления:
- смену различных видов деятельности,
- развитие эмоционального и предметного общения,
- развитие общей и мелкой моторики,
- развитие предметной деятельности,
- развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического,
- расширение и накопление пассивного словаря,
- стимуляцию активной речи,
- выработку представлений о себе,
- формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности,
- закрепление навыков самообслуживания.
Задачи индивидуальной программы развития решаются как на индивидуальных занятиях с ребенком, так и на групповых.
Мы осознаем важность и эффективность таких занятий, но не исключаем и групповые формы проведения. Здесь можно отметить ряд преимуществ:
- Включение в образовательный процесс наибольшего количества детей;
- Развитие у детей коммуникативных навыков, волевых качеств;
- Создание благоприятных условий для использования большого спектра упражнений по формированию эмоциональной сферы отдельного ребенка, раскрытия межличностных взаимодействий в группе.
В процессе работы психолого-медико-педагогического консилиума идет активный поиск необходимых условий для эффективной и успешной адаптации ребенка в детском саду. Такого рода практика хорошо прослеживается в коррекционной группе, для детей с тяжелыми нарушениями речи, в группе кратковременного пребывания детей, созданной при нашем учреждении, а также на дополнительных занятиях со специалистами.
На заседаниях консилиума рассматриваются вопросы особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методах работы с ними и создание необходимых, благоприятных условий в группе.
Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляется при помощи различных форм работы:
- беседы,
- консультации,
- составление индивидуальных маршрутов с учетом интересов семьи,
- вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс,
- консультационные встречи «Ребенок-родители-специалисты».
В работе с детьми возникает необходимость консультаций у психоневролога, невропатолога.
Среди родителей детей дошкольников проводим просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, психического развития ребенка.
В перспективе — наладить контакт со специалистами различных ведомств: здравоохранения и социальной защиты, которые занимаются проблемой внедрения инклюзивной практики в сфере развития современной образовательной системы.
В настоящее время вопросы социализации детей с недостатками речи и, в частности, с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения стали более актуальными.
Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у этой категории детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, что приводит впоследствии к формированию комплекса неполноценности, отрицательно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом.
Именно поэтому и возникает необходимость своевременно включать детей на путь преодоления эмоционально-волевых и поведенческих трудностей, расширяя их коммуникативный и социальный статус.
Раннее включение ребенка в образовательный процесс поможет сформировать умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, раскрыть себя, то есть заложить основы социально сформировавшейся личности.
В нашем детском саду сохраняется высокий процент выпуска детей коррекционной группы в общеобразовательную школу с положительной динамикой речевого развития (в 2011-2012 учебном году- 85 %, 2012-2013 учебном году- 86 %, 2013-2014 учебном году- 86 %,).
В итоге коррекционной работы дети-выпускники овладели самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что дает положительную оценку готовности к обучению детей в школе.
Коррекционно-развивающая деятельность в группе строится с учетом ведущих линий речевого развития: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.
Весь обучающий процесс включает в себя интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.
Для реализации данных направлений широко применяются как традиционные, так и нетрадиционные методы работы:
- сказкотерапия,
- психогимнастика,
- артикуляционная и дыхательная гимнастики,
- элементы речедвигательной ритмики,
- игровые пальчиковые тренинги.
Положительным моментом работы педагогов нашего детского сада по включению детей с ОВЗ в социум является участие в текущем году воспитанницы коррекционной группы в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я — исследователь», на котором был представлен проект «Чудо- молоко».
В специализированной работе ДОУ намечены пути по преемственности инклюзивного образования, то есть при переходе ребенка из детского сада в школу.
Таким образом, цель совместной скоординированной работы коллектива нашего учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Переход Валентина Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Березка» Волоконовского района Белгородской области |