Инклюзивная практика в действии

Инклюзивная практикаАннотация: Статья раскрывает проблему развития инклюзивного образования в России.

Проблема развития инклюзивного (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей, педагогических сообществ, но и всей общественности.

Внедрение инклюзивного образования началось с дошкольных образований. Постепенный процесс привел такие формы обучения в общеобразовательные школы. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уже были готовы к тому, что их дети имеют полное право на образование, как остальные.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Волоконовском детском саду комбинированного вида № 1 «Березка» Волоконовского района Белгородской области есть базовые предпосылки для внедрения в практику инклюзивного обучения.

Кроме воспитателей имеются специалисты: учитель — логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра.

Специалистами пройдены курсы на базе Белгородского института развития образования квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по темам:

  • «Актуальные вопросы психологического сопровождения образовательного процесса в ДОО в условиях введения ФГОС ДО»,
  • «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда ДОО в условиях введения ФГОС ДО».

Задача команды педагогов — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет, помочь и подсказать воспитателю, который работает с группой, где имеется такой ребенок.

При организации инклюзивной практики мы подходим творчески, учитывая пол, возраст ребенка, а также принадлежность к той или иной социальной группе.

В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада имеют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).

Для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка, реализации индивидуального образовательного маршрута в детском саду создан психолого-медико-педагогический консилиум.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатываем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который включает следующие основные направления:

  • смену различных видов деятельности,
  • развитие эмоционального и предметного общения,
  • развитие общей и мелкой моторики,
  • развитие предметной деятельности,
  • развитие от наглядно-действенного мышления до словесно-логического,
  • расширение и накопление пассивного словаря,
  • стимуляцию активной речи,
  • выработку представлений о себе,
  • формирование предпосылок к конструктивной и изобразительной деятельности,
  • закрепление навыков самообслуживания.

Задачи индивидуальной программы развития решаются как на индивидуальных занятиях с ребенком, так и на групповых.

Мы осознаем важность и эффективность таких занятий, но не исключаем и групповые формы проведения. Здесь можно отметить ряд преимуществ:

  1. Включение в образовательный процесс наибольшего количества детей;
  2. Развитие у детей коммуникативных навыков, волевых качеств;
  3. Создание благоприятных условий для использования большого спектра упражнений по формированию эмоциональной сферы отдельного ребенка, раскрытия межличностных взаимодействий в группе.

В процессе работы психолого-медико-педагогического консилиума идет активный поиск необходимых условий для эффективной и успешной адаптации ребенка в детском саду. Такого рода практика хорошо прослеживается в коррекционной группе, для детей с тяжелыми нарушениями речи, в группе кратковременного пребывания детей, созданной при нашем учреждении, а также на дополнительных занятиях со специалистами.

На заседаниях консилиума рассматриваются вопросы особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методах работы с ними и создание необходимых, благоприятных условий в группе.

Взаимодействие с семьей ребенка с ОВЗ осуществляется при помощи различных форм работы:

  • беседы,
  • консультации,
  • составление индивидуальных маршрутов с учетом интересов семьи,
  • вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс,
  • консультационные встречи «Ребенок-родители-специалисты».

В работе с детьми возникает необходимость консультаций у психоневролога, невропатолога.

Среди родителей детей дошкольников проводим просветительскую работу о необходимости раннего диагностирования не только физического, но и интеллектуального, психического развития ребенка.

В перспективе — наладить контакт со специалистами различных ведомств: здравоохранения и социальной защиты, которые занимаются проблемой внедрения инклюзивной практики в сфере развития современной образовательной системы.

В настоящее время вопросы социализации детей с недостатками речи и, в частности, с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения стали более актуальными.

Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у этой категории детей зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, что приводит впоследствии к формированию комплекса неполноценности, отрицательно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом.

Именно поэтому и возникает необходимость своевременно включать детей на путь преодоления эмоционально-волевых и поведенческих трудностей, расширяя их коммуникативный и социальный статус.

Раннее включение ребенка в образовательный процесс поможет сформировать умение адекватно взаимодействовать с другими людьми, сверстниками, раскрыть себя, то есть заложить основы социально сформировавшейся личности.

В нашем детском саду сохраняется высокий процент выпуска детей коррекционной группы в общеобразовательную школу с положительной динамикой речевого развития (в 2011-2012 учебном году- 85 %, 2012-2013 учебном году- 86 %, 2013-2014 учебном году- 86 %,).

В итоге коррекционной работы дети-выпускники овладели самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что дает положительную оценку готовности к обучению детей в школе.

Коррекционно-развивающая деятельность в группе строится с учетом ведущих линий речевого развития: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.

Весь обучающий процесс включает в себя интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.

Для реализации данных направлений широко применяются как традиционные, так и нетрадиционные методы работы:

  • сказкотерапия,
  • психогимнастика,
  • артикуляционная и дыхательная гимнастики,
  • элементы речедвигательной ритмики,
  • игровые пальчиковые тренинги.

Положительным моментом работы педагогов нашего детского сада по включению детей с ОВЗ в социум является участие в текущем году воспитанницы коррекционной группы в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Я — исследователь», на котором был представлен проект «Чудо- молоко».

В специализированной работе ДОУ намечены пути по преемственности инклюзивного образования, то есть при переходе ребенка из детского сада в школу.

Таким образом, цель совместной скоординированной работы коллектива нашего учреждения и родителей — реализация программы развития, реабилитации, а также социализации каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Переход Валентина Владимировна Переход Валентина Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ Волоконовский детский сад
комбинированного вида №1 «Березка»
Волоконовского района Белгородской области
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.