За последние годы участились случаи обращения родителей детей полутора и двухлетнего возраста к логопеду с жалобами на отсутствие фразовой речи и речевого подражания.
Родители рассказывают: «Он все понимает, а говорить не хочет! Желание выражает отдельными звуками, жестами!».
Как помочь таким детям, рассказывает учитель-логопед МДОУ № 12 г. Раменское Козина Оксана Федоровна.
К группе риска относятся дети первых двух лет жизни. Среди причин наиболее частыми являются инфекции или интоксикации матери во время беременности, родовые травмы, асфиксии, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и так далее. Но наиболее часто сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного речевого окружения и отрицательных факторов, действующих во время беременности, родов и в первые годы жизни.
Надо подчеркнуть, что речь возникает в результате нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь-это и важнейшая социальная функция, поэтому очень важное значение имеет общение малыша и взрослого.
С пяти-шести месяцев ребенок начинает лепетать, а лепет – это существенный механизм в слогообразовании. Обращаясь к ребенку, почаще произносите слоги, звукоподражания.
С пяти-шести месяцев ребенок начинает лепетать, а лепет-это существенный механизм в слогообразовании. Обращаясь к ребенку, почаще произносите слоги, звукоподражания.
С семи месяцев лепет становится активной формой общения ребенка и окружающих: выражения желаний и потребностей. Обращайтесь к ребенку, когда вы его кормите, одеваете, моете, даете игрушки: «Давай ручку! Возьми мячик! Подними ручки!». Говорите внятно, неторопливо, простыми фразами, выразительно. Без этого вы не сможете научить ребенка правильно говорить!
С девяти месяцев возникает общение ребенка со взрослым с помощью предметно-действенных средств, а недостаточность такого общения, изоляция ребенка в семье могут значительно задержать развитие речи. В этот период ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Если к 1,5 годам у вашего ребенка отсутствуют короткие простые слова, или они усеченные: «па», «ба», присутствует большое количество жестов, то такой ребенок попадает в группу риска по речевым нарушениям. Все вышеперечисленное и является основными направлениями работы.
С неговорящим ребенком, плохо понимающим обращенную речь, необходимо начинать работу с многократно проговариваемых ситуаций, используя режимные моменты, прогулку, игру. Называть предметы, ощущения, которые испытывает ребенок, словами: «холодно», «вкусно» и т.д.
Взрослый должен говорить короткими предложениями, состоящими из двух, трех, четырех слов. При этом желательно пользоваться одинаковым набором фраз.
Все слова произносить с естественной интонацией, без скандирования по слогам, но с выделением ударного гласного.
Почаще задавать ребенку вопросы: «где?», «у кого?», «кто?», просить принести знакомый предмет, выполнить какое-либо поручение, связанное с игрушками, предметами домашнего обихода, однждой, посудой и т.д.
У детей должна создаться потребность общаться со взрослыми!
Рассматривайте книжки с картинками, где изображены простые знакомые сюжеты. Задайте несколько вопросов по ним: «покажи, кто идет?», «кто сидит?», «чем кушает?» и т.д.
Читайте короткие стихи, потешки, пытайтесь заинтересовать ребенка и вызвать желание повторять отдельные слова, договаривать строчку стиха.
Следующий важный этап – добиться умения объединить два слова в одном предложении: «Дай мяч!», «Вот шарик!» и т.д.
Все это следует проводить в форме игры, когда ребенок в хорошем настроении, а ни в коем случае в виде муштры или назиданий. Не забывайте хвалить ребенка, а в случае неудач подбодрить, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшие занятия.
Надо отметить, что все мероприятия по предупреждению отставания речевого развития носят комплексный характер, обязательно включают в себя общую стимуляцию психомоторного развития, а при необходимости и медикаментозное лечение.
Козина О.Ф.,
учитель-логопед