Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И»

Аннотация: Материал из опыта работы по подготовке к обучению грамоте детей с ТНР. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего возраста, тема: «Звук и буква И».

Подготовка к обучению грамоте. Тема: «Звук и буква И»

Цели.

1. Образовательные.

  • Расширять словарь детей за счет слов со звуком И, уточнять семантическое значение слов «индеец», «индейка», «индианка».
  • Познакомить детей с речевым гласным звуком И. Дать понятие о характерных признаках гласного звука И (губы в положении «улыбка», язык лежит за нижними зубами, воздух проходит свободно без преграды). Познакомить с буквой И, учить соотносить букву и звук.

2. Коррекционно-развивающие.

  • Совершенствовать умение соотносить звук И с символом, различать звук И в ряду изолированных звуков, в обратных, прямых слогах, в словах под ударением, в названии картинок.
  • Упражнять детей в подсчете звуков на слух и соотнесении с соответствующим количеством фишек, определять позицию звука И в звукосочетаниях ИА, АИ, развивать фонематический слух. Совершенствовать умение выкладывать из палочек букву И, развивать пространственные ориентировки, мелкую моторику.

3. Воспитательные.

  • Воспитывать умение слушать, понимать и адекватно отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы товарищей. Отвечать, когда спросят, развернутым ответом.

Оборудование:

  • индеец, индианка, индейка (картинки); зеркала по количеству детей, символ звука И, схема положения губ «улыбка», символ гласного звука- кружок красного цвета, рамка от фотографии, звуковые линейки по количеству детей, фишки и счетные палочки красного цвета по три штуке на каждого ребенка, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент в кругу. Игра «Кто внимательный?»

Логопед предлагает детям указательным и средним пальцами правой руки показать «зайчика», указательным и средним пальцами левой реки — «козу».

По команде логопеда поменять позы.

2. Чтение рассказа Г. Юдина «Индеец Изумрудный глаз» (проводится с опорой на картинки)

В июле Игорь приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел во дворе девочку.

- Тебя как зовут? – спросил Игорь.

- Ира. А тебя?

- Индеец Изумрудный глаз! – гордо сказал Игорь.- Хочешь быть индейкой?

- Надо говорить не индейкой, а индианкой.

- Нет, индейкой!

- Тогда ты будешь индюком!

Игорек подумал и сказал:

- Ну, ладно. Ты прячься, а я буду искать.

Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

- Ой-ей-ей! – и бежать. А Ирина ему вслед:

- Эй ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!

Вопрос к детям:

Скажите, какой первый звук в именах Игорь, Ира? (звук И).

Давайте пропоем его вместе, чтобы лучше услышать.

3. Характеристика по артикуляционным признакам.

Звук и буква И- На что похож звук И? (Как кричит ослик – выставляется символ звука И)

- Какая песенка у звука И? (долгая, протяжная, напевная)

- Что помогает произносить звук И? (смотрят в зеркало, ответы детей)

Губы в положении «улыбочка» (выставляется схема), язык спокойно лежит, преграды для воздушной струи нет, поэтому звук И гласный звук, обозначаем кружком красного цвета (выставляется кружок красного цвета).

4. Соотнесение букв и звуков.

Логопед: Скажите, ребята, какие гласные звуки и буквы мы с вами знаем? Я буду показывать буквы, а вы называйте гласные звуки.

А сейчас мы поиграем в игру «Сломанный компьютер» в нашем компьютере сломался звук, осталось только изображение. Я буду показывать гласные звуки, а вы отгадывать и называть их.

5. Упражнение «Поймай звук» (дети работают стоя)

«Хлопните, когда услышишь звук И».

- в ряду звуков: И, У, И, У, Т, У, М, Ы, И, У и т.д (логопед экранирует рот)

- в обратных слогах: ИТ, УТ, АП, ИП, АМ, ИМ, прямых слогах: ТА, ТУ, ТИ, ПА, ПУ, ПИ, МА, МУ, МИ, КУ, КИ, КА и т.д.

- в словах (Ира, пол, иней, стол, игла, Иван, рука, ива, Инна, кит, вилка)

- посмотрите на картинки(демонстрируется экран), в названии каких слов есть звук И?

6. Работа с фишками.

Выложи столько фишек, сколько звуков услышишь:

И

ИА

ИАУ

7. Работа со звуковыми линейками.

Определение места звука И в звукосочетаниях ИАУ, АУИ, АИУ

8. Знакомство с буквой (презентация).

На что похожа буква И? Стихи о букве И.

Буква И наискосок
Примеряла поясок
Снизу вверх его тянула –
К правой ножке пристегнула.

9. Выкладывание буквы из счетных палочек красного цвета.

10. Итог.

Дети рассматривают получившиеся буквы: уточняют, почему использовали палочки красного цвета, в какую сторону смотрит поясок?

Виктория Рязанова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях Логопедическое занятие: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях
Конспект логопедического занятия  «В гости к Тёте Моте» Конспект логопедического занятия «В гости к Тёте Моте»
Конспект групповой коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе.  Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А» Конспект групповой коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуком [a], с буквой «А»
НОД в старшей группе для детей с ТНР на тему «Путешествие в Страну Звуков» НОД в старшей группе для детей с ТНР на тему «Путешествие в Страну Звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.