Тема недели: Мой город.
Возрастная категория: 6-7 лет.
Форма проведения: викторина «Что? Где? Когда?»
Дата проведения: март 2012.
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе Новокуйбышевске.
Задачи:
Образовательные:
• Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;
• продолжать знакомить с достопримечательностями города Новокуйбышевска;
• продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества;
• совершенствовать умение путем рисования по заготовкам ( силуэтам архитектурных строений) создавать дома разной величины и архитектуры; самостоятельно подбирать цвет красок для создания общей композиции.
Развивающие:
• Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;
• Развивать навыки речевого общения, формировать умение выразительно читать стихи.
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
• Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Материалы и оборудование:
«Сказочный клубок» из ниток, компьютер для показа презентаций из серии « Мой город» , ватман с изображением городского пейзажа, краски, кисточки для рисования, салфетки, заготовки для индивидуальной работы ( силуэты архитектурных строений), аудиозапись с музыкой песни « Голубой вагон», волчок со стрелкой; плакаты: « Не найдешь игроков – лучше наших знатоков!», «Новокуйбышевску – 60 лет»; значки – эмблемы для команд: «Знатоки» и «Эрудиты»; « ребус с буквами»; призы; эмблемы «Городской эрудит», маски – шапочки цветов для игры, два конверта, пазлы с картинками герба города Новокуйбышевска, карточки с загадками «Загадочная викторина», мягкий строитель для игры « Строители».
Предварительная работа:
• Беседы: « Я и моя семья», « Мой город».
• Рассматривание иллюстраций о городе Новокуйбышевске, карты города Новокуйбышевска, рассматривание государственных символов ( гербов) городов Самарской области;
• Чтение и разучивание стихов о городе, слушание и разучивание песен о нашем городе в грамзаписи,
• Рисунки детей на тему: « Мой город»,
• Изготовление атрибутов.
• Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в выборе заготовок ( силуэтов архитектурных строений) и в процессе самостоятельной творческой работы.
Ход игры: на магнитной доске панно с изображением пустой и унылой городской улицы, детскими рисунками любимого города, плакатами. Звучит музыка, дети заходят, здороваются с гостями.
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей.
Воспитатель: — Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом.
- Постарайтесь отгадать, кто же это –
Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок, с длинным хвостиком …
(клубок)
( В группу вкатывается клубок. Воспитатель берет его в руки, прикладывает к уху…)
Воспитатель: — Клубочек хочет поздороваться и познакомиться с каждым из вас. Как же это сделать? (Дети предлагают свои варианты приветствия. С подачи педагога дети принимают решение передавать клубок по кругу, говоря слова приветствия и называя свое имя, фамилию и отчество).
Воспитатель: — Ребята. Сегодня мы с вами будем играть в игру «Что? Где? Когда?».
- Для этого мы должны с вами разделиться на две команды. А поможет нам в этом наш волшебный клубочек. Он будет задавать вам вопросы, а вы отвечать. Кто ответит правильно сядет на стульчик в одну из команд.
Воспитатель:
- Ребята, вы все сейчас называли свою фамилию, имя и отчество.
- Кто же вам дал имя, отчество и фамилию? (Родители)
- А когда родители дали вам имя, отчество и фамилию? (Когда мы родились)
(С помощью клубочка, который воспитатель передает из рук в руки детям, дети отвечают на вопрос, садятся на стульчики и получают эмблемы участников игры разные по цвету)
Воспитатель:
- Правильно. Каждая семья, каждый человек отмечает свои семейные и личные праздники.
- Какой же из них самый главный? (День рождения)
- День рождения может быть не только у человека.
Воспитатель: — У кого еще может быть день рождения? (Ответы детей)
Воспитатель: — Свой день есть и у книги, игрушки, дома и даже у целого города. Городам, как и людям, дают «имена», горожане отмечают их дни рождения.
Вот и у нашего города юбилей, ему исполнилось 60 лет.
Воспитатель: — Ребята, скажите мне, как называется место, где человек родился и вырос? (Россия, Родина, малая Родина)
- Что означают слова Родина и малая Родина? ( Родина – это страна, в которой мы живем, а малая Родина это место, где человек родился и вырос.)
- Назовите вашу малую Родину? (город Новокуйбышевск)
- Как называются жители нашего города? (Новокуйбышевцы).
- В каком году началось строительство города? ( в 1947 году )
- Назовите человека, который руководил строительством нашего города и именем которого названа одна из улиц нашего города? (Иван Игнатьевич Миронов)
- Какие еще вы знаете улицы в нашем городе? (Свердлова, Ворошилова, Пирогова и т. д.)
- У каждого города есть свой герб. Что изображено на гербе города Новокуйбышевска? (на синем фоне три белых лилии)
Воспитатель:
- Команды «Знатоки» и «Эрудиты» готовы к игре. Выберем капитанов команды считалкой:
- Раз, два три, четыре, пять
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела. ( Дети каждой команды считалкой выбирают капитанов команды)
Воспитатель:
- Подводить итоги нашей игры будут зрители.
- Уважаемые игроки, позвольте представить вам вашего соперника – это волшебный клубочек, который будет задавать вам вопросы. (Дети каждой команды крутят волчок)
Клубочек:
- Внимание, уважаемые игроки. Первый конкурс «Разминка».
- Сейчас игроку от каждой команды нужно прочитать стихотворение о родном городе громко и выразительно.
Команда «Знатоки».
1 ребенок:
В российской глубинке, вдали от столиц,
Раскинулись улицы крыльями птиц.
Рабочий поселок обрел новый вид –
И вот новый город на Волге стоит.
2 ребенок:
Мой город любимый! Цвети и расти!
Роднее тебя мне нигде не найти!
Я славлю тебя, Новокуйбышевск мой!
И где бы я ни был – ты рядом со мной!
Команда «Эрудиты».
1 ребенок.
Есть небольшой, но славный город.
Над Волгой, русскою рекой.
Года идут, а он все молод,
Наш Новокуйбышевск родной.
2 ребенок.
Свой город любит каждый житель,
Народ хороший, трудовой.
Нефтяник, химик и строитель
Живут здесь дружною семьей.
Клубочек: — Молодцы! Обе команды справились с первым конкурсом.
(Дети крутят волчок)
Клубочек: — Приступаем к игре. Второй конкурс « Ответь на вопрос».
Вопрос команде « Знатоки».
1. Почему город носит такое название – Новокуйбышевск? (Потому что наш город возвели на месте поселка Липяги, рядом с городом Куйбышевым ( сейчас г. Самара)
- Молодцы! Это правильный ответ.
Клубочек: — Вопрос команде « Эрудиты».
2. Около какой великой русской реки стоит город Новокуйбышевск? (Новокуйбышевск стоит около реки Волги – великой русской реки)
- Молодцы! Это правильный ответ.
Клубочек: — Третий конкурс «Кто внимательный». ( Показ презентации о городе по типу игры «Четвертый лишний»)
Клубочек: — Вопрос команде « Знатоки».
1. Какой улицы нет в Новокуйбышевске? Улицы Свердлова, улицы Цветочной, улицы Горького, улицы Дзержинского? (дети выбирают правильный ответ: улицы Цветочной нет в г. Новокуйбышевске)
- Молодцы! Это правильный ответ.
Клубочек: — Вопрос команде « Эрудиты».
2. Какой достопримечательности нет в городе Н-куйбышевске? Парк «Дубки», площадь им. Ленина, Вечный огонь, оперный театр? (В городе нет оперного театра)
- Молодцы! Это правильный ответ. На эти вопросы обе команды дали правильные ответы.
4. Игра «Мы – строители» (Дети по сигналу строят здание из конструктора)
Клубочек: — А сейчас пришла пора поиграть скорей. Сейчас мы с вами поработаем строителями. Каждая команда будет строить свое здание из конструктора.
Задача – сделать ее как можно быстрее и надежнее. Итак, приступаем к заданию.
- Молодцы, с заданием справились обе команды.
5. Показ презентации по типу игры « Четвертый лишний».
Клубочек: — Вопрос команде «Знатоки.
1. Какие профессии есть в нашем городе?- Учитель, строитель, хлебороб, шофер. (В нашем городе есть профессии: учитель, строитель, шофер)
- Вопрос команде « Эрудиты».
2. На какой улице находится наш детский сад?
На улице Ворошилова, ул. Строителей, ул. Пр. Победы, ул. Карбышева. (Наш детский сад находится на улице Карбышева)
- Молодцы. Обе команды справились с этими заданиями.
6. Комплекс общеразвивающих упражнений « Профессия»
- Сейчас все вместе отдохнем, будем выполнять движения в соответствии с текстом.
Я – шофер – помыл машину, (топающий шаг)
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор, и шины
Зашуршали у машины.
Подметает дворник двор,
Убирает дворник сор. (наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание)
Наш охранник на посту
Смело смотрит в темноту. (повороты вправо и влево, приставляя ладонь к глазам)
А сапожник сапоги
Для любой сошьет ноги. (руки на поясе, присесть, встать, выставляя поочередно ногу на пятку)
К сапогам пришьет подковки
И - пляши без остановки.
Наши летчики – пилоты (наклоны корпуса вправо-влево, прямые руки в стороны)
Приготовились к полету.
Я – гимнаст. Моя сноровка
Восхищает всех вокруг. (различные виды прыжков)
Видишь, как на брусьях ловко
Исполняю сложный трюк.
Веселей смотри вокруг: (спокойный вдох через нос и продолжительный выдох)
Детский врач - ребятам друг.
- Молодцы. Отдохнули хорошо. Продолжаем игру.
7. Следующий конкурс « Составь слово» (на внимание)
(Командам дается задание – как можно быстрее составить и разгадать слово)
Задание команде «Знатоки».
1. Нужно составить и прочитать запутанные слова в которых спрятались названия городов Самарской области.
Слова:
РА – МА – СА
ЕВСК – ПА – ЧА
РАНЬ – СЫЗ
ТИ –ЯТ – ТОЛЬ
Задание команде «Эрудиты».
2. Нужно составить и прочитать запутанные слова в которых спрятались названия речек Самарской области .
Слова:
ГА – ВОЛ
КА – МАР – СА
КА – ЕВ – ПА – ЧА
КА – ЯН – ТАТЬ
- Молодцы. Команды справились со своими заданиями.
8. « Музыкальная пауза». (Дети поют песню « Любопытный горожанин» на мелодию песни «Голубой вагон»)
1. Если настроенья почему- то нет,
Если загрустилось мне опять.
Я беру друзей с собой и горсть конфет,
И иду по городу гулять.
Припев:
В городе, в городе
Жизнь всегда бьёт ключом,
Некогда городу нашему скучать.
Здорово, здорово
И тоска нипочём,
Всё мне о городе хочется узнать.
2. Почему назвали улицу Озерной?
А проспект Победы почему?
Льются почемучки из меня рекой,
Может разберусь я что к чему?
Припев.
3. Сколько площадей у нас?
И сколько школ?
И какой открылся здесь музей?
Я ещё ответы не на всё нашёл,
Но хочу найти их поскорей.
Клубочек: — Молодцы. Вы очень хорошо спели песню о своем городе.
9. «Загадочная викторина».
- Уважаемые игроки, вам выпал счастливый сектор « Загадочная викторина».
У вас появилась возможность загадать вопросы – загадки друг другу. (Из каждой команды выходит ребенок, берет листочек с вопросом – загадкой и читает загадку другой команде)
- Итак, задание команде «Знатоки».
Загадочная викторина.
1 . Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется…
(вокзал)
2. В нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а…
(музей)
3. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- …
(почта)
4 . Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую…
(больницу)
5. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?…
(детский сад)
6 . Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем…
(магазине)
- Молодцы. Все загадки отгадали.
10. «Собери картинку».
Клубочек: — Следующее задание «Кто быстрее соберет пазлы» с символом города Новокуйбышевска. Каждой команде в конверте дается задание – собрать картинку с символом города и отгадать , что на ней изображено. (На экране компьютера появляется «целая» картинка с гербом города, дети сравнивают со своей картинкой).
- Молодцы, обе команды успешно справились с заданием.
11. Игра малой подвижности «Посади цветы на клумбу».
Цель: Закрепить знание цветов, умение ориентироваться в пространстве, двигаться под музыку, выполнять правила игры. ( Дети одевают маски – шапочки цветов, на полу раскладываются большие цветы красного, синего и желтого цветов. Звучит музыка, дети — цветы гуляют. Когда музыка перестает играть, дети, занимают свои места на «клумбе» в соответствии с цветом. )
Клубочек: — Молодцы, вы красивые цветы посадили на свои клумбы.
Подведение итогов игры «Что? Где? Когда?»
Клубочек: — Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы знаете и любите свой город, в котором вы живете. Я поздравляю обе команды с победой и вручаю всем игрокам значки «Городского эрудита» (Детям одеваются эмблемы « Городского эрудита»).
12. Художественное творчество детей.
Создание общей композиции « Мой город».
Клубочек : — У города юбилей, день рождения – 60 лет, а в такие дни принято дарить подарки. Я положил в свой волшебный сундучок вот такие бумажные силуэты зданий, цветы, деревья, кисточки, краски.
- А еще у нас с вами есть большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая городская улица. А самое главное, что каждый из вас маленький художник и фантазер.
И вы сейчас создадите коллективную композицию, украсите наш город зданиями, деревьями и цветами. (Звучит музыка, дети выполняют задание)
Воспитатель: — Вот наш подарок готов. Каждый из вас вложил частичку своей любви к родному городу. Как мы назовем нашу работу?
Дети придумывают название и вывешивают коллаж на обозрение в группе детского сада.
Щербакова Ирина Александровна,
воспитатель С/п «Детский сад «Кораблик»
ГБОУ ООШ №19 г. Новокуйбышевск Самарской области