В нашем специализированном Доме ребенка №2 воспитываются дети с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики в возрасте от 0 до 4 лет. Дети находятся в закрытом учреждении. У детей, лишенных нормальных социальных контактов, возникает так называемый депривационный синдром, что отражается на всех параметрах нервно-психического развития, но в большей степени влечет нарушение речи.
Для успешного развития малышей требуется особый подход в подборе материала, поиске новых методов и приемов обучения и воспитания. Одним из качественных методов работы с детьми по развитию речи является логоритмика. Проведение логоритмических занятий позволяет преодолевать речевые нарушения путем коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
В своей работе мы опирались на методические рекомендации М.Ю. Картушиной, Н. А. Кисилевой, Г.Л. Волковой, К. Н. Слюсарь, Н. А. Рычковой, использовали разнообразный речевой материал – детские песенки, загадки, стихи русских и современных поэтов. Мы разработали свои логоритмические занятия: «Дары осени», «Городок игрушек», «Как козленок маму искал», «Подарки дедушке Морозу», «Лесные жители» и т.д. Занятия проводят музыкальный работник, два учителя-дефектолога, один из которых выступает в роли ведущего, а второй изображает сказочного героя.
Представляем вашему вниманию конспект логоритмического занятия.
Тема: «Как козленок маму искал».
Цели:
1. Активизация словарного запаса по теме: Животные и их детеныши».
2. Формирование двигательных умений в ходе выполнения упражнений.
3. Развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики.
4. Продолжать учить слушать музыку и выполнять несложные элементы танца.
Оборудование: деревянные ложки, игрушки — козленок, корова, лошадь, овца, свинья, фотографии — корова с теленком, овца с ягненком, лошадь с жеребенком, свинья с поросенком; два тазика с зерном, камни, бумага.
1. Организационный момент.
Дети под музыку входят в зал и садятся на стульчики.
Музыкальное приветствие. Дефектолог берет каждого ребенка за ручки и поет: «Здравствуй, Лера». Лера отвечает: «Здравствуй, Ира».
2. Основная часть.
В стороне слышится: « Ме-ме-ме». Ой, кто это? Пойдемте, посмотрим. Дети находят козленка: «Кто это?» (козлик).
Стихотворение с движениями «Козлята» под музыку.
Хорошо козлятам бегать
На лугу, на лугу.
Ой, как весело козлятам на лугу.
И щипать зеленую
Травку- мураву.
Ах, какая сладкая
Травка- мурава.
Ме-ме-ме-ме.
И на травке, на муравке
Хорошо им скакать
И друг друга рожками
Пободать,пободать.
Ме-е-е!
Дети выполняют движения согласно текста.
- Козленок, а почему ты один, а где твоя мама?
Прыгал козлик по лугу,
По цветочкам прямо,
Вдруг он замер на бегу,
Потерялась мама.
- Ребята, поможем козлику маму найти?
Упражнение для развития общей моторики.
Мы шли, шли, шли
И к болоту пришли,
Ребята, а как болото перейти?
А ведь здесь есть кочки.
Мы по кочкам пройдем
И болото перейдем.
(Дети имитируют ходьбу по кочкам).
- Молодцы!
Он вприпрыжку по траве,
Вот и мама вроде,
Но ему сказала «иго-го»
С пышной гривой тетя
- Кто это? (Показ фотографии). Кто детеныш у лошадки? — Лошадка что делает? (скачет) Покажите, как лошадка скачет?
Дети, сидя на пеньках, стучат деревянными ложками, сопровождая речью-цок, цок.
Козлик бросился скорей
К самой доброй маме,
Но ему сказала «Хрю»
Тетя с пяточком.
- Кто это, ребята? (свинка)
- Кто у свинки детеныш? (поросенок)- показ фотографии
- Как свинка хрюкает?
- Что свинка делает? (хрюкает)
Стихотворение с движениями «Поросятки — трусишки».
Мама свинка волновалась:
Хрю-хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю.
(Дети ритмично кивают головой)
Где же детки поросята? Ну-ка в луже посмотрю.
Вдруг услышала детишек:
-И-и-и-и, и-и-и.
(Ритмично похлопывают по ногам)
К маме детки прибежали-
Вмести в лужу все ныряли.
(Ритмично шагают на месте).
Упражнение для развития общей моторики.
Мы шли, шли, шли
И к реке пришли,
Что же делать,
Как же быть?
Надо речку перейти.
Мы по мостику пойдем,
И речку перейдем.
(Ходьба друг за другом, переходят «речку» руки в сторону).
Козлик дальше побежал
К новой маме подбежал.
Но ему сказала «Му».
Тетенька с рогами.
- Ребята, кто это? (игрушка- корова)
- Кто у коровы ребенок? (теленок)- показ фотографии.
- Как корова мычит?
Упражнение для развития дыхания.
- Сделаем вдох носом, а выдыхаем ртом и говорим: «Му-му». Что теленок делает? (мычит).
- Мы с теленком на лугу жуем сладкую траву. — «Жевание травы» с закрытым ртом.
Козлик весело бежал.
Вот и мама вроде,
Но ему сказала «Бе»
Тетя в белой шубе.
Кто это? (игрушка- овца)
Где ребенок у овечки? (показ фотографии)
Как ягненок маму зовет?
Стихотворение с движениями «Овечка».
Вот кудрявая овечка
(круговые движения указательными пальцами обеих рук)
Шерстка у нее колечком
(соединяют пальцы с большим, имитируя круг)
колечки состригу
(Указательным и средним пальцами изображают ножницы)
И в клубочек соберу
(делают ритмичные вращательные движения указательным пальцем правой руки вокруг левой руки, сжатой в кулак)
И носочек я свяжу.
(ударяют указательными пальцами друг об друга)
Все прикинул он в уме
И помчался прямо,
И ему сказала «ме»
Ласковая мама.
Мама Коза выходит из домика
Мама обрадовалась, обняла козленка.
Песня с движениями. (на мотив песни «Вдоль по Питерской)
(Дефектолог, исполняющий роль козы поет, дети повторяют движения).
Я коза-хлопота,
День- деньской занята,
Мне и травку щипать,
Мне на речку бежать,
Мне козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька, лиса
Их с собой не унесла.
Коза: «Убежал козленок мой
Не вернулся он домой
Я в саду его искала
Я искала и звала – ме-ме-ме.
Сколько слез я пролила
Наконец сыночек мой
Возвратился ты домой,
Вам, спасибо, ребятишки,
Что нашли вы шалунишку
Помогли ему в пути маму козочку найти».
Ведущая. Закричал козленок «Ме-ме»
Дайте молочка скорей
Любит наш козленок
Молоко с пеленок.
Артикуляционная гимнастика
- «Вкусное варенье — облизываем верхнюю губу».
Козленок поел, улыбается — «Улыбка».
Коза: «Ребята, это вы помогли козлику меня найти? А кого вы встретили по дороге? Давайте вспомним.( Показ фотографий, дети называют всех животных и их детенышей). Позовем их в гости. Вова, иди позови лошадку в гости, и т.д. (Дети приносят игрушки — лошадка, корова, овечка, свинка). Давайте их угостим».
Упражнение для развития мелкой моторики.
Дефектолог ставит на стол два тазика с зерном и говорит: «Ой, ребята, посмотрите, воронята напроказничали и камней накидали, давайте их уберем.
- Покормим наших гостей молодой травкой (рвут «травку» из зеленой бумаги).
- А теперь повеселим наших гостей и станцуем .
Танец с колокольчиками.
Коза: «Наш козленок устал, давайте споем ему колыбельную».
Колыбельная.(на мотив колыбельной из «Спокойной ночи, малыши».
Наш козленок очень мал, ля-ля-ля.
Он набегался, устал, ля-ля-ля.
Спи, козленок, засыпай.
Баю-баю, баю-бай.
Глазки закрывай, баю-бай.
З. Итог логоритмического занятия.
Мама коза угощает ребят яблоками.
Подготовили учителя-дефектологи:
Черкасова Ирина Владимировна, Бузикова Марина Владимировна, музыкальный руководитель Городилова Татьяна Аркадьевна.
Место работы: Областное государственное учреждение здравоохранения «Иркутский областной специализированный дом ребенка №2 для детей с поражением центральной нервной системы и психики», г. Иркутск.