Планирование работы логопедического кружка ‘Речевичок’ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

ПланированиеПояснительная записка

По мнению ученых, связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. А у детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно, творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом, чаще не сформировано.

Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Одна из интереснейших форм работы учителя- логопеда с дошкольниками с ОНР в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и с педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение, фантазию.

Огромную роль в становлении детского словесного творчества играет восприятие произведений художественной литературы и устного народного творчества, наблюдения в природе и накопление художественного опыта в продуктивных видах деятельности.

Программа кружка по развитию словесного творчества детей 6-7 лет с ОНР «Речевичок» базируется на программе «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой, авторской программе О. С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников».

Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей дошкольного возраста, которая создает потребности и возможности детского творчества. Создание кружка словесного творчества способствует развитию творческого потенциала детей с ОНР.

Основной целью создания и работы нашего кружка «Речевичок» является развитие связной речи у детей с ОНР, в частности творческого рассказывания, используя сказочный сюжет и продуктивные виды деятельности. Детям предлагается придумывать сказочные сюжеты со сказочными героями, которых они будут сами создавать из различных материалов, порой самых необычных.

Задачи:

  1. Воспитывать у детей с ОНР интерес и бережное отношение к языковому богатству и умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве.
  2. Создать благоприятные условия для активизации словесного творчества.
  3. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, самостоятельность мышления детей с ОНР.

Программа по развитию словесного творчества состоит из следующих направлений:

  1. Речевое развитие ребенка с речевым недоразвитием;
  2. Познавательное развитие;
  3. Социально-коммуникативное развитие;
  4. художественно-эстетическое воспитание;
  5. активизация влияния семейного воспитания;
  6. проведение выставок творческих работ.

Программа рассчитана на один год обучения детей 6-7 лет.

Занятия проводятся:

  • подготовительная к школе группа – 30 мин. 1 раз в неделю.

Основные формы кружковой работы – тематические, интегрированные занятия, в них включены: беседы, чтение, заучивание стихотворных тестов, словесные и творческие игры, подвижные игры, психогимнастика, упражнения для развития интонационной выразительности речи, инсценировка сказок, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Ожидаемые результаты:

  • развитие связной речи, творческого рассказывания, обогащение словаря, правильно оформленная в грамматическом отношении речь;
  • формирование социальной и культурной компетентности;
  • развитие творческих способностей детей.

Критерии результативности обучения:

Результативность работы кружка отмечается при проведении мониторинга уровня общего и речевого развития детей.

  • дети знают и проявляют интерес к произведениям художественной литературы;
  • дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
  • умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
  • умеют определять жанровые особенности (сказки, рассказа, стихотворения);
  • используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.
Время проведения

Тема

Содержание

Задачи

3-я неделясентября Игра-сказка«Куклы из раскрасок»
  1. Припоминание детьми стихов А.Барто «Игрушки»
  2. Изготовление кукол из раскрасок (вырезывание уже раскрашенных картинок)
  3. Придумывание сказки с единым сюжетом с

использованиемколлективного панно

  1. Запись сказки в альбом
Продолжать учить придумывать сюжет сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций.  Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость
4-я неделясентября Игра-сказка«Фруктовая сказка»
  1. Отгадывание загадок о фруктах
  2. Игра «Какой, какая, какое»
  3. Придумывание  и разыгрывание диалогов фруктов
  4. Изготовление фруктового салата
Развивать диалогическую форму речи путем составления диалога с опорой на ряд слов по данной теме. Обогащать словарь, выразительные средства языка. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
1-янеделя октября Игра-сказка «Живой огород»
  1. Игра «Доскажи словечко»
  2. Игра «Капуста» (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)
  3. Придумывание  и разыгрывание сказочного сюжета «Корзина с овощами»
  4. Изготовление овощного салата
Учить придумывать и разыгрывать сказочный сюжет. Учим произносить отдельные слова и предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Отрабатывать эмоциональную выразительность речи
2-я неделя октября Игра-сказка «Ожившие осенние листья»
  1. Художественное слово «Осень»
  2. Игра «С какой ветки детки?»
  3. Разыгрывание сказочного сюжета, героями которого станут осенние листья
  4. Придумывание и дорисовывание картины, используя контуры осенних листьев.
  5. Запись сказки в альбом
Продолжать учить придумывать сюжет сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций.  Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость
3-я неделя октября Игра-сказка «Чудесные клубочки»
  1. Психогимнастика
  2. Игра «Тише-громче»
  3. Изготовление сказочных персонажей из клубочков ниток (наматывание клубочков)
  4. Разыгрывание сказочного сюжета «Я начну, а ты продолжи»
  5. Запись сказки в альбом
Продолжать учить придумывать сказки. Отрабатывать эмоциональную выразительность речиОбогащать активный словарь ребёнка – подбор определений и эпитетов для того или иного существительного. Развитие воображения, фантазии. Воспитание дружелюбия
4-я неделя октября Игры-сказка с куклами «Маски, кто вы»
  1. Игра «Что лишнее?»
  2. Подготовка сказочных героев к разыгрыванию сказочных героев, подготовка масок
  3. Логоритмика «За грибами»
  4. Разыгрывание диалога «Мы с тобой шли…»
Продолжать учить разыгрывать сказочное представление, используя театральные маски, надетые на кукол и плюшевые  игрушки.
Развивать связную речь детей, предложив рассказать самый смешной, весёлый случай из своей жизни. Воспитывать умение работать детей в коллективе, уважительно и внимательно относиться к партнёру.
5-я неделя октября,1-я неделя ноября Игра – сказка«Куклы – кулёчки»
  1. Игра «Волшебные очки»
  2. Изготовление кукол из конусов, цилиндров (рисование красками)
  3. Игра «Правильно или нет» (деформированное предложение)
  4. Придумывание и разыгрывание сказочного сюжета с куклами из конусов, цилиндров«Я начну, а ты продолжи»
  5. Запись сказки в альбом
Составлять сказку, используя только одинаковые или разные геометрические  формы (конусы, цилиндры). Развивать наблюдательность, воображение, словесное творчество, фантазию. Формировать грамматически правильную речь, развивать связную речь.
2-я неделя ноября «Игра – сказка с Клякса  из зонтика»
  1. Сказочный сюжет «Волшебный зонтик»
  2. Изготовление кукол из клякс (дорисовывание, вырезывание)
  3. Придумывание и разыгрывание сказочного сюжета
  4. Запись сказки в альбом   
Учить  разыгрывать сказочное представление, используя в качестве декорации зонтик, что позволяет периодически возвращаться к уже упомянутым героям, повторяя имена и произошедшие когда – то события.
Развивать память и внимание.
Учить детей сочетать в едином сюжете получившихся из клякс персонажей.
3-я неделя ноября Игра — сказка «Чудесные  куклы из проволоки»
  1. Психогимнастика
  2. Изготовление кукол из проволоки
  3. Придумывание сюжета сказки, используя изготовленных кукол и природный материал (шишки, веточки, каштаны, желуди)
  4. Запись сказок в альбом
Продолжать учить придумывать сюжет сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций. Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость
4-я неделя ноября Игра-сказка «Театр из яичной скорлупы»
  1. Психогимнастика
  2. Отгадывание загадок
  3. Пальчиковая гимнастика «Уточка»
  4. Изготовление кукол из яичной скорлупы (из целого пустого яйца, рисование гуашью)
  5. Составление сказки по опорным словам
  6. Запись сказок в альбом
Продолжать учить детей наращивать текст, взяв одно слово, составить с ним целое предложение, а затем придумать целый рассказ. Развиваем фантазию и воображение детей.
Учим работать детей в коллективе, уважительно и внимательно относиться к партнёру, строить диалог через игру, ощущать себя незаменимым звеном и важной частью общего дела.
1-я неделя декабря Игра-сказка «Волшебная бумага» (оригами)
  1. Психогимнастика
  2. Игра «Доскажи словечко»
  3. Пальчиковая гимнастика «В дупле у белочки». Посчитать, сколько шишек, орехов у белочки
  4. Складывание фигурок животных и птиц из бумаги
  5. Составление сказки по готовому началу
  6. Запись сказок в альбом
Продолжать учить детей складывать фигурки – оригами, развивая творческие способности. Разыгрывать с получившимися персонажами ролевую сказку по готовому началу.
Развиваем наблюдательность.
2-я неделя декабря Игра-сказка «Волшебная бумага» (изготовление персонажей путем техники обрыва)
  1. Психогимнастика
  2. Словесная игра «Какой, какая, какое»
  3. Изготовление плоскостных персонажей путем техники обрыва
  4. Составление сказки по готовому началу
  5. Запись сказок в альбом
Продолжать учить составлять сказку, объединяя в единый сюжет. Учиться  подбирать красивые, необычные определения к персонажам сказки.
Учимся описывать  внешность героев, используя новые придуманные слова.
Развиваем речь, фантазию
3-я, 4-я неделя декабря  Игра – сказка «Ёлочные куклы»
  1. Чтение стихотворения о Новом годе
  2. Игра «Какое слово лишнее?»
  3. Придумывание сюжета сказки с елочными украшениями
  4. Составление и рассказывание сказки по цепочке
  5. 5.     Запись сказки в альбом
Учиться разыгрывать сказку, используя театр – ёлку.
Продолжаем учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Продолжать учиться ролевую сказку по готовому началу.
Развивать память и внимание.
3-я неделя января Игра-сказка«Волшебные снежинки»
  1. Психогимнастика
  2. «Назови грустные и веселые слова»
  3. Вырезывание снежинок из бумаги, придумывание имени для своей снежинки, упражнение  «Что делает снежинка»
  4. Рассказывание сказок о своей снежинке
  5. Запись сказок в альбом

 

Развивать наблюдательность, воображение, словесное творчество, фантазию. Учиться составлять и рассказывать сказку, используя отработанный речевой материал. Развивать диалогическую и монологическую форму речи.
4-я, 5-я неделя января Игра-сказка«Удивительные ниточки» Изготовление кукол из ниток; рисование ниточками
  1. Игра «Чудесный мешочек»
  2. Изготовление кукол из мотка мулине и ниток
  3. Игра «С чего все началось?» (придумай начало сказки)
  4. 4.     Запись сказок в альбом
Продолжать развивать словесное творчество  детей, учить придумывать конец сказки. Учим правильно составлять вопросительные предложения.
Развивать мелкую моторику, внимание, память, любознательность.
1-я неделя февраля Игра-сказка «Ожившие шарики» (герои на пингпонговых шариках)
  1. Игра «Бывает-не бывает»
  2. Изготовление сказочных героев из шариков для пингпонга (аппликация из самоклеящейся бумаги)
  3. Дыхательные упражнения «Ветерок»
  4. Придумывание сказки
  5. Запись сказки в альбом

 

Учить инсценировать сказку, используя театр на пингпонговых шариках, используя предложенные декорации и схему движения героев. Продолжать развивать связную речь, творческое рассказывание, внимание, память, умение работать в коллективе.
2-я неделя февраля Игра-сказка «Куклы из наперстка»
  1. Игра «Кому что нужно»
  2. Изготовление сказочных героев из наперстков (детали лепим из пластилина)
  3. Диалоги с использованием загадок-описаний
  4. Игра «Разрезные картинки»
  5. 5.     Запись сказки в альбом
Учить рассказывать  сказку, используя куклы-напёрстки,  учить детей исполнять роли сразу нескольких героев. Продолжать формировать диалогическую форму речи, выбирая нужные средства выразительности. Воспитывать умение уступать друг другу, работать в коллективе.
3-я неделя,4-я неделя февраля Игра-сказка «Ожившие пластиковые коробочки»
  1. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
  2. Игра «На что похоже?»
  3. Изготовление сказочных героев из коробочек различной величины, а также декораций для инсценировки (конструирование: палочки, зубочистки, пластилин, ленточки)
  4. Придумывание сказки
  5. 5.     Запись сказки в альбом
Продолжать развивать связную речь детей путем обучения детей составлению творческих рассказов, введения новых сказочных персонажей.  Развивать воображение, фантазию, обогащать адъективный и предикативный словарь детей. Воспитывать трудолюбие, усидчивость.

1-я неделя марта Игра-сказка «Подвижные ленточки»
  1. Психогимнастика
  2. Игра «Скажи по-другому»
  3. Изготовление сказочных персонажей из атласных ленточек (рисование на ткани)
  4. Логоритмика «Весна, весна красная»
  5. Разыгрывание сказки
  6. Запись сказки в альбом
Продолжать развивать словесное творчество  детей, учить придумывать конец сказки. Учим правильно составлять вопросительные предложения.
Развивать мелкую моторику, внимание, память, любознательность.
2-я неделя,3- неделя марта Игра-сказка «Волшебные ложки»
  1. Отгадывание загадок
  2. Игра «Узнай, что звучит»
  3. Изготовление сказочных персонажей на основе нераскрашенных деревянных ложек (раскрашивание гуашевыми красками)
  4. Придумывание и разыгрывание сказочного сюжета
  5. 5.     Запись в альбом сочиненной сказки
Продолжать учить творческому рассказыванию, придумывать начало сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций.  Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость
4-я неделя марта Игра-сказка «Куклы из воздушных шаров»
  1. Игра «Волшебные очки»
  2. Дыхательные упражнения «Надуй шарик», «Чей шарик летит дальше?»
  3. Изготовление сказочных персонажей из воздушных шариков (рисование  маркерами на воздушных шарах)
  4. Составление сказочного сюжета по мотивам знакомых сказок, разыгравание полученной сказки
  5. Запись сказки в альбом
Продолжать учить инсценировать придуманные монологи, используя разрисованные воздушные шары (учим произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе). Развивать фантазию детей, воображение, связную речь, обогащать словарный запас.
1-я неделя апреля Игра-сказка «Игрушечное тесто»
  1. Отгадывание загадок
  2. Лепка сказочных фигурок птиц из соленого текста
  3. Игра «Расскажи о своей птичке»
  4.  Придумывание и обыгрывание сказочного сюжета
  5. 5.     Запись сказки в альбом
Закреплять у детей умение составлять описательные рассказы, использовать их при составлении сказочного сюжета. Обогащать сюжет сказки введением дополнительными сказочными героями. Развивать связную речь, творчество, воображение, мелкую моторику рук.
2-я неделя апреля Игра-сказка «Космические   звезды»
  1. Чтение стихотворения о космосе
  2. Психогимнастика «Я – звезда»
  3. Изготовление сказочных персонажей для составления сказки из салфеток (обведение по трафарету, вырезывание фигурок)
  4. Придумывание сказки, составление коллективного панно
  5. Запись сказки в альбом
Продолжать учить творческому рассказыванию, развивая монологическую форму речи. Продолжать формировать интерес к продуктивным видам деятельности, которые помогают в развитии связной речи. Обогащать словарь, воспитывать чувство коллективизма.
3-я неделя,4-я неделя апреля Игра-сказка «Коробочки»
  1. Психогимнастика
  2. Игра «Что для чего нужно?»
  3. Изготовление сказочных персонажей из спичечных коробков (аппликация)
  4. Сочинение и обыгрывание сказочного сюжета
  5. Запись сочиненной сказки в альбом
Продолжать учить придумывать и разыгрывать сказки по опорным словам, учить произносить отдельные слова и предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Развивать  эмоциональную выразительность речи. Воспитывать усидчивость, чувство партнерства.
5-я неделя апреля Игра- сказка «Говорящие камни»
  1. Игра «Доскажи фразу»
  2. Изготовление кукол из камешков разной формы (рисование)
  3. Разыгрывание сказочного  сюжета
  4. Запись сочиненной сказки в альбом

 

Продолжать учить творческому рассказыванию, придумывать начало сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций.  Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость.
3-я неделя,4-я неделя мая Игра-сказка «Разноцветная сказка»
  1. Игра «Когда это бывает?»
  2. Изготовление сказочных героев цветов и насекомых (вырезывание цветов из открыток, насекомых из проволоки)
  3. Придумывание и разыгрывание сочиненного сюжета
  4. 4.     Запись сочиненной сказки в альбом
Закреплять у детей умение составлять описательные рассказы, использовать их при составлении сказочного сюжета. Обогащать сюжет сказки введением дополнительными сказочными героями. Развивать связную речь, творчество, воображение, мелкую моторику рук.

Список использованной литературы:

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С.- Пб, «Детство-пресс», 2005.
  2. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
  3. Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М., Издательство «ГНОМ», 2013.
  5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп – топ Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. М., Издательство «ГНОМ и Д», 2010.

Казанова И.С.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.