Пояснительная записка
По мнению ученых, связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. А у детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно, творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом, чаще не сформировано.
Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.
Одна из интереснейших форм работы учителя- логопеда с дошкольниками с ОНР в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и с педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение, фантазию.
Огромную роль в становлении детского словесного творчества играет восприятие произведений художественной литературы и устного народного творчества, наблюдения в природе и накопление художественного опыта в продуктивных видах деятельности.
Программа кружка по развитию словесного творчества детей 6-7 лет с ОНР «Речевичок» базируется на программе «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой, авторской программе О. С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников».
Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей дошкольного возраста, которая создает потребности и возможности детского творчества. Создание кружка словесного творчества способствует развитию творческого потенциала детей с ОНР.
Основной целью создания и работы нашего кружка «Речевичок» является развитие связной речи у детей с ОНР, в частности творческого рассказывания, используя сказочный сюжет и продуктивные виды деятельности. Детям предлагается придумывать сказочные сюжеты со сказочными героями, которых они будут сами создавать из различных материалов, порой самых необычных.
Задачи:
- Воспитывать у детей с ОНР интерес и бережное отношение к языковому богатству и умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве.
- Создать благоприятные условия для активизации словесного творчества.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, самостоятельность мышления детей с ОНР.
Программа по развитию словесного творчества состоит из следующих направлений:
- Речевое развитие ребенка с речевым недоразвитием;
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое воспитание;
- активизация влияния семейного воспитания;
- проведение выставок творческих работ.
Программа рассчитана на один год обучения детей 6-7 лет.
Занятия проводятся:
- подготовительная к школе группа – 30 мин. 1 раз в неделю.
Основные формы кружковой работы – тематические, интегрированные занятия, в них включены: беседы, чтение, заучивание стихотворных тестов, словесные и творческие игры, подвижные игры, психогимнастика, упражнения для развития интонационной выразительности речи, инсценировка сказок, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).
Ожидаемые результаты:
- развитие связной речи, творческого рассказывания, обогащение словаря, правильно оформленная в грамматическом отношении речь;
- формирование социальной и культурной компетентности;
- развитие творческих способностей детей.
Критерии результативности обучения:
Результативность работы кружка отмечается при проведении мониторинга уровня общего и речевого развития детей.
- дети знают и проявляют интерес к произведениям художественной литературы;
- дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
- умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
- умеют определять жанровые особенности (сказки, рассказа, стихотворения);
- используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.
Время проведения |
Тема |
Содержание |
Задачи |
3-я неделясентября | Игра-сказка«Куклы из раскрасок» |
использованиемколлективного панно
|
Продолжать учить придумывать сюжет сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций. Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость |
4-я неделясентября | Игра-сказка«Фруктовая сказка» |
|
Развивать диалогическую форму речи путем составления диалога с опорой на ряд слов по данной теме. Обогащать словарь, выразительные средства языка. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи. |
1-янеделя октября | Игра-сказка «Живой огород» |
|
Учить придумывать и разыгрывать сказочный сюжет. Учим произносить отдельные слова и предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Отрабатывать эмоциональную выразительность речи |
2-я неделя октября | Игра-сказка «Ожившие осенние листья» |
|
Продолжать учить придумывать сюжет сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций. Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость |
3-я неделя октября | Игра-сказка «Чудесные клубочки» |
|
Продолжать учить придумывать сказки. Отрабатывать эмоциональную выразительность речиОбогащать активный словарь ребёнка – подбор определений и эпитетов для того или иного существительного. Развитие воображения, фантазии. Воспитание дружелюбия |
4-я неделя октября | Игры-сказка с куклами «Маски, кто вы» |
|
Продолжать учить разыгрывать сказочное представление, используя театральные маски, надетые на кукол и плюшевые игрушки. Развивать связную речь детей, предложив рассказать самый смешной, весёлый случай из своей жизни. Воспитывать умение работать детей в коллективе, уважительно и внимательно относиться к партнёру. |
5-я неделя октября,1-я неделя ноября | Игра – сказка«Куклы – кулёчки» |
|
Составлять сказку, используя только одинаковые или разные геометрические формы (конусы, цилиндры). Развивать наблюдательность, воображение, словесное творчество, фантазию. Формировать грамматически правильную речь, развивать связную речь. |
2-я неделя ноября | «Игра – сказка с Клякса из зонтика» |
|
Учить разыгрывать сказочное представление, используя в качестве декорации зонтик, что позволяет периодически возвращаться к уже упомянутым героям, повторяя имена и произошедшие когда – то события. Развивать память и внимание. Учить детей сочетать в едином сюжете получившихся из клякс персонажей. |
3-я неделя ноября | Игра — сказка «Чудесные куклы из проволоки» |
|
Продолжать учить придумывать сюжет сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций. Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость |
4-я неделя ноября | Игра-сказка «Театр из яичной скорлупы» |
|
Продолжать учить детей наращивать текст, взяв одно слово, составить с ним целое предложение, а затем придумать целый рассказ. Развиваем фантазию и воображение детей. Учим работать детей в коллективе, уважительно и внимательно относиться к партнёру, строить диалог через игру, ощущать себя незаменимым звеном и важной частью общего дела. |
1-я неделя декабря | Игра-сказка «Волшебная бумага» (оригами) |
|
Продолжать учить детей складывать фигурки – оригами, развивая творческие способности. Разыгрывать с получившимися персонажами ролевую сказку по готовому началу. Развиваем наблюдательность. |
2-я неделя декабря | Игра-сказка «Волшебная бумага» (изготовление персонажей путем техники обрыва) |
|
Продолжать учить составлять сказку, объединяя в единый сюжет. Учиться подбирать красивые, необычные определения к персонажам сказки. Учимся описывать внешность героев, используя новые придуманные слова. Развиваем речь, фантазию |
3-я, 4-я неделя декабря | Игра – сказка «Ёлочные куклы» |
|
Учиться разыгрывать сказку, используя театр – ёлку. Продолжаем учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Продолжать учиться ролевую сказку по готовому началу. Развивать память и внимание. |
3-я неделя января | Игра-сказка«Волшебные снежинки» |
|
Развивать наблюдательность, воображение, словесное творчество, фантазию. Учиться составлять и рассказывать сказку, используя отработанный речевой материал. Развивать диалогическую и монологическую форму речи. |
4-я, 5-я неделя января | Игра-сказка«Удивительные ниточки» Изготовление кукол из ниток; рисование ниточками |
|
Продолжать развивать словесное творчество детей, учить придумывать конец сказки. Учим правильно составлять вопросительные предложения. Развивать мелкую моторику, внимание, память, любознательность. |
1-я неделя февраля | Игра-сказка «Ожившие шарики» (герои на пингпонговых шариках) |
|
Учить инсценировать сказку, используя театр на пингпонговых шариках, используя предложенные декорации и схему движения героев. Продолжать развивать связную речь, творческое рассказывание, внимание, память, умение работать в коллективе. |
2-я неделя февраля | Игра-сказка «Куклы из наперстка» |
|
Учить рассказывать сказку, используя куклы-напёрстки, учить детей исполнять роли сразу нескольких героев. Продолжать формировать диалогическую форму речи, выбирая нужные средства выразительности. Воспитывать умение уступать друг другу, работать в коллективе. |
3-я неделя,4-я неделя февраля | Игра-сказка «Ожившие пластиковые коробочки» |
|
Продолжать развивать связную речь детей путем обучения детей составлению творческих рассказов, введения новых сказочных персонажей. Развивать воображение, фантазию, обогащать адъективный и предикативный словарь детей. Воспитывать трудолюбие, усидчивость.
|
1-я неделя марта | Игра-сказка «Подвижные ленточки» |
|
Продолжать развивать словесное творчество детей, учить придумывать конец сказки. Учим правильно составлять вопросительные предложения. Развивать мелкую моторику, внимание, память, любознательность. |
2-я неделя,3- неделя марта | Игра-сказка «Волшебные ложки» |
|
Продолжать учить творческому рассказыванию, придумывать начало сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций. Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость |
4-я неделя марта | Игра-сказка «Куклы из воздушных шаров» |
|
Продолжать учить инсценировать придуманные монологи, используя разрисованные воздушные шары (учим произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе). Развивать фантазию детей, воображение, связную речь, обогащать словарный запас. |
1-я неделя апреля | Игра-сказка «Игрушечное тесто» |
|
Закреплять у детей умение составлять описательные рассказы, использовать их при составлении сказочного сюжета. Обогащать сюжет сказки введением дополнительными сказочными героями. Развивать связную речь, творчество, воображение, мелкую моторику рук. |
2-я неделя апреля | Игра-сказка «Космические звезды» |
|
Продолжать учить творческому рассказыванию, развивая монологическую форму речи. Продолжать формировать интерес к продуктивным видам деятельности, которые помогают в развитии связной речи. Обогащать словарь, воспитывать чувство коллективизма. |
3-я неделя,4-я неделя апреля | Игра-сказка «Коробочки» |
|
Продолжать учить придумывать и разыгрывать сказки по опорным словам, учить произносить отдельные слова и предложения с различной силой голоса и в различном темпе. Развивать эмоциональную выразительность речи. Воспитывать усидчивость, чувство партнерства. |
5-я неделя апреля | Игра- сказка «Говорящие камни» |
|
Продолжать учить творческому рассказыванию, придумывать начало сказки, вести диалог. Обогащать сюжет введением новых декораций. Продолжать развивать связную речь детей, учить творческому рассказыванию, обогащать словарь. Развивать мелкую моторику, фантазию, терпение и усидчивость. |
3-я неделя,4-я неделя мая | Игра-сказка «Разноцветная сказка» |
|
Закреплять у детей умение составлять описательные рассказы, использовать их при составлении сказочного сюжета. Обогащать сюжет сказки введением дополнительными сказочными героями. Развивать связную речь, творчество, воображение, мелкую моторику рук. |
Список использованной литературы:
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С.- Пб, «Детство-пресс», 2005.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Шаманская Л.Н., Козина Л.Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М., Издательство «ГНОМ», 2013.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп – топ Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. М., Издательство «ГНОМ и Д», 2010.
Казанова И.С.,
учитель-логопед