Возможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ (из опыта работы)

Дети с ОВЗВозможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ (из опыта работы).

«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
будет зависеть весь его дальнейший путь к знаниям»
В.В. Сухомлинский

Современный этап развития системы образования (с введением ФГОС для детей с ОВЗ) – это создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития; возможностями и способностями.

Образование детей с ограниченными возможностями в здоровье предусматривает эффективную коррекционно-развивающую среду, психологический комфорт. Для самореализации через включение в разные виды социальной значимой и творческой деятельности, необходимы специальные технические средства обучения без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с сочетанными нарушениями в развитии.

В своей практике учителя-логопеда я столкнулась с необходимостью активного поиска путей максимального развития коммуникативно-речевых способностей детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи, а именно организации предметно-развивающей среды логопедического кабинета.

Решить задачу помогло участие в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» (2011-15 гг.) по созданию «безбарьерного» пространства для организации образования детей с ОВЗ. Один из результатов участия в гранте — оснащение логопедического кабинета специальным многофункциональным оборудованием для создания максимально эффективного коррекционного сопровождения.

На мой взгляд, многофункциональный комплект «Пертра», организует работу учителя-логопеда как для традиционно развивающих занятий, так и коррекционных занятий с детьми, имеющих различные нарушения: интеллекта, зрительных функций, мелкой моторики, речи.

Наблюдая за детьми во время занятий с использованием «Пертры» я пришла к выводу, что могу решать множество коррекционных (логопедических) задач, эти наборы дают возможность экспериментировать, к тому же их красочные материалы вызывают непосредственный интерес детей. Так, к примеру, используя чемоданчик «Пространство и плоскости» появляется возможность выполнять упражнения по формированию воздушной струи, а также совершенствовать коммуникативные навыки.

С помощью чемоданчика «Одинаковое и разное» я развиваю у детей не только мелкую моторику рук, но и звукобуквенный анализ и синтез, а также формируем слоговую структуру слова.

Ну а чемоданчик «Пространство и преобразование» позволяет развивать зрительное внимание и память, что способствует развитию графомоторных навыков, мелкой моторики. Используя набор, развиваю навыки ориентировки на микроплоскости, относительно какого-либо объекта и формирую навыка предложно-падежных конструкций.
Работа с набором «От каракуль к калиграфии» способствует эффективному развитию грубой и тонкой координации движений; развитию графомоторных навыков и совершенствованию пространственного анализа и синтеза.

Для активизации мыслительных и эмоциональных резервов на коррекционно-развивающих занятиях систематически использую работу с песком. Включенность ребенка в игру с песком выражается в физических формах, создаваемых руками, таким образом комплект «Рисуем на песке» способствует развитию мелкой моторики, тактильно – кинестетической чувствительности, зрительно-моторной координации, концентрации внимания, развитию памяти, мышления и значительно повышает качество усвоения детьми принципов построения связного высказывания, поскольку позволяет представить задания не только в наглядном, но и в действенном плане, также способствует процессу обучения, либо коррекции письма и чтения.

Формирование и развитие устной речи, вербальной памяти, воображения, умение анализировать литературное произведение, коммуникативных навыков, творческих способностей реализую через использование в театрализованной деятельности через куклы би-ба-бо. Отражая характеристику литературного героя через терапевтическую куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства.

Создание эффективной коррекционно-развивающей среды для обучения детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи возможно благодаря использованию в практике учителя-логопеда многофункционального специального оборудования (комплекс «Пертра», «Кукольный театр», комплект для тактильной игры «Рисуем на песке»), позволяющие решить логопедические задачи. Цитируя педагога Е.И.Тихееву, закончу свое рассуждение словами: «В пустых стенах ребенок не заговорит…».

Жилкова Наталья Владимировна Жилкова Н.В.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.