Возможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ (из опыта работы)

Дети с ОВЗВозможности современного оборудования в деятельности учителя-логопеда по сопровождению детей с ОВЗ (из опыта работы).

«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка и тогда,
когда мы хотим научить его читать и писать.
Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
будет зависеть весь его дальнейший путь к знаниям»
В.В. Сухомлинский

Современный этап развития системы образования (с введением ФГОС для детей с ОВЗ) – это создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития; возможностями и способностями.

Образование детей с ограниченными возможностями в здоровье предусматривает эффективную коррекционно-развивающую среду, психологический комфорт. Для самореализации через включение в разные виды социальной значимой и творческой деятельности, необходимы специальные технические средства обучения без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с сочетанными нарушениями в развитии.

В своей практике учителя-логопеда я столкнулась с необходимостью активного поиска путей максимального развития коммуникативно-речевых способностей детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи, а именно организации предметно-развивающей среды логопедического кабинета.

Решить задачу помогло участие в Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» (2011-15 гг.) по созданию «безбарьерного» пространства для организации образования детей с ОВЗ. Один из результатов участия в гранте — оснащение логопедического кабинета специальным многофункциональным оборудованием для создания максимально эффективного коррекционного сопровождения.

На мой взгляд, многофункциональный комплект «Пертра», организует работу учителя-логопеда как для традиционно развивающих занятий, так и коррекционных занятий с детьми, имеющих различные нарушения: интеллекта, зрительных функций, мелкой моторики, речи.

Наблюдая за детьми во время занятий с использованием «Пертры» я пришла к выводу, что могу решать множество коррекционных (логопедических) задач, эти наборы дают возможность экспериментировать, к тому же их красочные материалы вызывают непосредственный интерес детей. Так, к примеру, используя чемоданчик «Пространство и плоскости» появляется возможность выполнять упражнения по формированию воздушной струи, а также совершенствовать коммуникативные навыки.

С помощью чемоданчика «Одинаковое и разное» я развиваю у детей не только мелкую моторику рук, но и звукобуквенный анализ и синтез, а также формируем слоговую структуру слова.

Ну а чемоданчик «Пространство и преобразование» позволяет развивать зрительное внимание и память, что способствует развитию графомоторных навыков, мелкой моторики. Используя набор, развиваю навыки ориентировки на микроплоскости, относительно какого-либо объекта и формирую навыка предложно-падежных конструкций.
Работа с набором «От каракуль к калиграфии» способствует эффективному развитию грубой и тонкой координации движений; развитию графомоторных навыков и совершенствованию пространственного анализа и синтеза.

Для активизации мыслительных и эмоциональных резервов на коррекционно-развивающих занятиях систематически использую работу с песком. Включенность ребенка в игру с песком выражается в физических формах, создаваемых руками, таким образом комплект «Рисуем на песке» способствует развитию мелкой моторики, тактильно – кинестетической чувствительности, зрительно-моторной координации, концентрации внимания, развитию памяти, мышления и значительно повышает качество усвоения детьми принципов построения связного высказывания, поскольку позволяет представить задания не только в наглядном, но и в действенном плане, также способствует процессу обучения, либо коррекции письма и чтения.

Формирование и развитие устной речи, вербальной памяти, воображения, умение анализировать литературное произведение, коммуникативных навыков, творческих способностей реализую через использование в театрализованной деятельности через куклы би-ба-бо. Отражая характеристику литературного героя через терапевтическую куклу, ребенок моторно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции, учится адекватно выражать свои чувства.

Создание эффективной коррекционно-развивающей среды для обучения детей с ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи возможно благодаря использованию в практике учителя-логопеда многофункционального специального оборудования (комплекс «Пертра», «Кукольный театр», комплект для тактильной игры «Рисуем на песке»), позволяющие решить логопедические задачи. Цитируя педагога Е.И.Тихееву, закончу свое рассуждение словами: «В пустых стенах ребенок не заговорит…».

Жилкова Наталья Владимировна Жилкова Н.В.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.