На современном этапе развития образования наиболее востребованными становятся интерактивные, деятельностные формы организации образовательного процесса. К таким формам относится образовательный квест — приключенческая ролевая игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В ДОУ данная технология используется, как правило, в старшей и подготовительной группах. Участвуя в квесте, дети получают заряд положительных эмоций, возможность показать свои знания, развивают коммуникативные навыки. Педагогу данный вид деятельности позволяет расширить рамки образовательного пространства.
Сценарий логопедического квеста «Отряд «Зеленые ленты»
Вид квеста — линейный
Участники:
- воспитанники старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности.
Оборудование:
- конверт с письмом, написанным свечкой, план-схема, гуашь, кисточки, вода,
- зеленые повязки на голову для каждого участника, игрушечные звери (тигр, зебра, бегемот, жираф, леопард, медведь), искусственные цветы (ромашка, ландыш, роза), 3 коробки или шкатулки разного цвета, цветик-семицветик с картинками на звуки Ш и Ж, воздушные шары, игрушка — божья коровка, счетные палочки, листы бумаги, цветные пробки, бенгальские огни, шнурки.
Цели:
- образовательная: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, слогового состава слова, обогащение активного словаря детей, совершенствование их общей и мелкой моторики;
- развивающая: развитие внимания, мышления, памяти;
- воспитательная: формирование предпосылок экологического сознания и умения работать в команде.
Ход игры:
Введение:
учитель – логопед излагает детям историю, формирующую поиск-задание.
- Ребята, мы с Мишуткой нашли в логопедическом кабинете конверт, которого раньше там не было. Вы не знаете, что в нем? Тогда давайте откроем его и посмотрим. (В конверте лежит чистый листок и карта-схема) Дети выдвигают свои версии о том, что это за послание.
- А вдруг это зашифрованное письмо, написанное тайными чернилами?
- Кто знает, как это можно проверить?
Дети отвечают, логопед подсказывает еще один способ: лист надо покрасить гуашью.
- Кто попробует? (несколько человек закрашивают лист гуашью).
- Ребята, смотрите — появились буквы. Давайте прочтем, что здесь написано: ЗВЕРИ.
- Что бы это значило?
Дети высказывают версии.
- А вот наш друг Мишутка шепчет мне на ушко о загадочном исчезновении из игрушечного зоопарка животных. Животным угрожает большая опасность: они могут не найти воду или еду, их могут поймать браконьеры и спрятать в тайном месте.
- Ребята, а вы знаете, кто такие браконьеры?
Уточняется значение слова БРАКОНЬЕРЫ.
-Ребята, поможем найти и спасти животных, ведь в наших руках есть карта?
А что изображено на карте?
Дети отвечают, что узнали игровые площадки детского сада: деревья и кусты изображены зеленым, речка – синим. А крестиками, наверно, обозначены места, где надо искать подсказки.
- Нам придется пройти через препятствия и выполнить много заданий, быть внимательными и дружными. Вы, по-прежнему, все согласны отправиться на поиск? Тогда повторяйте за мной:
Раз, два, три и все пятнадцать
Начинаем превращаться
Из мальчишек и девчонок
Мы в помощников зверей.
Звонко мы в ладоши хлопнем,
И ногами громко топнем.
Смелость мы с собой возьмем
И зверят мы всех спасем!
- Давайте придумаем название нашей команды .
Отряд «Зеленые повязки». Всем участникам повязывают зеленые ленты.
Этапы игры (движение по карте-схеме)
1. Беседка на игровой площадке.
К потолку и стене беседки прикреплены связанные между собой цветные шнурки, но часть из них не соединена друг с другом.
Учитель-логопед:
- Ой, ребята, наверное, у паучка кто-то порвал паутинку, он огорчился, спрятал подсказку и ушел. Давайте поможем ему починить паутинку. И тогда, может быть, мы найдем подсказку. Чинить паутинку будут ребята, в именах которых есть звук С, и на каждый узелок они должны называть слово, начинающееся со звука С (солнце, сабля …) — все участники могут помогать придумывать слова.
- Ребята, мы – молодцы: восстановили паутинку!
Теперь внимательно осмотрим беседку — где же наша заветная подсказка? (Ребята находят на лавке под божьей коровкой часть пазла).
- Надо оставить паучку послание или знак, что мы нашли пазл? Чем можно написать послание или оставить знак?
Палочкой на земле, зеленой травкой на белой бумаге, выложить из палочек или пробок.
- А какой знак оставим? Правильно, солнышко или цветочек.
Дети рисуют, выкладывают из цветных пробок свои знаки и отправляются дальше по карте.
2. Песочница.
- Ребята, в песке зарыто 3 коробки, подсказка только в одной из них. Нам необходимо найти коробки, но не открывать их, там могут быть ловушки. Ищут дети, в именах которых есть звук Л.
И еще мы должны составить рассказы из 3 предложений: девочки по картинкам, которые на сиреневой коробке, мальчики — по картинкам на оранжевой коробке.
Дети составляют короткие рассказы.
- То, что мы ищем, находится не в красной и не в сиреневой коробочке. Правильно, значит в оранжевой. Молодцы, ребята, а вот и подсказка — еще одна часть пазла.
3 пункт — гриб на пне.
(К пню по земле тянутся 4 цветные веревочки по 5 м).
Ребята, а добраться к следующей подсказке очень трудно, надо переправиться через реку. Ребята, какой может быть река, назовите слова-признаки к слову река? Слова –действия?
Быстрая, горная, плавная, синяя, серая, холодная, глубокая, течет, плещется, несет свои воды.
- Ребята, перед нами бурная горная река, а веревочки – это мостик над рекой, идти по мостику надо осторожно.
Делимся на группы и передвигаемся по дощечкам мостика цепочкой, держась друг за друга.
Подсказка на пне под грибом, еще одна часть пазла.
4 пункт — кустарник.
- В траве под кустарником рос цветик-семицветик, он бы мог нам помочь, но ветер оторвал все его листочки и разбросал по траве, оставил только серединку: на не написаны буквы Ж и Ш. Поищем листочки.
Мальчики ищут листочки, на которых изображены предметы, начинающиеся со звука С, а девочки со звука Ш.
Ребята, а почему цветочек называется семицветик? (Нашли все семь листочков, прикрепили к сердцевинке.)
- Ой, ребята, я вижу еще один листочек, его унесло дальше других. Посмотрите, он такой, как другие?
Он больше, и на нем нет картинки, зато есть что-то в серединке — это подсказка — кусочек пазла.
5 пункт- клумба из искусственных цветов.
До следующей подсказки нам необходимо, ребята, пройти вправо столько шагов, сколько слогов в словах ЛЕТО и ЦВЕТЫ вместе.
Клумба с искусственными цветами.
- Ребята, подсказка под тем из них, который здесь лишний.
Цветы РОМАШКА, РОЗА, ландыш (лишний ландыш, т.к. начинается со звука Л, а остальные со звука Р, он один весенний цветок, два других -летние).
6 пункт – дерево.
- Ребята, а как называется дерево, нарисованное на карте?
Береза.
На пути к березе висят воздушные шары.
- Ребята, сейчас вам предстоит проявить свою меткость: подсказка в шарике, который находится между желтым и синим. Нужно попасть в него мячом.
Дети бросают мяч в шарик до первого попадания. Шарик прокалывается и достается подсказка
- Итак, ребята, мы собрали все части пазла, теперь сложите его и определите то место, где спрятаны звери.
Если вы определили место правильно, возле него засверкают огоньки.
В определенном месте загораются бенгальские огни.
- А теперь, чтобы определить какие звери убежали из зоопарка и спасти всех, надо отгадать загадки:
Он ходит, голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому что важный граф.
А потому, что он -….. (жираф)
В жаркой Африке живет
Неуклюжий…(бегемот)
У него огромный рот,
Он зовется…(бегемот)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? …(медведь)
Наверное, в жаркой далекой стране
Она прислонилась к ограде.
Полоски теперь у нее на спине
Как строчки кривые в тетради…(зебра)
Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. ..(леопард)
Кошка полосатая
Нравится ребятам. …(Тигр)
Итог игры
Дети находят зверей и награждаются сладкими призами. Логопед подводит итоги игры.
Кищенко И.Н.,
учитель-логопед