Аннотация: План-конспект внеурочного занятия по курсу ‘Говори правильно’(общеинтеллектуальное направление), которое ведет учитель-логопед в 1 классе. Занятия внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю.
План-конспект внеурочного занятия в 1 классе по курсу «Говори правильно»
Тема занятия: «Перелетные птицы»
Задачи:
- Образовательные: познакомить с понятиями «перелетные птицы», выяснить уровень знаний детей о жизни птиц и расширить их, дать понятие об отсутствии корма для птиц зимой, как о причине перелета в теплые страны.
- Развивающие: развивать наблюдательность, логику, умение обобщать, доказывать свое мнение, развивать навык исследовательской деятельности; развивать речь детей; повышать интерес к изучению окружающего мира.
- Воспитательные: прививать любовь, бережное отношение к природе, формировать эмоциональную отзывчивость, потребность к оказанию помощи животным
Планируемые УУД:
- познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;
- коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;
- личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил
Оборудование:
- ноутбук, раздаточный материал для работы в парах, мяч, разрезные картинки, схемы-описания, изображения птиц, дерева.
Ход занятия
I. Орг. момент.
1. Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть.
Я улыбнусь вам, а вы мне и друг другу.
Мы спокойны и добры
Мы приветливы и здоровы!
Сделайте глубокий вдох носом
И вдохните в себя свежесть, доброту, красоту.
А выдохните через рот все обиды и огорчения!
2. Какое у вас настроение?
Поднимите руку те, у кого хорошее настроение. Поднимите руку те, у кого не очень веселое настроение.
3. Гимнастика для язычка.
II. Актуализация знаний.
Какое сейчас время года? Почему? Посмотрите, какой недавно была осень.(Сл. 1)
А теперь деревья какие?
Что происходит с живыми существами? (Птицы улетают на юг).
Почему?
Как вы думаете: какая у нас сегодня тема занятия?
К нам залетела птичка, которая забыла: перелетная птица она или нет. Она принесла нам задания и хочет, чтобы мы их выполнили. Тогда она узнает: какая она птица и что ей делать.
Поможем ей?
Ш. Этап открытий новых знаний.
1. Игра «УГАДАЙ-КА»
О каких птицах пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадки:
- Существует много легенд и поверий об этой птице.
Считается, что он предвещает добрую судьбу и рождение детей. Белый, с черным оперением на крыльях. Клюв длинный, острый. Питается лягушками, жабами, рыбой.
(АИСТ.)(Сл. 2)
- Символ красоты, верности. Эту птицу часто упоминали в легендах, сказках, может и плавать, и летать.( ЛЕБЕДЬ) (Сл. 3)
- Черная птица. Живет в парках, садах. Приносит пользу человеку Какую? Питается насекомыми, червями.( ГРАЧ).(Сл.4)
- Он известен тем, что может менять и копировать свой голос под какой-то звук.(СКВОРЕЦ) (Сл. 5 )
Посмотрите, а не похож ли он на птичку, которая к нам залетела. Да, похож.
Но точно мы узнаем, когда выполним все задания
- Отношение к ней у людей теплое, доброе. Она вестник счастья, надежды. Она все время летает. На лету и питается , пьет из водоема тоже на лету.( ЛАСТОЧКА) (Сл. 6)
- Маленькая, невзрачная на вид птичка. Славится своим пением. (СОЛОВЕЙ) (Сл. 6)
Кто знает что-то о соловьях. ?Наш край зовется соловьиным. Здесь много соловьев.
- У многих народов считались священными птицами-посланниками богов .
(ЖУРАВЛИ) (Сл. 7)
Было поверье, что кто увидит весной танцы журавлей, тому будет удача и счастье.
2. Физкультминутка.
3. Игра с мячом «Изменяй-ка».
( Логопед кидает ребенку мяч, произносит слово в ед. числе.Ребенок бросает мяч учителю, изменяя форму слова).
- Грач-грачи, аист-аисты, лебедь-лебеди, аист-аисты, скворец-скворцы, ласточка-ласточки, цапля-цапли, соловей-соловьи, журавль-журавли.
- Добавляем слово «много». Цапля-цапель.
- Птенцы: аистенок, лебеденок, грачонок, скворчонок, птенец ласточки, цапленок, птенец соловья, журавленок.
- Назвать ласково: журавушка, соловушка, скворушка.
4. Игра «Запоминай-ка».
На доске картинки с птицами. Дети называют их, запоминают. Ученики закрывают глаза, учитель-логопед переворачивает картинку. Ребенок должен отгадать, какой картинки не стало.
IV. Гимнастика для глаз.
Листопад. Закрыли глаза, представили, как падают листики. Теперь открываем глаза и провожаем каждый листик глазками вниз/
V. Работа с эталоном
5. Игра « Собирай-ка»
- Сядьте парами. Я вам раздаю разрезные картинки. Вы должны собрать картинку.Как вы думаете-кто будет там изображен?
- Посмотрите на птиц и дайте ответ.
У птицы длинные ноги. Она какая? (Длинноногая)
У птицы длинный хвост. Она какая? (Длиннохвостая)
У птицы черные крылья. Она какая? (Чернокрылая)
У птицы длинная шея. Она какая? (Длинношеея)
У птицы белые крылья. Она какая? (Белокрылая).
- А теперь я вам раздам схемы-описания, и вы составите про своих птиц маленький рассказ.
6. Игра «Дорисуй-ка».
Наша птичка передала нам картинки, чтобы вы их раскрасили. Посмотрите. Есть в них что-то необычное? Правильно. Там не хватает каких-то частей, дорисуйте их и раскрасьте.
А теперь посадите своих птичек на дерево.( На доске картинка с большим деревом) Скажите чего не было у птиц? Что вы им дорисовали? Посмотрите, какое необычное и красивое дерево у нас получилось.
Нашей птичке понравилось, как вы выполнили ее задания. Она узнала себя. А вы узнали ее? Проверим.( Это скворец)
Все птички готовятся улетать в теплые края. Скворец тоже полетит вместе с ними . Пожелаем им счастливого пути, помашем ручками.
VI. Рефлексия.
Наше занятие подходит к концу. Поднимите руки, у кого хорошее настроение. А теперь возьмите смайлы.
Поднимите желтый смайлик, если было все понятно и интересно.
Поднимите зеленый смайлик, если было немного сложно.
Поднимите красный смайлик, если было очень сложно трудно.
Поаплодируйте себе и своим одноклассникам.
Болотина Марина Константиновна,
учитель-логопед
I квалификационной категории