Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы ранней профилактики нарушений речи у детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра . В статье раскрыта актуальность и значимость данной работы с такой категорией детей. На основе изложенного материала автором освящены основные направления , раскрыты эффективные методы и приемы в работе .Статья адресована широкому кругу читателей. Она будет интересна, в первую очередь, родителям детей раннего возраста с отклонениями в развитии, и детям, относящимся к группе риска, а также специалистам, педагогам, психологам, учителям-дефектологам, логопедам, инструкторам по лечебной и адаптивной гимнастике.

Развитие речи в игреВ статье рассмотрены теоретические и практические аспекты проблемы профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

Проанализированы причины задержек речевого развития в раннем возрасте (внутриутробная патология, родовые травмы, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия). Рассмотрены этапы становления детской речи при нормальном ее развитии. Раскрыты основные направления коррекционной работы по профилактике нарушений речи у детей «группы риска» в раннем возрасте.

Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях реабилитационного центра

(из опыта работы)

Ранний возраст (от рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, поиск форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми).

По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной.

Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился.

С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка [3 ] .

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

В структуре отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой патологией, но не все дети раннего возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и коррекционно-развивающей работой. Большинство общеобразовательных дошкольных учреждений не предусматривает специализированных групп по коррекции речевой функции для младших воспитанников, таким образом в детских садах отсутствует ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положениий специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс [ 10 ].

Положительным и первостепенным путем в решении данной проблемы могут выступать созданные отделения раннего вмешательства для детей раннего возраста, которые функционируют при комплексных Центрах социальной реабилитации социального обслуживания населения.

Главной задачей таких служб будет являться профилактика раннего отставания ребенка, в том числе и речи в целом. Основная цель служб раннего вмешательства — выявление и своевременное оказание помощи семьям, имеющим детей, входящих в группу риска , подверженных риску задержки развития или детей с особыми потребностями. Категории детей раннего возраста на отделении раннего вмешательства будут достаточно разнородными.

Безусловно, в первую очередь будут выступать дети с задержкой речевого развития , так же сюда попадут социально незащищенные дети, дети с малой массой при рождении (недоношенные дети) , и дети педагогически запущенные. Всем категориям детей раннего возраста необходима комплексная помощь в профилактической работе в специально организованных условиях.

Дети с задержкой речевого развития относятся к «группе риска». Дети «группы риска» — это те дети, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность и т.п.

К детям «группы риска» относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с психопатоподобным поведением, дети с нарушениями речи, дети с эмоциональными нарушениями и многие другие [1, 8 ].

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии и относящихся к «группе риска», организация коррекционной и социально-психологической помощи, в особенности  организация профилактических мероприятий становится все более актуальной.

В литературе вопросами поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева, Г.Л. Ро-зенгард-Пупко, Н.Х. Швачкина, Д.Б. Эльконина и других подробно описано становление речи у детей, начиная с раннего детства. Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Таким образом, наиболее актуальным и востребованным встает вопрос о ранней профилактической работе с детьми данной категории. Ранний возраст выступает своеобразным маркером в ранней и специализированной помощи таким детям.

В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, О.Е. Громовой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мас-тюковой, Е.А. Стребелевой, Т.Б. Филичевой и др. Основополагающим в профилактической работе с детьми раннего возраста будет являться комплекс мер по профилактике отставаний или по предупреждению этих нарушений. Что в свою очередь предполагает комплексный подход в лице многих специалистов ( психолог, учитель-дефектолог, логопед, инструктор по АФК , эрготерапевт ,массажист, врач-невропатолог, и др.

В связи с этим в профилактике речевых нарушений можно выделить следующие направления работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка [ 5 ].

В результате многолетнего опыта работы с детьми раннего возраста на отделении раннего вмешательства считаю целесообразно определить основные направления комплексной работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста:

1. Медицинское сопровождение детей «группы риска». Обязательное сопровождение врачом педиатром, невропатологом.

2. Развитие моторной сферы на занятиях с учителем – дефектологом, инструктором по АФК: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

3. Развитие высших психических функций просматривается на занятиях у психолога или дефектолога: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

4. Работу над развитием импрессивной речи организует учитель-логопед, специалист по раннему возрасту. В данном направлении логопед будет расширять понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки, грамматических категорий и предложных конструкций, инструкций, вопросов, несложных текстов.

5. Логопед так же осуществляет работу по развитию экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем мире [9 ].

6. Наиболее полную и глубокую взаимосвязь можно рассмотреть в следующем направлении: Работа с родителями, в этом направлении прослеживается работа многих специалистов. Содержание направления отразится в следующем: совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы). В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Система работы по профилактике речевых нарушений широко представлена в работе служб раннего вмешательства, которые созданы при реабилитационных центрах социального обслуживания. На отделениях раннего вмешательства работа специалистов , отражается в командной организации педагогического влияния по достижении единых целей.

Стоит отметить, что логопедическая работа очень востребована среди родителей клиентов. Дети раннего возраста получают широчайший спектр услуг. Педагогический процесс полностью направлен на устранение проблем и профилактику нарушений у детей. Работа по профилактике нарушений предусматривает различные формы организации мероприятий ( это могут быть индивидуальные, и групповые занятия для малышей).

Эффективная логопедическая помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 3 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате, в дальнейшем можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю профилактическую работу, а в некоторых случаях и коррекцию. Это позволит проводить специальную работу по восполнению пробелов в речевом развитии детей

Очень важный момент при организации занятий с детьми это то, что формы проведения предусматривают непосредственное участие и взаимодействие родителей. Это позволит наиболее быстро достигать плановых результатов по устранению имеющихся пробелов в формировании личности ребенка.

Все вышеизложенное подтверждает важную роль профилактики нарушений речи у детей с задержкой речевого развития «группы риска». Раннее начало коррекционного воздействия будет способствовать успешному преодолению нарушений речи в дошкольном возрасте, что исключит различные проблемы и трудности в школьном обучении.

Приоритетным будет являться в первую очередь согласованная работа многих специалистов. Необходимо помнить и о комплексном подходе в профилактической работе с детьми.

Очень важно отметить первоначальный подход психологической помощи в профилактике ранних речевых отклонений. Тесная взаимосвязь и контакт с родителями обучающихся позволит достичь положительных начальных результатов.

Список литературы:

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2007.

2. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. — С.8-16.

2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью

псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. — 26 с.

3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. — С.8-17.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

5. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2005.

6. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979.

7. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение высказывания. М., 1969.

8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.

9. Основы логопедической работы с детьми / под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2003.учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Академия, 2002. — 232

10. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте

Мокеева Ирина Германовна,
учитель-дефектолог, логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.