Использование фразеологизмов в работе школьного логопеда

Аннотация: В работе над словосочетанием использование фразеологизмов позволяет учителю-логопеду решать ряд коррекционных задач, способствует воспитанию у учащихся интереса к русскому языку. В статье предлагаются задания, которые учитель-логопед может использовать не только в коррекционной работе, но и в работе по массовой профилактике нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Использование фразеологизмов в работе школьного логопеда

ФразеологизмыВ начальной школе изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи. Фразеологизмы делают речь более яркой, экспрессивной.

Ученикам важно не только правильнозапоминать и понимать их значение, но необходимо знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм.

Учитель-логопед на своих занятиях использует работу над фразеологизмами для стимулирования развития речи и языковой интуиции детей, для накопления ими положительного речевого опыта. Идет обучение младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний.

Это позволяет не только обогащать словарь учащихся, формировать образность речи, но и использовать работу над фразеологизмами как средство расширения кругозора учащихся с речевыми проблемами.

Вашему вниманию предлагаются задания, которые учитель-логопед может использовать не только в коррекционной работе, но и в работе по массовой профилактике нарушений письменной речи в начальной школе.

В 2017/18 уч. г. мною была проведена такая работа с учениками 4-х классов общеобразовательной школы (охвачено 90 чел.).

Была предусмотрена работа в парах. Все задания были представлены на листе формата А 4. Учащиеся большую часть заданий выполняли самостоятельно. В конце урока были проведеныфронтальная проверка правильности выполнения заданий; рефлексия.Результаты своей работы оценили 59 человек (два класса из трех).

Они представлены в диаграмме (Приложение 1).

1. Поставьте буквы в нужном порядке, запишите тему.

Е Ы З И Ф А О З Г Р Л М О
5 13 11 10 1 3 6 4 9 2 7 12 8
                         

2. Составьте устойчивые сочетания, запишите(анализ слов на слух):

А) 1 и последнюю буквы: Надежда,довезу, тень, газету, балконы. Надуть губы.

Б) 2 и 3 буквы: Указ, ушастый, август, солома, совушка, не. Каша в голове.

3. Поставьте ударение, из ударных слогов составьте предложение.

Хамелеон, поранился, забота, тащит, етка, спуски, котята, ворует, макака, голова.

Он работает спустя рукава.

4. Составьте устойчивые выражения, выбирая слова разных частей речи.

А) Подчеркните нужные существительные:

  • Сломать (нож, лёд, цепь, мел),
  • проглотить (обиду, лимон, язык, ложку),
  • держать (ручку, трубу, полку, слово),
  • вешать (нить, душ, нос, кран),
  • делать (поделку, колесо, пироги, погоду).

Б) Вставьте нужные прилагательные (красный, розовый, синий, чёрный).

  • Видеть в …(розовом) цвете.
  • Держать в …(чёрном) теле.
  • Проходить…(красной) нитью.
  • Гореть …(синим) пламенем.

В) Вставьте нужные глаголы:

  • …(Смотать) удочки.
  • Искры из глаз …(посыпались).
  • Звёзд с неба …(не хватает).
  • …(Разложить) по полочкам.

5. Подберите к каждому фразеологизму синоним:

Он часто бьёт баклуши. Счастливый
Он родился в рубашке. Ленивый
Он умеет пускать пыль в глаза. Непостоянный
У него семь пятниц на неделе. Хвастливый

6. Оцените свою работу (да, нет, не знаю):

а) Было ли интересно на уроке?

б) Понравилось ли работать в парах?

в) Можно ли считать эту работу успешной?

г) Какие эмоции испытываете в конце урока? (положительные, отрицательные, не знаю).

Выводы:

1. Учащиеся 4-х классов умеют оценить свои эмоции и форму работы;испытывают затруднения при оценке самого урока (ответ «не знаю» — 22%) и своей успешности при выполнении заданий (ответ «не знаю» — 30% учащихся).

2. Была проведена работа по предупреждению специфических ошибок на письме (развитие фонематического слуха, развитие слогового анализа и синтеза, формирование грамматического строя речи (работа над согласованием).

3. Учащиеся сделали выводы о том, как писать без ошибок; что нужно сделать, чтобы ошибок по русскому языку было меньше.

Приложение 1

1

Морозова Елена Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.