Направления логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР

При работе с детьми с ОНР, когда рассказы детей, чаще всего, выглядят как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность обучения. В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному.

Основные направления коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

ОНРФормирование связной речи – это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) можно понять, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане.

К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся: наглядность (по поводу которой происходит речевое высказывания) и моделирование плана высказывания, на значимость которого указывали Л.С.Выготский (1996), В.К.Воробьева (1988), В.П. Глухов (2004).

Если расположить используемые при обучении дошкольников виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности и «свертывания» смоделированного плана высказывания, то можно выделить следующие этапы коррекционно-логопедической работы:

I этап

Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на демонстрацию действий, включает следующие этапы работы:

1.Формирование навыка воспроизведения рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;

2. Формирование навыка составления рассказа по демонстрируемым действиям.

II этап

Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на картинный материал, включает следующие этапы работы:

1.Формирование навыка пересказа:

1.1. по серии сюжетных картинок;

1.2.по сюжетной картинке;

1.3. по набору предметных картинок.

2. Формирование навыка составления рассказа:

1.1. по предметно-графической схеме;

1.2.  по серии сюжетных картинок;

1.3.  по сюжетной картинке.

3.  Формирование навыка составление рассказа-описания по картинке:

1.1. формирование навыка составления простого рассказа-описания;

1.2. формирование навыка составления развернутого рассказа-описания.

III этап

Цель: Формирование навыка связной речи без зрительной опоры, включает следующие этапы работы:

1. Формирование навыка пересказа литературного произведения.

2. Формирование навыка составления рассказа:

1.1. по опорным словам;

1.2. по сюжетам из личного опыта детей;

1.3. творческие рассказы.

3. Формирование навыка составления рассказа-описания по представлению.

Уколова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №10 СПДС «Ягодка»,
г.о. Жигулёвск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.