В данном материале рассматриваются проблемы, которые возникают при работе учителя-логопеда с родителями. А так же отображены причины возникновения речевых нарушений, задачи, формы и принципы работы учителя-логопеда с родителями детей-логопатов. Предлагаю перспективное планирование работы школьного учителя-логопеда на весь учебный год.
Причины речевых нарушений у детей
С каждым годом увеличивается число детей, у которых наблюдаются речевые патологии. На консультациях родители задают вопросы о причинах их возникновения. А причиной речевых нарушений могут быть:
- Внутриутробная патология;
- Наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
- Неблагоприятные роды и их последствия;
- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
- Ребенок перенес стресс или испуг.
Рост речевых нарушений объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети.
Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком.
Особенности восприятия родителями речевых проблем у своих детей
Есть родители, которые не замечают у своего ребенка речевого нарушения, считают это особенностями детской речи.
В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, считают, что это «само пройдет», «в школе научат» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Но такие дети, особенно в школьном возрасте, могут подвергаться насмешкам со стороны сверстников, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм к речи вообще.
Часто логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Есть родители, которые не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому необходимо установить тесное сотрудничество.
Ведь формирование речи ребёнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни.
Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Основная цель работы – добиться тесного взаимодействия учителя-логопеда с родителями для достижения успеха в коррекционной работе с детьми посредством многообразных форм совместной работы логопеда с родителями.
Задачи работы логопеда с родителями
Основными задачами работы логопеда с родителями являются:
- Информировать родителей о состоянии речи школьника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.
- Стимулировать их обращение за логопедической помощью.
- Вооружать родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребёнком.
Формы работы логопеда с семьей
Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в педагогике принято считать традиционными:
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- общие и групповые родительские собрания;
- индивидуально-практические занятия с детьми в присутствии родителей;
- наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д.;
- анкетирование;
- раздача памяток и буклетов для родителей.
Принципы работы логопеда с родителями
При работе с родителями логопед придерживается следующих принципов:
- Принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу.
- Принцип личностно-ориентированной педагогики;
- Принцип приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу через обследование, диагностику их детей.
- Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;
- Принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
- Принцип систематической работы с ребёнком. Добиваться регулярного выполнения домашних заданий.
Только тесный контакт в работе учителя-логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений у детей, а значит и дальнейшему успешному школьному обучению.
Планирование работы учителя-логопеда в общеобразовательной школе
При работе с родителями составляю перспективное планирование на весь учебный год.
Перспективное планирование работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №14 г. Кызыла с родителями на 2013-2014 учебный год.
Мероприятия | Срок проведения |
Проведение индивидуальных бесед с родителями первоклассников для сбора анамнеза. | 1-15 сентября |
Проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей со 2 по 4 классы. | В течение года |
Посещение родителями групповых, индивидуальных логопедических занятий. | В течение года (по желанию родителей) |
Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и т.д. | В течение года |
Проведение консультаций для родителей, дети которых не посещают логопедическую группу. | В течение года |
Рекомендации для родителей в виде буклетов, памяток и слоговых таблиц. | В течение года |
Совместная подготовка детей к дистанционным олимпиадам по русскому языку. | В течение года |
Участие родителей в работе ПМПК. | Май |
Анкеты для родителей о работе школьного логопункта. | Май |
Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. | Май |
Публикации на сайте логопедического кабинета. | В течение года |
Консультации для родителей в режиме он-лайн при помощи форума обратной связи на сайте логопедического кабинета. | В течение года |
Проведение тематических родительских собраний: | |
Родительское собрание в 1 классах на тему: «Роль логопедии в учебном процессе». | Первая четверть |
Родительское собрание во 2 классах на тему: «Что такое дисграфия?» | Вторая четверть |
Родительское собрание в1-2 классах на тему: «Кинезиологический комплекс упражнений, способствующий успеваемости школьников». | В течение года (по запросу кл. руководителей) |
Родительское собрание в 3 классах на тему: «Дисграфия и дислексия». | Третья четверть |
Родительское собрание в 1-3 классах на тему: «Речевое дыхание-основа жизни». | В течение года (по запросу кл руководителей) |
Родительское собрание в 4 классах на тему: «Профилактика нарушений письменной речи» | Четвёртая четверть |
Родительское собрание в 1-4 классах на тему: «Особенности развития речи у мальчиков и девочек». | В течение года (по запросу кл. руководителей) |
Собрание для родителей будущих первоклассников. | Май |
![]() |
Афанасьева Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Кызыла Республики Тыва |