В коррекционной группе для детей с ЗПР логопед планирует не только индивидуальную работу по нормализации произносительной стороны речи, но и подгрупповые занятия по развитию фонематического восприятия в средней группе и подгрупповые занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей и подготовительной группах. В данной работе представлен апробированный календарный план, составленный с учетом программных требований и рассчитанный на три года обучения.
Календарный план работы
по развитию фонематического восприятия
в средней группе для детей с ЗПР
(34 занятия 1 раз в неделю)
СЕНТЯБРЬ Адаптационный период. Логопедическое обследование. Пробные занятия 1.09.14 – 26.09.14 |
|||||||
№ |
Тема занятия |
Кол-во занятий |
Дифференциация звуков на слух |
Навыки звуко-слогового анализа и синтеза |
Примерная дата/дата проведения |
||
Сентябрь — Октябрь |
|||||||
1 |
Развитие слуховоговосприятия |
1 |
Различение неречевых звуков |
17.09 |
|||
2-3 | Звук «А» |
2 |
«А» от всех других гласных | Знакомство с понятиями «слово», «звуки речи», «гласный звук». Выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в слове начального звука. |
24.09 1.10 |
||
4-5 | Звук «У» |
2 |
«У» от всех других звуков | Выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в слове начального звука. |
8.10 15.10 |
||
6 |
Звуки «А-У» |
1 |
«А-У» | Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков «АУ,УА» |
22.10 |
||
Ноябрь |
|||||||
7-8 | Звук «И» |
2 |
«И» от всех других гласных | Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков «АИ», «ИА, «УИ», «ИУ» |
29.10 5.11 |
||
9 | Звуки «А,У,И» |
1 |
«А-У-И» | Определение начального и конечного гласных звуков в словеАнализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков «АУИ», «УИА» |
12.11 |
||
10 | Звук «О» |
1 |
«О-А-У-И» | Анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков «АОИ», «ОУА» |
19.11 |
||
11 | Звуки «У,О» |
1 |
«У-О» | Анализ и синтез сочетаний из трех-четырех гласных звуков «АОИ», «ОУА», «У,О,И,А» |
26.11 |
||
Декабрь |
|||||||
12 | Звук «Ы» |
1 |
«Ы» от всех других гласных | Определение гласного звука в конце и середине слова |
3.12 |
||
13 | Звуки «Ы-И» |
1 |
«И-Ы» | Определение конечного гласного звука в словоформах (конфеты-конфетки, банты-бантики…) |
10.12 |
||
14 | Звук «Э» |
1 |
«Э» от всех других гласных | Анализ и синтез сочетаний из -четырех гласных звуков «АОЫЭ», «ОЭУА», «УОИЭ» |
17.12 |
||
15-16 | Звуки «А,У, И,О,Ы,Э»Гласные звуки |
2 |
«А-О-И-У-Ы-Э» | Закрепление полученных навыков |
24.12 31.12 |
||
Январь. Логопедическое обследование. 5.01-16.01 |
|||||||
17-18 | Звук «М» |
2 |
«М-Н-П»» | Выделение согласного звука в потоке и сочетании звуков, в начале слова. Анализ и синтез обратных слогов АМ, УМ, ИМ |
22.01 29.01 |
||
Февраль |
|||||||
19-20 | Звук «П» |
2 |
«П-Т-К» | Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.Анализ и синтез обратных слогов АП, УП,ИП,,, |
4.02 11.02 |
||
21-22 | Звук «Б» |
2 |
«Б-П» | Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком. Понятие «звонкий звук» |
18.02 25.02 |
||
Март |
|||||||
23-24 | Звук «Т» |
2 |
«Т-Д-К» | Определение конечного согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слогов ИТ,ОТ,УТ… |
4.03 11.03 |
||
25-26 | Звук «Д» |
2 |
«Д-Т-Г» | Закрепление понятия «звонкий звук». Определение первого звука в слове |
18.03 25.03 |
||
Апрель |
|||||||
27-28 | Звук «Н» |
2 |
«М-Н-П» | Закрепление полученных навыков | 1.04
8.04
|
||
29 | Звук «К» |
1 |
«П-Т-К» | Закрепление полученных навыков | 15.04
|
||
30 | Звук «Х» |
1 |
«К-Г-Х» | Закрепление полученных навыков | 22.04 | ||
31 | Звук»Г» |
1 |
«К-Г-Х» | Закрепление полученных навыков | 29.04 | ||
Май. Логопедическое обследование. |
|||||||
32 | Звуки «К-Г» |
1 |
«К-Г-Х» | Закрепление полученных навыков | 13.05 | ||
33 | Звуки «К-Х» |
1 |
«К-Г-Х» | 20.05 | |||
34 | Звуки «К-Г-Х» |
1 |
«К-Г-Х» | 27.05 | |||
Июнь |
|||||||
Индивидуальные занятия и занятия в мини-подгруппах в соответствии с индивидуальными планами работы | 1.06-5.06 | ||||||
Индивидуальные занятия и занятия в мини-подгруппах в соответствии с индивидуальными планами работы | 8.06-11.06 | ||||||
Индивидуальные занятия и занятия в мини-подгруппах в соответствии с индивидуальными планами работы | 15.06-19.06 | ||||||
Индивидуальные занятия и занятия в мини-подгруппах в соответствии с индивидуальными планами работы | 22.06-26.06 |
Календарный план работы
по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
2-ой год обучения.
(1 занятие в неделю, 31 занятие)
Сентябрь
|
||||||
1 неделя |
Логопедическое обследование 3.09 – 7.09 |
|||||
2 неделя |
Логопедическое обследование 10.09 – 14.09 |
|||||
З неделя |
Логопедическое обследование 17.09 – 21.09 |
|||||
Октябрь |
||||||
Номер занятия |
Тема занятия |
Навыки звукового анализа и синтеза |
Дата (примерная) |
Дата |
||
1 Смотри конспекты. |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
26.09 |
||||
2 Смотри конспекты. |
Звук «а». Буква А |
Знакомство с понятием «слово», «звук», выделение заданного звука из потока звуков, определение в словах первого гласного звука. |
3.10 |
|||
3 Смотри конспекты.
|
Звук «у». Буква У |
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА) |
10.10 |
|||
4 Смотри конспекты. |
Звуки «а,у». буквы А-У |
Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком. |
17.10 |
|||
5 Смотри конспекты. |
Звук «и». буква И |
Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(ИА,АИ, ИУ,УИ) |
24.10 |
|||
Ноябрь |
||||||
6 Смотри конспекты. |
Звук «ы» Буква ы |
Определение в словах последнего гласного звука |
31.11 |
|||
7 Смотри конспекты. |
Звуки «и-ы» Буквы И-ы |
7.11 |
||||
8 Смотри конспекты. |
Звук «о». Буква О |
Закрепление полученных навыков |
14.11 |
|||
9 Смотри конспекты.
|
Звук «э» Буква Э |
Обределение в словах первого послднего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков (АУО, ИАУ, УОЫ и т д) |
21.11 |
|||
10 Смотри конспекты. |
Звуки «о-э». Буквы О-Э |
Деление слов на слоги |
28.11 |
|||
Декабрь |
||||||
11 Смотри конспекты.
|
Звук «п» Буква П |
Определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез слогов (АП, ОП, ПУ, ПЫ и т д) |
5.12 |
|||
12 Смотри конспекты. |
Звук «пь» Буква П |
12.12 |
||||
13 Смотри конспекты.
|
Звук «м» Буква М |
Определение наличия –отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным звуком. Анализ и синтез слов УМ,АМ, МЫ, МУ |
19.12 |
|||
14 Смотри конспекты.
|
Звук «мь» Буква М |
26.12 |
||||
Январь |
||||||
Логопедическое обследование |
9.01-18.01 |
|||||
Логопедическое обследование |
21.01-25.01 |
|||||
15 Смотри конспекты.
|
Звук «б-бь» Буква Б |
Определение двух гласных звуков в словах Бимка, мама, папа, бантик. и т д |
30.01 |
|||
Февраль |
||||||
16 Смотри конспекты. |
Звуки «п-б» буквы П-Б |
Определение гласного звука в середине односложных слов ( БИМ, БОМ) |
6.02 |
|||
17 Смотри конспекты. |
Звук «т» Буква Т |
Анализ и синтез обратного слога АТ,ОТ,ИТ,и т д , определение последнего согласного звука в словах кот, вот,кит, мост, торт, |
13.02 |
|||
18 Смотри конспекты. |
Звук «ть» Буква Т |
20.02 |
||||
19 Смотри конспекты. |
Звук «д-дь» Буква Д |
Полный анализ и синтез слов ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ, |
27.02 |
|||
Март |
||||||
20 Смотри конспекты. |
Звуки «т-д» Буквы Т-Д |
6.03 |
||||
21 Смотри конспекты. |
Звук «н-нь» Буква Н |
Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина |
||||
22 Смотри конспекты. |
Звуки «м-н» Буквы М-Н |
Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец |
13.03 |
|||
23 Смотри конспекты. |
Звук «в» Буква В |
Полный анализ и синтез слов |
20.03 |
|||
24 Смотри конспекты. |
Звук «вь» Буква В |
27.03 |
||||
Апрель |
||||||
25 Смотри конспекты. |
Звук «ф» Буква Ф |
Закрепление навыков |
3.04 |
|||
26 Смотри конспекты. |
Звуки «ф-в» Буквы Ф-В |
Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец Полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК. |
10.04 |
|||
27 Смотри конспекты. |
Звук «к» Буква К |
17.04 |
||||
28 Смотри конспекты. |
Звук «кь» Буква К |
24.04 |
||||
Май |
||||||
29 Смотри конспекты. |
Звук «г-гь» Буква Г |
Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец Полный анализ и синтез слов ПУХ, МОХ, МУХА, |
8.05 |
|||
30 Смотри конспекты. |
Звук «г-к» Буквы Г-К |
15.05 |
||||
31 Смотри конспекты. |
Звук «х-хь» Буква Х |
22.05 |
||||
Логопедическое обследование 27.09-31.05 | ||||||
Календарный план работы
по обучению грамоте в подготовительной группе.
(2 занятия в неделю, 65 занятий)
СЕНТЯБРЬ Логопедическое обследование 1.09 - 12.09 | ||||
Номер занятия |
Тема занятия |
Навыки звукового анализа и синтеза |
Примерная Дата |
Дата |
1-2 Смотри конспекты. |
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
15.09 17.09 |
||
3-4 Смотри конспекты. |
Звук «а». Буква А Звук «у». Буква У |
Понятие «гласный звук» Выделение гласного звука в односложных словах. Схемы слов. |
22.09 24.09 |
|
ОКТЯБРЬ |
||||
5-6 Смотри конспекты.
|
Звук «и». буква И Звук «ы» Буква ы |
Выделение гласных звуков в двусложных словах. Схема слова Ира. |
29.09 1.10 |
|
7-8 Смотри конспекты. |
Звук «о». Буква О Звук «э» Буква Э |
6.10 8.10 |
||
9-10 Смотри конспекты. |
Гласные звуки и буквы Звуки «п,пь» Буква П |
Составление предложений. Схема предложения из двух слов. Твердые – мягкие согласные.
|
13.10 15.10 |
|
11-12 Смотри конспекты. |
Звуки «м,мь» Звуки «м,мь» Буква М |
Твердые – мягкие согласные. Самостоятельный анализ слов УМ, ПА, МАМА, ПАПА, ПУМА. Составление предложений и схем предложений из 3-4 слов. |
20.10 21.10 |
|
13-14 Смотри конспекты. |
Звуки «б,бь» Буква Б Звуки «п-б», «пь-бь» буквы П-Б |
Практическое ознакомление с однокоренными словами. |
27.10 29.10 |
|
НОЯБРЬ |
||||
15-16 Смотри конспекты. |
Звук «т» Буква Т Звуки «т,ть» Буква Т |
Звуковой анализ односложных и двусложных слов с открытыми слогами без опоры на внешние действия. Выкладывание схем слов. |
3.11 5.11 |
|
17-18 Смотри конспекты.
|
Звуки «д-дь» Буква Д Звуки «т-д» Буквы Т-Д |
Выделение гласных звуков в двусложных словах. Схемы слов дом, дым, дуб, дома, дубы. |
10.11 12.11 |
|
19-20 Смотри конспекты. |
Звук «н-нь» Буква Н Звуки «м-н» Буквы М-Н |
Звуковой анализ слов с открытым и закрытым слогом с опорой на схему. Антон, Ната, Инна. |
17.11 19.11 |
|
21-22 Смотри конспекты.
|
Звук «в» Буква В Звук «в-вь» Буква В |
Звуковой анализ слов из трех открытых слогов КУБИКИ. |
24.11 26.11 |
|
ДЕКАБРЬ |
||||
23-24 Смотри конспекты. |
Звук «ф-фь» Буква Ф Звуки «ф-в» Буквы Ф-В |
Звуковой анализ слов из трех открытых слогов КУБИКИ, ДОМИКИ |
1.12 3.12 |
|
25-26 Смотри конспекты.
|
Звук «к» Буква К Звук «к-кь» Буква К |
Звуковой анализ слов из трех слогов с опорой на схему. Составление предложений по графическим схемам с предлогом. Звуковой анализ односложных и двусложных слов без опоры на схему
|
8.12 10.12 |
|
27-28 Смотри конспекты.
|
Звуки «г-гь» Буква Г Звук «г-к» Буквы Г-К |
15.12 17.12 |
||
29-30 Смотри конспекты.
|
Звук «х хь» Буква Х Звуки «х-к» БуквыХ-К |
Повторение изученных звуков и букв. |
22.12 24.12 |
|
31 |
Закрепление пройденного |
|||
ЯНВАРЬ Логопедическое обследование 5.01-16.01 | ||||
32-33 Смотри конспекты. |
Звук «Й» Буква Й Звук «Й» Буква Й |
Ударение. Схемы слов. |
19.01 21.01 |
|
34-35 Смотри конспекты. |
Буква Я Буква Е |
26.01 28.01 |
||
ФЕВРАЛЬ |
||||
36-37 Смотри конспекты. |
Звук «С» Буква С Звуки«С-СЬ» Буква С |
Соотнесение слов и заданных схем. Нахождение слов с данным ударным звуком. Дополнение предложения до заданного количества слов. Практическое знакомство с делением слов на слоги. |
2.02 4.02 |
|
38-39 Смотри конспекты. |
Звуки «З-ЗЬ» Буква З Звук»Ц» Буква Ц |
9.02 11.02 |
||
40-41 Смотри конспекты. |
Звуки С-сь,З-ЗЬ Звуки «С-З-Ц» |
16.02 18.02
|
||
42-43 Смотри конспекты. |
Звук «Р» Буква Р Звуки «р-рь» Буква Р |
Самостоятельное составление схем слов со стечением согласных |
23.02(?) 25.02 |
|
МАРТ |
||||
44-45 Смотри конспекты. |
Звук Л Буква Л Звуки Л-ЛЬ Буква Л |
Ударение. Деление слов на слоги. Составление и распространение предложений. |
2.03 4.03 |
|
46-47 Смотри конспекты. |
Звуки Р-Л Буквы Р-Л Звуки Рь-Ль Буквы Р-Л |
Звуко – слоговой анализ слов. Преобразование слов. Схема 3-4 словного предложения.
|
9.03(?) 11.03 |
|
48-49 Смотри конспекты. |
Буква Ё Буква Ю |
16.03 18.03 |
||
50-51 Смотри конспекты. |
Звук Ш Буква Ш Звук Ш Буква Ш |
Преобразование слов. |
23.03 25.03 |
|
АПРЕЛЬ |
||||
52-53 Смотри конспекты. |
Звуки С-Ш Буквы С-Ш
|
Твердые – мягкие согласные. Звонкие – глухие согласные. Звуко – слоговой анализ слов. Преобразование слов. Деление слов на слоги. Постановка знака ударения в схемах. Составление предложений по схемам и схем к предложениям.
|
30.03 1.04 |
|
54-55 Смотри конспекты. |
Звук Ж Буква Ж Звуки З-Ж Буквы З-Ж
|
6.04 8.04 |
||
56-57 Смотри конспекты. |
Звук Ч Буква Ч Звуки ТЬ-Ч Буквы Т-Ч |
13.04 15.04 |
||
58-59 Смотри конспекты. |
Звук Щ Буква Щ Звуки Ч-Щ Буквы Ч-Щ |
Последовательное выделение звуков из слов |
20.04 22.04 |
|
60-61 Смотри конспекты. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА |
27.04 29.04 |
||
МАЙ |
||||
62-63 Смотри конспекты. |
ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА |
4.05 6.05 |
||
64-65 |
ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА |
11.05 13.05 |
||
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ 18.05-29.05 |
||||
Индивидуальная работа в соответствии с индивидуальными планами работы |
01.06-05.06 |
|||
Индивидуальная работа в соответствии с индивидуальными планами работы |
08.06-12.06 |
|||
Индивидуальная работа в соответствии с индивидуальными планами работы |
15.06-19.06 |
|||
Индивидуальная работа в соответствии с индивидуальными планами работы |
22.06-30.06 |
Сидорова Инесса Анатольевна,
учитель-логопед,
ГБОУ «Гимназия №1519»,
г. Москва