Комплекс артикуляционной гимнастики, указанный в памятках, способствует выработке тонких артикуляционных движений; формированию правильных артикуляционных укладов губ и языка; развитию переключаемости органов артикуляционного аппарата. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Звук “С”
При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – не производят голос.
При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика для звука С.
“Улыбка”
- Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик”
- Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок”
- Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик”
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Непослушный язычок”
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок”
- Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка”
- Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
Звук “З”
При произнесении звука “З”: губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
Артикуляционная гимнастика.
“Улыбка”
- Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик”
- Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок”
- Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик”
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Непослушный язычок”
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок”
- Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка”
- Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
“Колокольчик”
- Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Звук “Ц”
При произнесении звука “Ц”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, артикуляция в два этапа: передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика.
“Улыбка”
- Растянуть губы в улыбке.
“Заборчик”
- Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.
“Желобок”
- Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
“Красим нижний заборчик”
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Непослушный язычок”
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Приклеим язычок”
- Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
“Горка”
- Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.
“Киска сердится”
- Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.
Звук “Ш”
При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика.
“Дудочка”
- С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
- Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
- Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
- Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
- Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
- Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Звук “Ж”
При произнесении звука “Ж”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
Артикуляционная гимнастика.
“Дудочка”
- С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
- Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
- Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
- Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка
- Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
- Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Колокольчик”
- Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Звук “Ч”
При произнесении звука “Ч”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед, артикуляция в два этапа: средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку; смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель, струя воздуха сильная и короткая, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика.
“Дудочка”
- С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
- Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
- Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
- Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
- Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
- Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Грибок”
- Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
Звук “Щ”
При произнесении звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят до уровня верхних зубов, передняя часть спинки языка несколько прогибается, средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу, задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционная гимнастика.
“Дудочка”
- С напряжением вытянуть вперед губы.
“Кружочек”
- Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
“Непослушный язычок”
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Лопатка”
- Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.
“Качели”
- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
- Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
- Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
- Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
Звук “Л”
При произнесении звука “Л”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм, кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена, задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены, слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.
Артикуляционная гимнастика.
“Окошко”
- Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.
“Качели”
- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Болтушка”
- Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.
“Чашечка”
- Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
“Красим верхний заборчик”
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
- Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Непослушный язычок”
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Иголочка”
- Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
“Колокольчик”
- Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.
Звук “Р”
При произнесении звука “Р”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Артикуляционная гимнастика.
“Окошко”
- Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.
“Качели”
- Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
“Лошадка”
- Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.
“Грибок”
- Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.
“Непослушный язычок”
- Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.
“Иголочка”
- Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).
“Красим верхний заборчик”
- Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” — кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.
“Красим потолок”
- Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.
“Молоточек”
- Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.
“Пулемет”
- Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:
“Д-д-д-д”.
“Моторчик”
- Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).
Жданова А.Р.,
учитель-логопед