Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе на тему: Гласные звуки и буквы. Данное занятие рекомендовано учителям-логопедам, работающих с детьми с ОНР. Проводится как итоговое занятие для закрепления произношения гласных звуков, дифференциации гласных и согласных звуков, развития фонематического слуха и чувства ритма.
Цели:
- Закрепление произношения гласных звуков.
- Дифференциация гласных и согласных звуков.
- Развитие фонематического слуха, чувства ритма.
- Закрепление понятия — «ударение».
- Продолжать обучению звуко-буквенному анализу и синтезу.
- Чтение слогов и слов.
- Развивать память и внимание.
Оборудование:
- Буквы, таблица №1, таблица №2, таблица №3, игрушка -Кот, звуко- слоговые схемы, звуковые домики,карточки- «бусы», таблица №4, предметные картинки (усы, куртка, дым, стол, туфли, санки, дом), таблицы для чтения, простые карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: — П… Т… К … X… Что случилось? Дети, пока я вас учила, звуки гласные забыла! Помогите пожалуйста вспомнить гласные звуки.
1 ребенок:
Звуки гласные мы знаем,
Без труда их различаем.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
2 реб.:
[А] — откройте рот пошире,
Руки в сторону — три, четыре.
3 реб.:
[У] — надул капризно губки,
Подними скорее руки!
4 реб.:
[О] — округлив побольше губы,
О, прикрыл немного зубы.
Согни руки в колесо,
Получилось хорошо!
5 реб.:
[И] — Улыба, весельчак,
Он смеется звонко, так.
Руки в стороны развели
И немного потрясли.
6 реб.:
[Ы] — Хоть гласный, но тихоня,
Все зевает он спросонья.
Бок рукою он подпер,
Ногу в сторону отвел,
Другой рукою потянулся
Словно только что проснулся.
7 реб.:
[Э] — В задумчивом сомненье,
Он высказывает мнение.
Уважительный я звук,
Поклонюсь я всем вокруг.
Л.:
- А, У, О, Ы, И -
Вот такие все они,
Нет для них нигде преграды.
Петь мы эти звуки рады.
(Дети поют под минус «Песня кота Леопольда» с заданным гласным звуком звуком).
Л.:
- А теперь еще игра
Мяч скорее мне сюда!
Подарю вам звуки я,
Вы вернете мне слова.
Ты подумай, милый друг,
Чтобы был вначале звук.
(Игра с мячом — мяч возвращается логопеду со словом, начинающимся на заданный звук; А — автобус, У — улитка и т.д.)
Л.: Спасибо, дети, вы помогли мне вспомнить гласные звуки и я хочу с вами поиграть. (Дети садятся на свои места).
II. Постановка цели занятия.
Л.: — С какими звуками мы сейчас играли? (с гласными)
Л.: — Почему мы их называем гласными? (потому что, когда мы их произносим, воздух через рот проходит свободно).
1. Игра «Четвертый лишний».
Л.: — Назовите лишний звук и объясните, почему он лишний.
АОУК
Д.: — Лишний звук «К», потому что он согласный, а остальные гласные.
(Аналогично: АМОИ, КТУП)
2. Игра с волшебным мешочком.
- Узнайте буквы на ощупь (дети угадывают и выставляют на магнитную доску).
Л.: — Вы называли звуки, затем угадывали буквы. Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем). (таб. №1)
III. Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа и синтеза.
Л.: — А теперь прочитайте гласные со звуком «Т» в конце, произнося сильнее тот слог, на который падает ударение. (AT, УТ и т.д.)
Л.: — Прочитайте гласные со звуком «К» вначале, произнося сильнее слог, на который падает ударение. (КА, КУ и т.д.).
Л.: Назовите гласную перед которой согласный звучит мягко. (перед «и» согласный звучит мягко).
Л.: — Играем дальше.
Л.: — «ки», что я произнесла? ( Слог).
Л.: — Составьте схему слога «КИ». (один у доски, остальные индивидуально).
Л.:- Назовите первый звук (К).Звук «К» какой?(Согласный, мягкий, глухой)
Л.:- Назовите второй звук (И). Звук «И» какой? (гласный)
Л.: — Теперь добавьте звуковое обозначение звука «Т».
Л.:- Какое слово получилось? (КИТ).Покажите на схеме, что КИТ –это слово.
Л.: — Я взмахнула волшебной палочкой и вы превратились в волшебников. Какое слово получится, если в слове КИТ звук «И» заменить на звук «О»?(КОТ)
Л.: — Что нужно изменить в схеме слова КИТ, чтобы получилось слово КОТ?( Дети меняют зелёный квадрат в схеме на синий квадрат.).
Л.: — Расскажите все о слове КОТ по схеме.
Л.: — Сколько слогов в слове КОТ? (Один слог).
Л.: — Как вы узнали сколько слогов в слове КОТ? (Сколько гласных звуков столько и слогов)
Л.: — Назовите гласный звук. (О). Согласные твердые звуки (К,Т). Согласные мягкие звуки (Их нет).
Л.: — Сколько всего звуков в слове КОТ? (три звука).
Л.: — Итак, сегодня мы повторим гласные звуки и буквы.
Л.: — Мы уже убедились, что гласные очень любят петь.
Л.: — Эти буквы идут на прогулку и поют. Что они поют? Прочитайте, соблюдая ударение. (Ударение меняется).(таб.№2)
Л.: — А вот и КОТ. (Выставляется игрушка).
Л.: — КОТ очень любит гласные звуки и приготовил нам сюрприз — это картинки с изображением предметов (Дети переворачивают картинки на столах).
Л.: — КОТ просит вас показать на звуковых домиках сколько гласных звуков в слове и где они слышатся. ( Работа со звуковыми домиками — индивидуально).
Л.:- Игра «Телефон». Назовите гласные звуки по порядку. (Дети показывают и называют — туфли «у, и» и т.д.).
Л.:- Поиграем в игру телеграф разделите своё слово на слоги.(Дети отхлопывают и проговаривают слово по слогам). Составьте слоговую схему слова.
Л.: — Поднимите картинки, в названии которых один слог (два слога).
Л.: — Какое важное правило мы вспомнили? (Сколько гласных столько и слогов).
V.: — Посмотрите, КОТ подарил нам бусы. Постарайтесь запомнить цепочку гласных и правильно напечатать буквы на бусинках.
АУИО
Л.: — А вот еще одна игра «Стол находок», буквы потерялись, найдите буквы и прочитайте слова.
М..к к…т л…к п…ла
Л…к т…к к…м л…па
Т…к м…х т…к т…хо
А О У И
VI. Итог занятия.
Л.: — О чем мы говорили на занятии? (О гласных звуках и буквах).
Л.: — Встанет тот, кто произнесет свое имя, выделяя ударный гласный и назовет его. (Ангелина — ударный гласный «и» и т.д.).
VII. Оценка деятельности детей.
Л.: — Молодцы, дети! Мы сегодня замечательно играли. Занятие закончилось, можете быть свободными.
Надорова Ирина Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МДОУ «Детский сад №85 комбинированного вида»,
г.Саранск