В данной работе представлен конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и психолога по теме «Дикие животные зимой».
Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и психолога
Тема: «Дикие животные зимой»
Цель:
- Обогащение представлений о зиме и жизни диких животных.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи.
- Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни.
- Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».
- Продолжать учить использовать в речи простые предлоги.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие связной речи (на основе составления предложений о признаках зимы, полных ответов детей на вопросы);
- логического мышления на основе отгадывания загадок о диких животных, игры «Четвертый лишний»;
- мелкой моторики на основе задания «Обведи», пальчиковой гимнастики; произвольности психических процессов на основе игры «Бывает, не бывает зимой…»;
- грамматического строя речи на основе игр «Детеныши животных», «Назови родителей»;
- координации речи с движением, ловкости.
- Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивных проявлений.
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
- Формирование навыков взаимопонимания и доброжелательности.
Оборудование:
- картинки с изображением диких и домашних животных, детенышей диких животных;
- контурные изображения диких животных, синий и красный карандаши;
- изображение жилищ животных;
- мольберт;
- разрезные картинки.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Психолог: Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу. Посмотрите вверх и представьте, как медленно падают снежинки. Посмотрите налево – какие красивые деревья стоят в снегу. Посмотрите вниз – какой большой сугроб намело, перешагните его. И повсюду много снега, из него можно лепить снежки. Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и улыбнулись. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением отправимся в путешествие.
II. Основная часть.
1. Логопед: Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
- О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
- По каким признакам можно определить, что пришла зима? (Дети отвечают на вопросы)
2. «Бывает, не бывает зимой…»
Дети стоят в кругу. Логопед называет какое-то событие, признак и кидает мяч кому-нибудь из детей. Ребёнок, получивший мяч, отвечает, правильно или не правильно:
- Солнце светит ярко, греет сильно.
- Снег падает большими хлопьями.
- Дети одевают шапки, валенки, куртки и пальто.
- Зайчик серый прыгает по снегу. И др.
3. «Прогулка по лесу».
Психолог: – Мы с вами гуляем по лесу. Кто же живет в зимнем лесу? Сейчас мы узнаем. А для этого мы должны отгадать загадки.
Кто пчелиный любит мед?
Лапу кто зимой сосет? (Медведь)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (Заяц)
Всех зверей она хитрей,
шуба рыжая на ней? (Лиса)
Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенек промелькнул, как огонек? (Белка)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый … (Волк)
Психолог: — Какие это животные? (Дикие). Почему их называют дикими?
4. Игра “Четвертый лишний”.
Психолог: — Дети, посмотрите внимательно на картинки и скажите, кто здесь лишний? Дайте полный ответ, объясните почему?
(Здесь лишняя коза, потому что это домашнее животное. Здесь лишняя кошка, потому что это домашнее животное)
5. «Обведи».
Психолог: Посмотрите на картинки, рассмотрите, кто изображен на них. Возьмите в руки синий карандаш и обведите кружком тех, кого мы не увидим в зимнем лесу. Почему? (Медведя, потому что он спит).
Какие животные сменили свои шубки зимой? (заяц, белка) Обведите этих животных красным карандашом.
6. Физкультминутка.
Логопед: У нас продолжается прогулка по зимнему лесу. Встаньте в круг и повторяйте за мной:
Щиплет уши, щиплет нос, (трогают уши и нос)
Лезет в валенки мороз. (имитируют мороз)
Мы мороза не боимся, (грозят пальчиком)
Продолжаем, веселимся. (активно шевелят руками)
По сугробам мы шагаем (высоко поднимают ноги)
Выше ноги поднимаем.
Справа – хлоп и слева – хлоп. (хлопки руками)
Посмотрите, тут сугроб!
7. Под сугробом что-то лежит? Садитесь за столы, посмотрим что там!
Дети садятся за столы. Логопед снимает вуаль с мольберта.
Логопед: Перед нами новое задание «Найди кто где живет?» (на мольберте изображение жилищ животных). Нужно каждому животному найти его жилище. Дети называют животное и ставят карточки с изображением животных к их жилищу, сопровождая свои слова действиями. Медведь зимует в берлоге (Так со всеми животными.)
8. «Детеныши животных».
Логопед: — Как называются дети животных? (Детеныши)
- Кто детеныш у волка? (волчонок). У ежа — …, у лисы — …, у медведя — …, у зайца — …, у белки — ….
- Назовите папу и маму волчонка (волк и волчица), ежонка (ёж и ежиха), лисенка, медвежонка, зайчонка, олененка.
9. Пальчиковая гимнастика.
Это зайчонок, это бельчонок, (сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем)
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
10. Пластический этюд.
Передать мимикой и движением поведение животных: лиса прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.
Обыгрывание ситуаций.
Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу.
11. «Предлоги».
Логопед: Дети, кто живет в дупле? Белка любит играть в прятки. А вы? Белка будет прятаться, а мы ее искать. Логопед предлагает одному из детей помочь белке спрятаться. Белка сидит на дереве, под деревом, за деревом, около дерева.
Психолог: Дети, дикие животные просят вас собрать их портреты. Для этого вы должны рассмотреть картинку на конверте и собрать такую же из частей.
III. Итоги занятия.
Наша прогулка по зимнему лесу подошла к концу. А сейчас мы закроем глазки и вернемся в наш детский сад.
Вам понравилось наша прогулка? Вы все молодцы!
Калинина Кристина Михайловна,
учитель-логопед,
МБДОУ муниципального образования
«Город Архангельск» «Детский сад
комбинированного вида №180 «Парусок»