Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Цирк» (подгрупповое занятие по автоматизации звуков «Р», с использованием ИКТ).
Цель:
- Автоматизировать звуки «Р», в связной речи.
Задачи:
Коррекционные:
- закрепление навыка правильного произношения звука «Р», в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной речи;
- развитие мелкой моторики;
- совершенствование фонематического восприятия;
- формирование навыка контроля за собственной речью;
- совершенствовать лексико-грамматические категории.
Развивающие:
- Развитие ловкости и координации движений;
- Развитие внимания, памяти, мышления;
- Развитие осязания, мелкой моторики и двигательных функций;
- Закрепление в речи различных типов окончаний имён существительных и прилагательных;
- Активизация словарного запаса по темпе «Цирк»;
Воспитательные:
- Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения;
- Воспитание усидчивости, доводить дело до конца.
Оборудование:
- Компьютер с готовой презентацией; мячи; пазлы; мешочки с предметами; канат; игрушки – слон, попугай, три «тумбы», опорные картинки для пересказа..
Ход занятия.
1) Организационный момент.
- Сегодня мы отправимся в одно очень интересное место. А чтобы узнать куда мы отправимся Вам нужно будет отгадать загадку:
Все глядят на середину.
В середине волшебство.
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела как синица.
Там собачки танцевали
Вы конечно там бывали…
Что это за место?
- Мы отправляемся в цирк. И там нас ждет интересное представление.
2) Отработка изолированного произношения звука «Р».
- Молодцы. Теперь мы готовы отправиться в цирк. А на чем мы поедем?
- Давайте соберём пазлы и узнаем. Маршрутка.
- Сели в маршрутку и изобразим звук работающего мотора.
- Нам поможет этот колючий шарик. Он похож на деталь мотора.
- Положите его на тыльную сторону ладошки и ладошкой другой руки накройте его.
- Поехали.
3) Автоматизация звука «Р» в слогах. Вот мы и в цирке.
- Представление начинается. Посмотрите – здесь какое-то объявление! (на экране компьютера). Читаем. Вы согласны помогать артистам?
- Как вы думаете, кто будет выступать в цирке. Перечисляют.
- А у нас первыми будут выступать дрессированные собачки (на экране компьютера). Они знают цифры: произнесут им цифру и собачки лают столько же раз.
- На экране вы увидите цифру. Я Вам назову слог, вы его повторите столько же раз, при этом отбивая мячом об пол. ПРЫ РУ КРО РОР
4) Автоматизация звука «Р» в словах.
Отработка навыка словообразования. Теперь на арене выступает Фокусник (на экране компьютера). Что делает фокусник?
- А наш фокусник большие предметы превращает в маленькие. Поможем ему?
- Я назову предмет и кину мяч. Вы уменьшаете этот предмет и называйте его и кидайте мяч обратно.
Мяч кидаем в пол.
КАРТИНА КОРОБКА КРУГ МАРТЫШКА ГАРМОШКА КАРАНДАШ
5) Автоматизация звука «Р» в словах.
Отработка навыка согласования числительного, прилагательного с существительным.
- А вот и жонглёр (на экране компьютера). Что он умеет? –
- Он ловко умеет подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов.
- Он может подбрасывать вверх и ловить что угодно – мячи, обручи, тарелки и даже карандаши с пирамидками.
- Давайте поможем жонглёру.
- Надо сосчитать сколько он будет подбрасывать предметов.
- Кто будет первым?
- Выбирай себе мешочек.
- Доставай предмет. Что это?
- Какая (ой) она (он) по цвету? Из мешочков дети достают карандаши и морковку.
- Считаем – один красный карандаш, два…
6) Автоматизация звука «Р» в предложении.
Развитие мышления.
- А теперь на арене? Клоун (на экране компьютера). Что он делает в цирке?
- Смешит людей. И нас он тоже хочет рассмешить.
- Он неправильно говорит предложения. Меняет местами слова.
- А вы исправьте его. (На экране компьютера картинки с искажённым предложением)
- И киньте мне в руки мяч обратно.
7) Отработка навыка слогового анализа.
- А это кто? Это акробаты или цирковые гимнасты (на экране компьютера).
- Они демонстрируют свою силу и ловкость. Наши гимнасты ходят по канату.
- Давайте тоже пройдёмся по канату (на полу канат). Но наша задача не простая.
- Нам нужно не просто пройтись, а прошагать слова по канату.
Разделить слово на слоги.
ШАРЫ СОБАЧКИ ДРЕССИРОВЩИК МАРТЫШКА АРЕНА АФИША
9) Отработка навыка звукового анализа.
- Представление продолжается, на арену выходит дрессированный слон (на экране компьютера).
- Он умеет определять, где находится звук «Р» в слове (в нач., сер. конце слова).
- Перед нами три тумбы.
- Одна тумба обозначает, что звук «Р» находится в начале слова, другая — в конце, третья — посередине.
- Командой для слона будет служить картинка.
- Вы произносите это слово – голосом выделяете звук «Р» и ставите эту очаровательную слониху на одну из тумб.
- Отвечайте полным предложением.
10) Автоматизация звука «Р» в связной речи.
- А вот и говорящий попугай (на экране компьютера). Я вам покажу фокус и попугай оказывается с нами.
- Его зовут Роберт. Он говорит то, что слышал.
- И он всем рассказывает историю одного мальчика, который ходил с родителями в цирк.
- Мы эту историю записали в виде картинок.
- Послушайте её, а потом попробуйте рассказать, опираясь на эти картинки.
У детей в руке опорные картинки.
Рома с родителями отправился в цирк. В цирке выступали акробаты, жонглёры, дрессировщик, клоун. Акробаты прыгали на канате. Жонглеры ловко подбрасывали и ловили обручи. Клоун смешил Народ. Дрессировщик показывал танец с собачками. Зрители громко аплодировали. Роме и родителям очень понравилось в цирке.
11) Подведение итогов.
- Итак, наше представление заканчивается. Артисты прощаются с вами.
- Давайте вспомним, какие артисты выступали сегодня (дрессированные собачки, слон, попугай; фокусник, жонглер, акробат, клоун).
- А на чем мы приехали в цирк?
- Теперь пришло время подсчитать наши очки.
- Вы молодцы, каждая из Вас заработала много очков и заслужила сюрприз от клоуна.
Романик Н.Л.,
учитель-логопед