Сценарий развлечения для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

В статье автор предлагает сценарий развлечения для воспитанников комбинированной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: А. С. Пушкин, сказки, развитие речи, старшие дошкольники.

ДЕНЬ СКАЗОК А. С. ПУШКИНА

Развлечение – одна из форм работы со старшими дошкольниками, позволяющая в игровой форме закрепить полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки.

Фронтальное логопедическое занятие по сказкам ПушкинаРазвлечение по сказкам А. С. Пушкина может быть приурочено к памятным датам, связанным с именем великого русского поэта, и проводиться в феврале или в июне. Предварительная работа реализуется учителем-логопедом, воспитателями и музыкальным руководителем и предполагает тесное взаимодействие этих специалистов. Необходимый реквизит, речевой и музыкальный материал указаны в тексте сценария. Уместным дополнением мероприятия станет презентация.

Цель – закрепление умений, полученных на логопедических занятиях и занятиях по развитию речи.

Задачи:

  1. обогатить представления детей о жизни А. С. Пушкина;
  2. продолжить знакомство со сказками А. С. Пушкина;
  3. воспитывать слуховое внимание;
  4. воспитывать умение слушать поэтический текст;
  5. закрепить умения образовывать отчества, однокоренные слова, подбирать прилагательные;
  6. развивать умение двигаться под музыку;
  7. развивать мелкую моторику, в том числе через знакомство с пером и чернилами.

Ход мероприятия

1. Под музыку М. И. Глинки «Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» дети входят в музыкальный зал, занимают места.

Логопед рассказывает о детских годах А. С. Пушкина.

Добрый день, дорогие ребята и воспитатели! Сегодня день сказок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его портрет перед вами. Он писал стихи, сказки, поэмы. Родился Александр Сергеевич в Москве, не так далеко от нашего города Ярославля, в XIX веке. Вот так выглядел поэт в детстве (портрет писателя в детстве). Его маму звали Надежда Осиповна, папу – Сергей Львович. У Александра был брат Лев и сестра Ольга.

Напомните пожалуйста отчество А. С. Пушкина (Сергеевич). А какое отчество было у его брата Льва? (Сергеевич). А у сестры Ольги? (Сергеевна).

По чьему имени людям дается отчество? (По имени отца, папы).

Предлагаю поиграть!

Речевая игра «Назови папу, назови сына» (образование отчеств).

Как звали папу Надежды Осиповны? (Осип)

Как звали папу Сергея Львовича? (Лев)

Папу Семена Николаевича, Евгения Александровича, Татьяны Васильевны, Марины Сергеевны?

Какое отчество будет у дочки Степана, Андрея, Николая, Семена?

Какие отчества будут у сына Степана, Андрея, Николая, Семена?

Дети семьи Пушкиных знали много интересных игр. Одна из них называлась «Шарады». Играли в нее так. Водящий изображал животное, человека, какой-либо предмет, а играющие отгадывали, что он загадал. Предлагаю поиграть в шарады (1 ребенок молча изображает зайца, лису, медведя, остальные дети отгадывают).

2. Звучит музыка М. И. Глинки «Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Логопед обращает внимание детей на иллюстрацию к поэме, читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Логопед обращает внимание детей старшего дошкольного возраста на почерк А. С. Пушкина.

Давайте поиграем в игру «Громко – тихо». (Выбирается ведущий – Кот ученый. Он «гуляет» далеко – дети зовут его громко, кот приближается – зовут тихо.)

3. Одна из сказок А. С. Пушкина называется «Сказка о царе Салтане». Она рассказывает о многих чудесах. Одно из них – появление богатырей прямо из моря-океана! Послушайте, как об этом написал А. С. Пушкин:

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И очутятся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.

Посмотрите, как выглядят богатыри в мультфильме.

Демонстрируется мультипликационный клип на основе мультфильмов «Слово о полку Игореве», «Детство Ратибора», «Лебеди Непрядвы», «Евпатий Коловрат», «Илья Муромец», «Сказка о мëртвой царевне и семи богатырях» и др. под песню «Богатырская сила».

Подберите слова-признаки к слову «богатыри» – богатыри какие? (ответы детей).

Игра «Богатыри»

Посмотрите, какой шлем и меч есть у Черномора.

Логопед приглашает мальчика на роль Черномора, помогает надеть шлем, дает меч.

Черномор отдает своим богатырям команды. А богатыри слушают внимательно и выполняют их. (Черномор командует: смирно, вольно, руки вперед, руки в стороны, руки вниз, на месте шагом марш, в центр зала выходи, в круг становись… Мальчики выполняют команды, маршируют по залу под песню А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Богатырская сила»).

4. Пока мальчики-богатыри охраняют остров, девочки заняты рукоделием. Послушайте отрывок из «Сказки о царе Салтане» «Три девицы…»:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Игра «Девицы»: 2 девочки – царевны (в платочках и коронах) «прядут» – наматывают нитку на катушку (под музыкальное сопровождение в исполнении музыкального руководителя).

А после работы девицы водили хоровод. Приглашаю девочек в хоровод.

Хоровод под музыку «Русский лирический хоровод».

5. В сказках Александра Сергеевича Пушкина случаются такие чудеса, что князь превращается в муху, потом – в шмеля, а потом – в комара!

Послушайте, как композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков передал в музыке полет шмеля. Звучит «Полет шмеля».

А злые комары, оказывается, герои русской народной игры. Называется она – «Дарики-комарики». Давайте поиграем.

Игра «Дарики-комарики»

Дарики, дарики, злые комарики,
Вились, кружились – на ушко садились!
Дети закрывают уши.
Далее называются руки, ноги, шея, спина, живот, поясница, макушка, затылок, виски, колени, локти, щиколотки (в зависимости от уровня речевого развития детей), дети закрывают их.

6. А. С. Пушкин написал еще одну сказку – «Сказку о рыбаке и рыбке».

Под музыкальное сопровождение в исполнении музыкального руководителя логопед читает отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Послушайте, как она начинается:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Знаете ли вы, что у слова «рыба» есть много слов-родственников и живут они в одной семейке – семейке слова «рыба»?

Игра «Семейка слов»

Человек, который ловит рыбу – … (рыбак, рыболов)

Ловить рыбу – … (рыбачить)

Маленькая рыба – … (рыбка)

Суп из рыбы – … (рыбный)

Хвост рыбы – … (рыбий)

Игра «Рыбалка» (рыбки-«моталочки»)

7. Обобщение в форме беседы.

Каких героев из сказок А. С. Пушкина вы сегодня видели?

Чья вещь? (логопед показывает реквизит героев, дети называют героя)

Как назывались эти сказки?

«Проба пера»: в качестве продолжения развлечения логопед предлагает детям сделать надписи и рисунки гусиным пером и чернилами, тушью.

Под увертюру М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила» дети выходят из зала.

Белокурова Мария Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект логопедического занятия ‘Автоматизация и дифференциация звуков [Л] и [Р]‘ Конспект логопедического занятия ‘Автоматизация и дифференциация звуков [Л] и [Р]‘
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки [Х] и [Х'], буква Х Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звуки [Х] и [Х'], буква Х
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки П-Б, П`-Б` Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки П-Б, П`-Б`
Сценарий занятия «Путешествие в страну скороговорок» для обучающихся первых классов Сценарий занятия «Путешествие в страну скороговорок» для обучающихся первых классов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.