У детей, страдающих ОНР, необходимо развивать на занятиях лексико-грамматические навыки, фразовую речь, навыки связной речи, общепсихические процессы и внеречевые навыки. Эффективность всех коррекционных мероприятий может быть достигнута только в результате кропотливой, длительной систематической работы. Важным является использование самых разнообразных общепедагогических и частных методов и приёмов обучения, правильное чередование и дозирование разных видов деятельности, игровых ситуаций.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе с детьми, страдающими общим недоразвитием речи.
Тема: Образование относительных имён прилагательных. Чайная посуда.
Цель. Развивать и активизировать словарь детей по лексической теме «чайная посуда», закреплять у детей практические навыки образования относительных имён прилагательных от существительных.
Образовательные задачи:
1. Активизировать номинативный словарь детей по теме «Чайная посуда».
2. Закреплять у детей навыки образования относительных имён прилагательных от существительных.
3. Продолжать учить детей навыкам построения фразы при ответе на поставленный вопрос.
Коррекционные задачи:
1. Продолжать развивать у детей произвольное слуховое внимание в игре «Командиры».
2. Продолжать развивать у детей общедвигательную координацию при проведении физкультминутки.
3. Продолжать развивать у детей глубину вдоха и продолжительность речевого выдоха в упражнении на поддувание «Чашки с ароматом».
4. Развивать у детей зрительный гнозис при восприятии наложенных контурных изображений.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей познавательные мотивы деятельности, интерес и желание заниматься.
Оборудование:
- Картинки с изображением посуды из разного материала и натуральные предметы посуды. Предметные картинки с изображением предметов чайной посуды.
- Кукла Люда и чайная посуда (кукольная посудка).
- «Чашки с ароматом» — индивиуально-раздаточный материал для поддувания.
- Таблицы для восприятия наложенных контурных изображений предметов чайной посуды.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.
Игра «Командиры». Дети выполняют речевые инструкции логопеда только, когда слышат слово «Командиры!»:
- Командиры, хлопнули! – Командиры, топнули! – Погладили животик! – Пусть зевнёт наш ротик! – Повернулись влево, хлопнули, да топнули! – Командиры, кисти рук в «замочек», потянем их разочек! – Командиры, руки вверх, кисти вниз! — Командиры, руки опустить пора, вот и кончилась игра!!!
2. Закрепление пройденного материала.
а) Отгадывание загадки и припоминание темы прошлого занятия.
Из горячего колодца через нос водица льётся.
А колодец — то пузатый, с одной рукой и в шляпе! (чайник)
- О чём мы говорили на прошлом занятии?
- Назовите посуду, которую запомнили!
б) Образование относительных имён прилагательных.
Будем отвечать на вопросы полным ответом:
- Посуда, которая помогает нам готовить на кухне, это какая посуда? (Посуда, которая помогает нам готовить на кухне – это кухонная посуда)
- Посуда, которую ставят на стол для обеда это какая посуда? (Посуда, которую ставят на стол для обеда – это столовая посуда)
- Из чего может быть сделана посуда? Рассмотрим посуду из разного материала и правильно назовём, какая она!
- Ложка из дерева (какая?) – ложка из дерева — деревянная ложка.
- Кувшин из стекла (какой?) – кувшин из стекла – стеклянный кувшин.
- Супница из фарфора (какая?) – супница из фарфора – фарфоровая супница.
- Нож из стали (какой?) – нож из стали – стальной нож.
- Миска из глины (какая?) – миска из глины – глиняная миска.
- Сковорода из чугуна (какая?) – сковорода из чугуна – чугунная сковорода.
- Ведро, покрытое эмалью (какое?) – ведро, покрытое эмалью – эмалированное ведро.
- Самовар из меди (какой?) – самовар из меди – медный самовар.
Итог логопедического занятия. На какой вопрос отвечали? Из чего делают посуду? Какая бывает посуда?
3. Работа по новой теме: «Чайная посуда».
а) Сообщение темы занятия при отгадывании авторской загадки о чайной чашке.
Донце, стенки тонкие, фарфоровые, звонкие!
Фу – ты! Ну — ты! Ручка в бок!
Жду гостей я на порог!
Наливают в меня чай, говорят:
«Друзей встречай!»
- Будем говорить о чайной посуде. Почему говорят: «чайная» посуда? Для чего нужна чайная посуда? А вы знаете какую- нибудь чайную посуду?
б) Развитие номинативного словаря по теме «чайная посуда».
Игровая ситуация «Кукла Люда и чайная посуда».
- Кукла Люда хочет угостить нас чаем! У Люды есть специальная посуда для чая. Как она называется? (Для чая – чайная посуда)
Сначала дети по предметным картинкам узнают и запоминают названия предметов чайной посуды:
Заварочный чайник.
Молочник.
Сахарница.
Чайная чашка.
Чайное блюдце.
Для конфет – конфетница.
Для салфеток – салфетница.
Чайные ложечки.
Авторская физкультминутка «Чашки».
Фу – ты! Ну – ты! Ручка в бок! (Переступить ногами на месте, руку на пояс!)
Жду гостей я на порог! (руки в стороны)
Выпьем чай до донышка! ( Наклон вниз, руками касаемся пола)
Улыбнёмся солнышку! (Потянулись на носочках, руки вверх, улыбаемся)
Затем, расставляем предметы кукольной посуды на столе – сервируем стол.
- Поможем Люде накрыть на стол. Назовём, какую чайную посуду ставим! (Дети называют предметы чайной посуды, закрепляя её названия).
- А сейчас помоем руки и будем пить чай!
в) Развитие речевого дыхания.
У вас в чашках чай с разным ароматом. Назовём, какой чай в чашках!
- Чай с лимоном – лимоновый чай.
- Чай с мятой – мятный чай.
- Чай с цветами – цветочный чай.
- Чай с малиной – малиновый чай.
Была холодная вода, вскипятили – вот беда!
Ох! Горячий кипяточек, остудим слегка чаёчек!
Ароматно пахнет, всем гостям приятно!
- Как нам остудить очень горячий чай? Подуем, тогда остудим чай и почувствуем аромат! Дети дуют на чашки, язык у них «лопаточкой», сдувают с чашек «лимончики», «малинку» и т.д., вдыхают вкусный аромат.
4. Зрительный гнозис.
Хорошо запомнили чайную посуду? Сможете узнать её, беспокоится кукла Люда? Чайная посуда спряталась, нужно найти, обвести её пальчиком и правильно назвать! Дети узнают предметы чайной посуды по таблице с наложенными контурами, обводят каждый предмет посуды указкой или пальчиком и называют его: это сахарница, это чайник, это чайная чашка, это молочник, это чайное блюдце, это конфетница.
5. Итог логопедического занятия.
– О чём мы говорили на занятии? Какая бывает посуда? Какую посуду запоминали? Кому помогали на занятии?
Кукла Люда благодарит нас, ребята! Помогли мы ей накрыть на стол и запомнить чайную посуду. «Вы, ребята, теперь мои друзья! Приходите ко мне в гости, я буду вам очень рада!», — говорит Люда. И ты, кукла Люда приходи к нам ещё! Приглашаем тебя пить чай у нас в группе.
Дереча Лариса Ивановна,
учитель-логопед,
БДОУ Детский сад компенсирующего вида № 245,
г. Омск