Логопедическое занятие по теме «Слова-предметы» проводится на I этапе коррекционного обучения (методика Ястребовой А.В.).
Занятие ориентировано на учащихся первых классов общеобразовательных школ.
Цели логопедического занятия:
- усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения;
- практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы;
- развитие навыков звукового и буквенного анализа и синтеза;
- формирование коммуникативной стороны речи учащихся;
- развитие пространственной ориентировки;
- формирование навыков организации учебной деятельности;
- развитие внимания, памяти, мышления, самоконтроля, способности к переключаемости.
Оборудование:
- изображения планет и космического корабля;
- разрезная азбука;
- предметные картинки (сыр, лук, ослик, варежки, арбуз, кукла, синица, туфли, лиса, шапка, мышка, белка);
- мяч;
- наборное полотно для фронтальной работы;
- наборное полотно «Компьютер» для индивидуальной работы (по числу учеников);
- таблица слогов и слов;
- фишки, обозначающие гласные и согласные звуки;
- фишки, обозначающие схемы предложения;
- демонстрационная схема одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие. Мы полетим на далекую планету, где будем изучать особенности местных жителей.
II. Знакомство с темой урока.
- У меня есть билет с названием этой планеты. Но в космосе встречаются пираты, и название планеты зашифровано, чтобы пираты не догадались. Однако умные ребятки всегда смогут его расшифровать.
Звуковой анализ и синтез:
- Назовите 1-й звук каждой картинки, произнесите эти звуки вместе и вы получите название планеты.
На «билете» ряд картинок: сыр, лук, ослик, варежки, арбуз.
- Что получилось? («слова» — набирается буквами разрезной азбуки)
«Билет» выставляется в верхний ряд наборного полотна.
- Теперь мы знаем название планеты и можем отправляться в путь.
- Откройте тетради. Это наши бортовые журналы. Отступите 2-е строчки вниз. Запишите сегодняшнее число.
III. Понятие «слово».
- Мы прилетели на планету «Слова». Посмотрите сколько местных жителей и туристов встречают нас. Давайте определим, кто же из них жители планеты Слова.
Чтение.
- Прочитайте только 1-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
- Что же это? (набор букв)
- Прочитайте только 2-й столбик. Понятно ли вам, что здесь записано?
- Что же это? (слова)
- Почему слова вам понятны, а набор букв – нет? (в каждом слове есть смысл, слова что-либо обозначают)
IV. Слова, обозначающие предметы.
- Планета Слов поделена на несколько частей. В какой из них мы сейчас находимся, я не знаю.
Но Слова оставили нам подсказку. Посмотрите, в конверте лежат буквы. Я их выставлю во второй ряд наборного полотна.
Буквенный анализ и синтез.
- Прочитайте. Вам понятен смысл?
- Что это? (набор букв)
- Можно ли из этих букв составить слово?
- Какое слово получилось? («предметы»)
- Как же называются жители этой части планеты? («слова-предметы»)
- Познакомьтесь с некоторыми из этих жителей поближе.
У учеников на парте предметные картинки: кукла, синица, туфли, лиса, шляпа, мышка.
- Сейчас слушайте внимательно. Я буду представлять наших знакомых. Если это слово-предмет у вас – поднимите картинку.
Логопед вперемешку называет слова или соответствующие им по структуре звукосочетания. Услышав слово, ученики поднимают соответствующую картинку и объясняют, почему, например, на слово «кукла» они подняли картинку, а на звукосочетание «кла» – не подняли.
V. Слова, обозначающие живые и неживые предметы.
- Слова-предметы могут быть живые и неживые. И задавать вопросы этим словам нужно по-разному.
- Какой 1-й звук в слове «живые»?
- Какой буквой обозначим этот звук? (Ж)
- Какой 1-й звук в слове «неживые»?
- Какой буквой обозначим этот звук? (Н)
На доске: Ж Н
- Посмотрите в какие буквы они могут превращаться:
Ж > К
Н > Ч
- Слова, обозначающие живые предметы, отвечают на вопрос «Кто?»
- Слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «Что?»
На доске схема-плакат:
- Назовите живые предметы на этой схеме. На какой вопрос они отвечают?
- Назовите неживые предметы на этой схеме. На какой вопрос отвечают эти слова?
- Запишите в тетради на одной строчке вопросы «Кто? Что?».
- Сейчас каждый из вас выйдет со своей картинкой-словом и определит: живой или неживой предмет нарисован.
- Задайте правильно вопрос и запишите слова в нужный столбик.
VI. Физминутка.
- Слова-предметы приглашают нас поиграть с мячом.
1-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед называет слово-предмет – ребенок ставит вопрос и определяет «живой» или «неживой» предмет.
2-ая часть игры: перебрасывая мяч, логопед задаёт вопрос «кто?» или «что?», а ребёнок должен подобрать соответствующее слово.
Дом — …? Кто? — …
Ложка — …? Что? — …
Комар — …? Что? — …
Улитка — …? Кто? — …
Стул — …? Что? — …
Тигр — …? Кто? — …
VII. Закрепление изученного.
1) — Нам пора лететь домой, но чтобы попасть на космический корабль, необходимо выполнить задание: изменить звуки в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «Кто?». Запишите пары слов. (Работа у доски и в тетрадях).
Кол — вол, капля — цапля, дверь — зверь, мак — рак, дом — сом, пышка — мышка.
2) — Полетели. Но, ребята, кажется, мы летим не туда. Наша планета в другой стороне.
- Прилетели. Какая-то странная планета. Наверное, это проделки космических пиратов. Что-то они сделали, что наш корабль сбился с курса.
- Посмотрите, здесь конверт. Что это?
На доске прикрепляются листы, на которых напечатано: кига, ведо, мишк, прта, вика, руча.
- Конечно, такое могли написать только пираты. Давайте запишем эти слова правильно. Возможно, в этих словах есть подсказка.
- Как правильно диктовать эти слова? (Работа у доски и в тетрадях).
Ученики записывают слова, карандашом проверяя запись каждого слова. Используется приём «лодочка – замочек»:
3) – Нам необходимо добраться до ближайшего космического порта. Попробуем восстановить наш корабль, починив бортовые компьютеры. Нужно подобрать правильный пароль. Вспомните, какие бывают слова-предметы. (живые и неживые)
- Используя данные знания, найдите среди только что написанных слов лишнее («мишка»).
- Составьте звуковую схему этого слова на «клавиатуре компьютера». Это и есть пароль.
4) — Полетели! Космический порт находится около планеты, название которой вы должны угадать:
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая …
- Определите: какой вопрос нужно поставить, если белка – это животное? (Кто)
- А если это название планеты? (Что)
- Составьте предложение со словом «белка».
- Назовите 1-ое слово этого предложения, 2-ое слово, …
- Сколько слов в этом предложении?
- Выложите схему предложения.
- Какие правила написания предложений вы знаете? (Начало предложения пишется с заглавной буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится точка).
- Запишите это предложение?
VIII. Итог занятия.
- Вот мы и дома, на Земле. Как много вокруг нас слов.
- С какими словами вы сегодня познакомились?
- Что узнали о словах-предметах?
- На какие вопросы отвечают живые и неживые слова-предметы.
- Подберите и назовите слова-предметы, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?».
Панова Любовь Сергеевна,
учитель-логопед,
МОУ СОШ № 24, г. Подольск
Никогда не сдавайся…