Тема: «Употребление простых и сложных предлогов в речи»
«Волшебное путешествие»
Образовательные области:
- познание, социализация, коммуникация, физическая культура,
1. Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять умение детей правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги: — у- в- на- над- под- из- из-за – из-под.
- Продолжать развивать умение использовать в речи , сложноподчинённые, сложносочинённые предложения.
- Упражнять в согласовании существительных с числительными.
- Упражнять детей в выполнении звуко-слогового анализа
- Закреплять знание названий геометрических фигур;
- Закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать память, интонационную выразительность, творческое воображение
- Развитие внимания, логического мышления, зрительного восприятия, связной речи;
- Активизировать словарь детей по теме «Одежда», «Цветы», «Дикие животные» «Мебель».
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
- Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность;
- Воспитывать интерес к родному слову, грамоте, желание заниматься;
- Воспитывать любовь к животному миру, природе.
Планируемые результаты по каждой образовательной области.
Результаты по ОБ «Познание»:
- Дети активно включаются в процесс путешествия, соотносят свои действия с предложенными заданиями,
- Дети проявляют интерес к предметам окружающего, на основе собственного опыта составляют предложения, используя наглядную информацию.
Результаты по ОБ «Коммуникация»:
- Дети отражают в речевых конструкциях свои наблюдения, знания, эмоции.
- Проявляют интерес к речи, как объекту познания: активно участвуют в разгадывании загадок, задают вопросы, активно участвуют в коллективных рассуждениях, выдвигают предположения и гипотезы в процессе «путешествия».
- Используют речевые формы убеждения.
Результаты по ОБ «Труд»:
- Дети активно помогают друг другу, логопеду, контролируют качество своих действий.
Содержание организованной деятельности детей:
Вступительная часть.
Постановка цели:
- Сегодня, дети, у нас увлекательное путешествие , и обычно я вам говорю, что нас ждёт впереди, а сегодня вы это сделаете сами, и не просто скажите, а даже прочитаете.
На экране появляются слова:
ДУМАТЬ. ИГРАТЬ. ЗАПОМИНАТЬ.
СЛУШАТЬ. ГОВОРИТЬ. ПРИДУМЫВАТЬ.
ПОМОГАТЬ. СТАРАТЬСЯ.
(дети по очереди их читают)
2. «Хорошее настроение» (коммуникативная игра).
- Для того, чтобы у нас всё получилось, очень важно, чтобы у всех было хорошее настроение. Сегодня я попрошу, чтобы каждый из вас пожелал своему другу замечательного настроения, как это мы делаем обычно, на что-то похожее, и назовите, пожалуйста, имя своего друга ласково. (Ксюшенька, я желаю, чтобы твоё настроение было похоже на….солнечный лучик…….) (На экране – картинки подсказки.)
3. «Давайте познакомимся».
- Дети, сегодня у нас гости, и многие их них не знают, как нас зовут. Назовите своё имя, и скажите между кем вы стоите.( Меня зовут Максим, я стою между Юлей и Лёней….).
Основная часть:
4. «Правильный ответ – в самолёт билет».
- Теперь смело, с хорошим настроением, можем отправляться в путешествие…Нас ждёт быстрый самолёт, но без билета в салон не пускают…Билеты не продаются, вы их получите, если придумаете предложение с коротким словом…Мы с вами уже знаем много коротких, маленьких слов…ещё их называют предлогами.
- В каждом билетике живёт маленькое слово, итак… начинаем: когда получите билет проходите сразу в самолёт.. Найдите своё место по цвету билетика, и геометрической форме на нём..( на спинке каждого детского стульчика цветной чехол, сзади камашек с геометрической формой)
Дети слушают короткие слова (в- на – из – под – у- за) придумывают предложения и садятся на стульчики.( соотносят цвет билета и стульчика, ориентируются на геометрическую форму на кармашке стула)
5. «Путешествие начинается».
Дети отвечают на вопросы:
- Перед Ксюшей сидит Юля.
- Я сижу за Максимом.
Дети усаживаются поудобнее.
«Полетели»…..
На экране самолёт, звучит музыка. Дети представляют, что можно увидеть из иллюминатора.
На экране – картинки. Дети сами представляют над чем можно лететь, и что можно разглядеть внизу, и самостоятельно составляют предложения с предлогом — над- (Мы летим над большим городом…..)
6. Волшебный остров Грамоты.
Игра «Слоги перепутались».
- Дети, на этом острове злой волшебник заколдовал все слова, и они теперь звучат совсем непонятно, но мы же с вами не злые, а добрые, да к тому же и умные, и я уверена, что сейчас мы легко справимся с этим заданием: ра – аст; за – ро; фи – ка – ал;
ми- за – мо; дыш – лан; пан – тюль.
Дети выполняют звуко-слоговой анализ слова ЖАСМИН, отвечают на вопросы и выполняют задания.
- Дети, не только слова рассыпались, но и лепесточки у цветочков. Возьмите части вашего цветочка, и соберите, чтобы он снова стал красивым.
Дети собирают на ковре из разрезных картинок цветы, (звучит музыка), получается букет. Букет поставим в вазу.
7. Наше путешествие продолжается… На следующий волшебный остров отправимся на ковре самолёте…и сиденья на нём будут совсем другие: возьмите подушечки такой формы, какая была у вас на билетике.
«Остров беспорядка».
На экране Маша-Растеряша и раскиданные вещи. Проводится динамическая пауза «Маша-Растеряша»
Физкультпаузу проводит ребёнок:
«ИЩЕТ ВЕЩИ МАША, МАША – РАСТЕРЯША!
И НА СТУЛЕ – НЕТ, И ПОД ШКАФОМ – НЕТ.
ЗА СТОЛОМ ИХ НЕТ, И В КАМОДЕ – НЕТ,
ГДЕ ЖЕ ВЕЩИ ВОТ СЕКРЕТ?
ВОТ КАКАЯ МАША, МАША — РАСТЕРЯША!»
- А какие вещи мы искали для Маши и где, нам напомнят помощницы – схемы.
Дети, ориентируясь на схему, говорят: «Кофту искали в комоде; Платье искали в кровати, и т. д.)
Дети находят ЧУДО-ДЕРЕВО, где висят все вещи, берут одежду и называют что они нашли на ЧУДО-ДЕРЕВЕ:
- У меня платье с двумя карманами ( и т. д)
- У меня пальто с тремя пуговицами…
8. Помогли Маше и оказались на волшебной полянке.
На экране картина, на которой изображены спрятавшиеся звери.
Дети вспоминают, кто спрятался в лесу (предварительная работа).
Находят на полянке такие же игрушки и составляют предложения:
Белочка выскочила из дупла, спрыгнула с веточки и прибежала ко мне, а я её угощу… орешками (и т. д. )
Заключительная часть.
9. Наше путешествие заканчивается на острове сокровищ
Вопрос к детям:
- А что такое сокровища?
Дети высказывают своё мнение. Находят свиток, где читают слова:
- Дети, вы найдёте клад, если назовёте слова — «НАОБОРОТ»
Дети называют слова «наоборот» к словам:
ЗЛОЙ -
НЕРЯШЛИВЫЙ -
ТРУСЛИВЫЙ -
ЖАДНЫЙ -
ГЛУПЫЙ -
ГУСТНЫЙ -
ЛЕНИВЫЙ -
Дети находят сундук с «монетами», угощают гостей, дарят всем добрые слова.
10. Итог занятия.
Презентация
«Употребление простых и сложных предлогов в речи»
Валова Наталия Ильинична,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МОУ Центр развития ребёнка детского сада №2,
г. Волгоград