Открытое логопедическое занятие.
Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Цель: Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Задачи:
1. Актуализировать словарь имён существительных, прилагательных и глаголов по темам «Овощи», «Фрукты».
2. Закрепить навык составления предложений, состоящих из 4 слов.
3. Формировать временные представления.
4. Формировать навык составления рассказа по серии сюжетных картин.
Оборудование: серия сюжетных картин, муляжи фруктов и овощей, средства мультимедиа.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Сообщение темы.
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Ребенок читает стихотворение:
Осенняя песенка.
Миновало лето, осень наступила.
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче,
Солнышка не видно, темны, темны ночи.
Входит логопед в костюме Осени.
Логопед:
Вы обо мне? А вот и я.
Привет осенний вам друзья.
Не виделись мы целый год.
За летом следом мой черёд.
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
Дети: Да.
Логопед: Какие я приношу подарки?
Д
ети: Овощи и фрукты.
Логопед: Сядет тот, кто заметит ошибку: синий помидор, зеленый огурец, квадратный огурец, желтый баклажан, синий кабачок, жёлтая репа, овальный баклажан, квадратное яблоко, сладкий лимон, синий апельсин, красный банан.
2. Активизация словарного запаса по теме: овощи, фрукты (перед детьми картинки сада и огорода).
Логопед: Что люди делают осенью в огородах и в садах?
Дети: Собирают урожай.
Логопед: Соберём и мы. Одна команда будет называться «Помидорчики», а другая – «Яблочки». Разложите урожай на две корзинки. «Помидорчики», что будете собирать?
Дети: Овощи.
Логопед: «Яблочки», что будете собирать?
Дети: Фрукты.
Игра: «Отгадай загадку».
Логопед: Я загадаю вам загадку: Это овощ, он овальный, фиолетовый, витаминный.
Дети: Баклажан.
Логопед: Это фрукт. Он желтый, овальный, кислый.
Дети: Лимон.
Игра: «Назови, какой?»
Логопед: Что это? (логопед показывает детям муляжи овощей и фруктов).
Дети: Это помидор.
Логопед: Какой он?
Дети:
Он круглый, красный, спелый.
Это яблоко сладкое, сочное, круглое.
Это огурец овальный, зелёный, полезный.
Банан. Он овальный, желтый, мягкий.
Лук. Он желтый, круглый, горький.
3. Словарная работа.
Игра: «Как живут овощи и фрукты».
Логопед: Где живут овощи и фрукты?
Дети: В огороде и в саду.
Логопед: Давайте посмотрим, как живут овощи и фрукты. Наступает утро, овощи и фрукты что делают?
Дети: Просыпаются, смотрят, любуются, сравнивают.
Логопед: Солнышко поднимается выше и наступает день. Овощи и фрукты что делают?
Дети: Созревают, спеют, растут.
Логопед: Потом наступает какая часть суток?
Дети: Вечер.
Логопед: Вечером что делают?
Дети: Отдыхают, пьют воду, зреют, набираются сил, готовятся ко сну.
Логопед: Потом наступает какая часть суток?
Дети: Ночь.
Логопед: Что делают овощи и фрукты ночью?
Дети: Ночью все овощи и фрукты спят.
4. Физминутка (логопед включает звук ветра).
Логопед: Какой сильный ветер, все овощи и фрукты перемешались. Помогите мне вернуть овощи и фрукты на места (дети выстраиваются в цепочку, достают из мешка овощ или фрукт).
Дети: Это баклажан. Он растёт на грядке, в огороде.
Дети: Это груша.
Логопед: Где растёт?
Дети: В саду, на дереве.
На ковре две дорожки в огород и в сад, дети пробегают через препятствие и садятся за забор или за дерево.
5. Рассматривание картинок. Определение их последовательности. Составление предложений по вопросам.
Логопед: Посмотрите на картинки. И здесь налетел сильный ветер и перепутал их. Какая картинка должна быть первой? Второй? Третьей?
Теперь всё правильно. Посмотрите на первую картинку. Какая часть суток на картинке?
Дети: Утро.
Логопед: Какое утро наступило?
Дети: Наступило солнечное утро.
Логопед: Куда отправились лимон и капуста?
Дети: Лимон и капуста отправились купаться.
Логопед: Куда они пришли?
Дети: Они пришли на берег реки.
Логопед: Что сделал лимон?
Дети: Лимон сразу прыгнул в воду.
Логопед: Что стала делать капуста?
Дети: Капуста стала раздеваться.
Логопед: Что произошло, когда наступил день?
Дети: Капуста всё ещё раздевалась, а лимон с удовольствием купался в воде.
Логопед: Что произошло, когда наступил вечер?
Дети: Капуста раздевалась, а лимону уже надоело купаться.
Логопед: Как художник показывает, что прошёл целый день?
Дети: Сначала солнце находится высоко в небе, потом прячется за горой.
Логопед: Почему капуста так и не искупалась?
Дети: Потому что она долго раздевалась.
Логопед: Почему она долго раздевалась?
Дети: Потому что у неё много одёжек.
Логопед: Вот почему в загадке про капусту говорят: «Сто одёжек и все без застёжек».
Как можно назвать рассказ?
Дети: Лимон и капуста. Приключение.
6. Составление рассказа детьми по цепочке.
Лимон и капуста.
Наступило солнечное утро. Лимон и капуста отправились купаться на реку. Лимон сразу прыгнул в воду. Капуста на берегу начала снимать с себя листья. Наступил день. Лимон с удовольствием плескался в воде. Капуста всё ещё сидела на берегу и раздевалась. Наступил вечер. Солнце село за гору. Лимон уже замерз в воде, а капуста так и не успела искупаться.
Составление рассказа одним ребенком самостоятельно.
7. Итог. Оценка.
Логопед: Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Я принесла вам осенние угощения. Занятие окончено.
Мартьянова Ксения Николаевна,
учитель-логопед ГБОУ д/с комбинированного
вида №1565 ЗОУО ДО города Москвы