Круглый стол для воспитателей на тему: «Фонетико-фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста»

Круглый стол для воспитателей на тему: «Фонетико-фонематические нарушения у детей старшего дошкольного возраста».

План:

  1. Теоретические аспекты.
  2. Использование занимательного наглядного материала в обучении детей фонематическим процессам.

Оборудование и материал:

  • мультимедийный проектор, памятки для блиц-опроса воспитателей, подборка речевых игр.

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.

Известно, что в процессе экспрессивной речи и, следовательно, при произнесении звуков возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих раздражений поступают к коре головного мозга. И.П. Павлов придавал кинестетическим раздражениям огромное значение в связи с формированием второй сигнальной системы и называл их «базальным (основным) компонентом». Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого. Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой.

Словарь:

Фонетическое нарушение — нарушение артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнить движения языком, в результате чего звук искажается.

Фонематическое нарушение — это замена одной фонемы на другую, вследствие чего нарушается смысл слова. (рак –«лак», рожки – «ложки»).

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой группы- искажаются. Такие нарушения называются фонетико –фонематическими.

Фонематический слух — умение выделять звуки из слова и дифференцировать их.

Нарушения фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не различает близкие по звучанию звуков речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же самой причине идет отставание грамматического строя. Многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми. Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико- фонематические (ФФНР) и лексико – грамматические, что повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения.

В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка.

Систематические занятия по развитию речи в ДОУ проводятся, начиная с первой младшей группы и кончая подготовительной. Такая работа не только помогает формированию правильного звукопроизношения, но и воспитывает фонематический слух.
Каковы этапы работы над звуками, и какая профилактическая работа воспитателя в группе, мы уточним с вами, проведя блиц — опрос.

Блиц – опрос: (воспитатели получают памятки с задачами по развитию фонематического слуха. Их задача: определить возрастную группу.) дискуссия.

Таким образом, четко построенная работа по формированию правильного произношения помогает решить следующие задачи:

  • добиваться правильного произношения всех звуков;
  • способствует развитию фонематического слуха;
  • расширить активный словарь ребенка;
  • помочь овладению грамматическими навыками;
  • способствовать обучению грамоте;
  • как можно раньше выявить тяжелые нарушения речи, оказав своевременную помощь, направив в детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу – до 80 % от всех детей. Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия. Актуальная потребность и задача педагогов дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно — содержательных аспектов не только логопедической, но и профилактической помощи.

Использование занимательного наглядного материала в обучении детей фонематическим процессам.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных его характеристик.

У детей старшего дошкольного возраста недоразвитие фонематического восприятия препятствует качественному формированию навыка звукового анализа и синтеза. Для решения этой проблемы я ежедневно в течение длительного времени использую специальные упражнения. В связи с тем, что мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, можно применять пособия в виде игр — схем, позволяющих в доступной форме представить абстрактные понятия, которыми и являются звуки, слова, предложения.

Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесение собственных ощущений с изображением на карточках- символах. Затем детям предлагается дать характеристику звука, отбирая необходимые символы. Фея гласных звуков в красном платье, гном в синем костюме – твердые согласные звуки, в зеленом – мягкие согласные звуки, колокольчик — звонкие звуки, колокольчик перечеркнутый – глухие. Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружками, при знакомстве с гласными я использую символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук /а/ обозначаю большим кругом, звук/у/ маленьким кружочком, /о/ овал и т.д.

Использование данного наглядного пособия целесообразно на всех этапах работы. Это и изолированное произношение, и составление слогов, и определение позиции звука в слове, и подбор картинок к зашифрованным звукам.

Наглядное пособие

Пособие «Звуковой автобус» — используется с целью определения позиции звука в слове. В 1-ое окошко помещаем картинки, в названии которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-ое если звук в середине слова, в 3-е с данным звуком в конце слова.

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет в работе по делению слов на слоги. При делении слов на слоги я использую приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении «Окошки» дети делят слово на слоги (части), подбирая количество окошек на карточке.

Задачи по развитию фонематического восприятия мы решаем при использовании прищепок, так называемая «модульная гимнастика». Это игровое пособие многофункционально. Можно закреплять изучаемый звук с проговариванием потешки, выполняя ритмичные нажимы на прищепку. Помимо развития мелкой моторики пальцев рук пособие можно использовать при звуковом анализе слов. Упражнение «Цепочка» дает возможность выложить слово из звуков, сосчитать количество звуков в слове.

При знакомстве с графическим обозначением звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы – это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Нетрадиционные приемы по изображению буквы: это рисование на песке, пальцем на ладошке, работа с изографами, обводка буквы пальцем по рельефной поверхности (наждачной, бархатной бумаги).

При подготовке к занятию педагогу необходимо учитывать, что дидактическая игра не должна быть только развлекательным моментом. К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения речи детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе педагога.

Приложение

Памятки для блиц-опроса.

К какой возрастной группе относятся эти задачи?

  1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.
  2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.
  3. Вызывать правильное произношение звуков.

К какой возрастной группе относятся эти задачи?

  1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.
  2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

К какой возрастной группе относятся эти задачи?

  1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.
  2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с ’, з, з‘, ц.
  3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
  4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

К какой возрастной группе относятся эти задачи?

  1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: j, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’.
  2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и спорных л, л’, р, р’.
  3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
  4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

К какой возрастной группе относятся эти задачи?

  1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.
  2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Беляева Е.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.