Аннотация: В данной методической разработке представлен многофункциональный тренажер «Веселые катушки», цели и варианты его использования. Этот инновационный прием способствует быстрому включению ребенка в учебно-игровую деятельность, поддерживает его интерес к занятию, позволяет учителю-логопеду более эффективно использовать игровые приемы для решения поставленных задач по преодолению ОНР у детей с дизартрией. Многофункциональный логопедический тренажер «Веселые катушки» поможет учителю-логопеду разнообразить приемы работы по коррекции ОНР у детей с дизартрией.
Среди детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто встречаются дети с дизартрией.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Помимо основных признаков дизартрии, таких как дефекты звукопроизношения, нарушения голоса, нарушение артикуляционной моторики, нарушение речевого дыхания, у детей имеются нарушения фонематического восприятия, несформированность звукослогового анализа слов, недостаточный словарный запас, преобладание пассивного словаря над активным, неточное употребление слов, отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи, бедный состав предложений, их неправильное построение, монотонная, невыразительная речь.
При обследовании выявляются нарушения общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, темпа, переключаемости, координации движений, а так же – неустойчивое внимание, трудности его включения, распределения и переключения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания; трудности словесно-логического мышления, сравнения, обобщения.
Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Дети отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Важным в коррекционно-развивающей работе с такими детьми является умение педагога привлечь внимание ребенка к занятию, удержать его интерес, максимально эффективно с помощью игровых приемов решать поставленные задачи. В этом может помочь разработанный мною многофункциональный тренажер «Веселые катушки» (см. фото).
Цели использования данного тренажера:
- массаж кистей рук, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- выработка направленной воздушной струи;
- развитие фонематического восприятия;
- закрепление навыка звукового и слогового анализа слов;
- автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях;
- совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
- узнавание и называние букв, соотнесение звуков с буквами;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Данный тренажер может быть изготовлен из различного материала (картонные, пластмассовые или легкие металлические трубки (далее – катушки) длиной от 3,5 до7 см и диаметром от 1,5 до 7 см; также это могут быть разной ширины и диаметра пустые катушки от скотча и т.п.). На наружную поверхность катушки наклеивается цветной фон, на котором могут быть размещены:
- геометрические фигуры;
- многократное повторение изображения какого-либо предмета (листочки, цветочки, снежинки и т.д.); как вариант — с написанными на них слогами (на автоматизацию или дифференциацию звуков);
- слоговые «цепочки» (на автоматизацию или дифференциацию звуков);
- предметные картинки (на автоматизацию или дифференциацию звуков);
- разные буквы;
- предметные картинки (по лексическим темам) и т.д.
Варианты использования тренажера:
1) Для массажа кистей рук, развития мелкой моторики кистей и пальцев рук:
- прокатывание широкой катушки (любого диаметра) между ладонями до кончиков пальцев в направлении «туда-обратно» в быстром темпе, удерживая катушку вертикально, затем — горизонтально;
- прокатывание широкой катушки (любого диаметра) по тыльной стороне кисти одной руки, затем – другой в направлении «туда-обратно» в быстром темпе;
- удерживание широкой катушки (небольшого диаметра) в руке с одновременным поочередным обхватыванием катушки пальцами «колечком» (выполняется сначала ведущей рукой, затем – другой, после этого можно выполнять двумя руками одновременно двумя катушками);
- перекладывание широкой катушки (диаметром 1,5 см) между пальцами от большого до мизинца и обратно (без помощи другой руки), (выполняется сначала ведущей рукой, затем – другой);
- раскручивание широкой катушки (большого диаметра) на боку наподобие волчка поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем (выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки).
2) Для выработки направленной воздушной струи:
- положить катушку на поверхность стола и плавно подуть на нее через губы, сложенные «трубочкой», докатив до определенной цели;
- положить катушку на поверхность стола и докатить ее до определенной цели плавным сильным выдохом на кончик широкого языка, лежащего на нижней губе в виде «желобка», губы слегка округлить.
Можно предложить ребенку провести эксперимент: проверить, из какого материала/какого размера катушка покатится быстрее? Почему?
На занятии с подгруппой детей (2-3 чел.) можно предложить соревнование «Чья катушка докатится быстрее?».
3) Для развития фонематического восприятия, закрепления навыка звукового анализа слов:
- определить первый и/или последний звук в названии каждого предмета, изображенного на катушке;
- определить ударный гласный в названии каждого предмета, изображенного на катушке;
- среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы с заданным звуком в названии (в начале, середине или конце слова);
- среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы с заданными звуками в названии (на дифференциацию звуков);
4) Для совершенствования слогового анализа слов:
- определить количество слогов в названии каждого предмета, изображенного на катушке;
- среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы, в названии которых есть заданный слог;
- среди предметов, изображенных на катушке, найти предметы, в названии которых есть заданное количество слогов (или по заданной слоговой схеме);
5) Для автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах:
- произнести автоматизируемый звук (изолированно или в определенном звукосочетании) на каждый «шаг» пальчиков (сначала ведущей, затем другой руки) по изображениям на катушке (по листикам, снежинкам, геометрическим фигурам и т.п.);
- правильно прочитать и произнести несколько раз подряд отдельные слоги или цепочки слогов, написанные на катушке (с заданным или дифференцируемыми звуками);
- правильно прочитать и произнести слоги с автоматизируемым звуком (или дифференцируемыми звуками), написанные на катушке, придумать с каждым слогом слово;
- называть предметы, изображенные на катушке, правильно произнося автоматизируемый звук;
6) Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи (и одновременной автоматизации звуков в словах и словосочетаниях):
- среди предметов, изображенных на катушке, найти и назвать только те, которые относятся к заданной лексической теме (например, «домашние животные»);
- к каждому изображенному предмету правильно поставить вопрос: Кто это? или Что это?;
- назвать предметы, изображенные на катушке, в Именительном и Родительном падеже единственного и множественного числа;
- игра «В гостях у Гнома и у Великана» (образовать названия изображенных предметов с помощью уменьшительных и увеличительных суффиксов);
- составить словосочетание «числительное + существительное» с каждым изображенным предметом (числительные 1,2,5 — например, один гриб, два яблока, две морковки, пять ракушек и т.п.);
- среди предметов, изображенных на катушке, найти и назвать:
а) только те предметы, которые по форме похожи на заданную геометрическую фигуру (например, похожие на круг), назвать их, используя соответствующее прилагательное (например, «круглое яблоко», «круглый помидор» и т.п.);
б) всё съедобное (несъедобное, мягкое, твердое, хрупкое, металлическое, стеклянное, деревянное, легкое, тяжелое, мокрое, сухое, горячее, холодное и т.д.; все, что может двигаться, расти, издавать звук, летать, плавать, прыгать и т.д.);
в) пары предметов с противоположными признаками (например, сосулька — холодная, свечка – горячая; подушка – мягкая, камень – твердый);
- к каждому предмету подобрать как можно больше слов-«признаков», слов-«действий» и т.д.
После выполнения задания можно предложить ребенку еще раз назвать по памяти предметы.
7) Работа с буквой:
- среди разных букв найти заданную букву (например, все А);
- среди букв найти только гласные;
- назвать все буквы, придумать с каждым соответствующим звуком слово (в начале, середине или в конце слова) – обязательно уточнить с ребенком соотнесение звуков и букв!
Данный тренажер «Веселые катушки» могут изготовить родители совместно с детьми и использовать в домашних условиях для закрепления навыков, полученных на занятиях с логопедом.
Организация коррекционно-логопедической работы по преодолению ОНР у детей с дизартрией требует особого внимания и представляет определённую трудность.
Это обусловлено спецификой данного речевого нарушения.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Основные признаки дизартрии:
- дефекты звукопроизношения;
- нарушения голоса;
- нарушение артикуляционной моторики;
- нарушение речевого дыхания.
У всех детей с дизартрией, имеющих ОНР, были выявлены нарушения фонематического восприятия, несформированность звукового анализа, недостаточный словарный запас, преобладание пассивного словаря над активным, неточное употребление слов, отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи, бедный состав предложений, их неправильное построение, речь монотонная, невыразительная.
При обследовании выявлены нарушения общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, координации движений, а так же – особенности внимания, памяти, трудности словесно-логического мышления, сравнения, обобщения.
Кроме этого, в процессе обследования, выделяют следующие качественные показатели:
- характеризующие эмоциональную сферу и поведение ребенка (особенности контакта ребенка, эмоциональная реакция на ситуацию обследования, реакция на одобрение и на неудачи, особенности общения и реакция на результат);
- характеризующие деятельность ребенка (понимание инструкции, самостоятельность выполнения задания, характер деятельности, темп и динамика деятельности, особенность регуляции деятельности, работоспособность, организация помощи);
- характеризующие особенности познавательной сферы и моторной функции ребенка (особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; особенности моторной функции).
- организовать родителей на участие в коррекционном процессе.
Основной формой работы с детьми данной категории является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.
Дети-дизартрики имеют, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При обследовании выявляются нарушения общей моторики, мелкой моторики кистей и пальцев рук, координации движений, а так же – особенности внимания, памяти, трудности словесно-логического мышления, сравнения, обобщения.
Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности.
Для детей с псевдобульбарной формой дизартрии характерно:
- нарушение мимики лица;
- повышение или понижение тонуса в артикуляционной мускулатуре;
- ограничение движений губ, языка, мягкого нёба;
- язык отодвинут в глубь рта;
- трудности в переключении с одного артикуляционного движения на другое, удержания позы;
- синкинезии;
- гиперсаливация;
- часто сохранение рефлекса орального автоматизма;
- нарушение дыхания;
- голос назализованный, тихий;
- тяжелые дефекты произношения (нечёткое произношение гласных, нарушение сложных по артикуляции согласных звуков);
- нарушение интонационно-мелодической стороны речи, речь смазанная, невнятная;
- трудности жевания, глотания;
Для детей со стёртой формой дизартрии характерно:
- нарушение мимики лица;
- девиация языка, тремор; гиперкинезы;
- ограничение объёма тонких и дифференцированных артикуляционных движений,
- трудности в переключении, удержании позы, замедленный темп;
- синкинезии;
- гиперсаливация;
- слабый речевой выдох, «речь на вдохе»;
- голос назализованный, тихий;
- нарушение звукопроизношения в виде искажения (чаще межзубный и боковой сигматизм, ротацизм,) отсутствие звука, замены;
- стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
- нарушение интонационно-мелодической стороны речи, речь смазанная, невнятная, ускоренная.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления. Такие дети испытывают затруднения при классификации, обобщении, сравнении предметов, явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудны такие движения, как перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является пониженный самоконтроль при выполнении задания.
Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики кистей и пальцев рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
![]() |
Дьячкова Алла Васильевна, учитель-логопед, МКДОУ детский сад №490 комбинированного вида, город Новосибирск |