Обобщение опыта по теме: Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

Обобщение опыта логопеда по теме: «Формирование связной речи, обучение рассказыванию детей с общим недоразвитием речи».

Обучение чтениюРечь, выступая в своём функциональном предназначении как средство общения, служит и важнейшим инструментом социализации детей вообще и с ограниченными возможностями здоровья в частности.

Да, речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у него связано становление как личности в целом, так и основных психических процессов. При полноценном общении с окружающими дети быстро овладевают накопленным опытом, но лишь в случае, если им это интересно.

Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми при обучении связной речи можно, если формировать, стимулировать познавательный интерес.

Выстраивается логическая лесенка:

  • связная речь — грамотно оформленная мысль;
  • мысль базируется на знаниях, знания формируют интеллект;

Логопеды, работающие с детьми, у которых общее недоразвитие речи, знают, что связная речь формируется на лексических темах: овощи, фрукты, одежда, обувь, животные, семья и т.д. Этого достаточно. Особенно в первый год обучения. В этот период больше уделяется внимание формированию грамматического строя речи, составлению предложений.

Существует моножество творческих упражнений по обучению детей составлять предложения:

  • по опорным словам;
  • одному опорному слову или предложению,
  • по заданному обороту речи, фразеологизму ( Светлая голова говорят об умном человеке);
  • составление предложения по двигающимся картинкам; вопросам:
  • Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
  • Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)
  • Как называется дерево с белым стволом? (береза)

Для обучения детей сложным предложениям я использую «Букваренок» Юдина.

- А я знаю, что у обезьяны хвост – это дополнительная рука, а я знаю, что у орла глаза, как бинокль..

Конструктивные упражнения:

  • составьте предложения из слов: березы, лесу, в, растут;
  • распространение предложения по вопросам;
  • составление предложений по началу и концу;

Творческое обучение детей с ОНР составлению предложений- это полноценная тема для доклада. У меня этот материал есть.

Но и в первый год обучения уделяется большее внимание умению программировать рассказ.

Например:

  • логопед предлагает серию картинок и предлагает разложить их в последовательности — что было сначала, и т.д.;
  • набор предметных картинок: необходимо отобрать несколько, по которым можно придумать какой-то случай (дедушка, лес, пень, гриб);
  • сравнение небольшого рассказа с набором слов из него;
  • часть рассказа из одного, часть из другого;
  • сравнение рассказа с его деформированным вариантом, где пропущена основная часть
  1. Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию
  2. Пересказ рассказа с использованием магнитной доски. план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на доске. (Картинки: мальчики, скворечник, дерево, гнездо. птенцы. Составить рассказ «Как у скворцов появились птенцы»).
  3. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинах; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства. (Рассказ «Как появился корабль?» -«Букваренок» Г.Юдина.) При пересказе дети усваивают нормативные основы устной речи.
  4. Составление рассказа по предметным картинкам, объединенных единой темой, например: «Деревья» картинки: береза, сосна, ель, дуб, тополь, липа. Лес-это деревья. Если лес из березок-это березовая роща. Лес из сосен –сосновый бор. Лес из елок – еловая чаща. Из дубов-дубрава. Я всегда работая с этим рассказом знакомлю детей с картинами Шишкина «Утро в сосновом бору», Левитана «Золотая осень».

Простейшие рассказы с опорой на практический опыт, воображение составляется детьми по цепочке:

- «Если это попугай»… Если это попугай, то это птица. Если это попугай, то у него тело покрыто разноцветными перьями. Если это попугай, то он живет в клетке. Если это попугай, то он умеет разговаривать. А мой попугай Кеша любит глядеться в зеркало.

Составление творческого рассказа по предложенному началу:

Логопед предлагает начало рассказа, а что будет в конце, дети должны придумать сами.

Текст рассказа:

«Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой лес. Вася очень любил гулять в лесу, собирать землянику, грибы, цветы, слушать пение птиц.

Однажды он вышел рано утром из дома, пошел в лес и зашел очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился. Он сел отдохнуть под большой ветвистый дуб и задумался. «Как найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда она ведет? Прямо – начинался спуск к реке. А налево был густой лес. Куда идти?»

Логопед активно участвует в рассуждении, поясняя, как по крикам уток, кваканию лягушек узнать, где река. По петушиному крику можно узнать, где деревня.

Если рассказ сразу не получается, логопед предлагает свой вариант («Этот рассказ придумала я, но он не закончен. Вы попробуйте придумать конец рассказа, как будто вы настоящие писатели. Я предлагаю вам несколько вариантов окончания рассказов: Вася встречает в лесу друзей……; влезает на дерево и видит…; идет по тропинке и находит…; спускается к реке и идет по берегу…)

Предложить детям зарисовать свой рассказ.

Рассказ-предположение по его первой части или сюжетной серии картинок ( «Черепаха и скорпион» «Черепаха сказала: «садись ко мне на спину, я перевезу тебя через реку» Что могло произойти дальше?)

Рассказ с умозаключениями «Сорока».

Накануне дается задание родителям или воспитателям почитать о сороке.

Дети описывают сороку по схеме-картинке: «Сорока- это птица. Перышки у нее в основном черные, а бока и грудь белые. Что из этого следует? Поэтому ее называют сорока-белобока.

Живет сорока в гнезде на дереве и любит все блестящее. Если увидит колечко или цепочку, схватит и унесет в гнездо. Что из этого следует? Поэтому ее называют сорока-воровка.

Ест сорока зернышки, семечки, чевячков, но может поймать мышку или цыпленка. Что из этого следует? Поэтому ее называют хищницей.

Говорит сорока очень быстро стрекочет. Детям, которые торопятся говорить, делают замечание- не стрекочи, как сорока!

Составление «цепных» рассказов по методике Е.К.Воробьевой (при знакомстве детей с правилами построения рассказа, один из приемов- смысловая дружба предложений). Эти рассказы всегда вызывают особую активность у детей. Причем, дети могут браться за руки, показывая, как словами их предложения дружат.

Наступила зима. Зимой холодно. Холодно и птицам. Птицы летят к кормушкам. В кормушки люди насыпают крошки, семечки. Семечки любят вороны.

Рассказы можно обогащать, варьировать.

Рассказ-задача с дополнительными заданиями.

Собрались звери на поляне в лесу, чтобы почтальона выбрать. Объявили соревнование: кто первым прибежит к финишу, тот и будет почтальоном. (По очереди выставляются персонажи на доску. ) Первым примчался заяц, второй подлетела лисица, третьей принеслась рысь, затем прискакала белка, после нее прибежал лось, за ним притрусил волк, потом пришел кабан, следом за ним прикатился ёж, затем приковылял медведь, последним приполз уж.

Дети выстраивают план-лесенку скоростей, сравнивая с понятными им средствами передвижения: «Заяц мчался, как ракета….»

Рассказ воспроизводится со сравнениями, затем только действия с ускорением и наоборот.

Восстановление деформированного рассказа по серии предметных картинок (ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси)

Я прочту восстановленный вариант рассказа:

«Как медведь сам себя напугал».

Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой сухая ветка. Испугалась белка на ветке и выронила из лапок шишку. Шишка упала и угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Остановился медведь, насторожил уши. Кто-то топочет. «Не уйти ли?» Задел лапой за куст, спугнул сороку. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси и бросились бежать , ломая кусты. Рявкнул медведь с испугу и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, как он сам себя и напугал.

Рассказ-зарисовка по опорным словам.

Детям предлагается стать художниками и нарисовать 2 картины по словам-действиям (подсказки, по необходимости, логопед рисует карандашом в воздухе).

  1. Скрылось.. Набежала… Подул…Закачались и согнулись… Сверкнула… Ударил… Полил…
  2. Прошел… Выглянуло…Распрямились… Зазеленела… Запели… Вышли погулять…

А теперь, гляда на свои рисунки, составьте рассказ (причем в первом варианте рассказа голосом необходимо выразить тревожность, а во втором радость).

Составление рассказа, аналогично данному, с включением в сюжет фантастики.

Логопед с сожалением говорит детям, что понравился рассказ, но он не окончен.

- Папа с Женей пошли на прогулку. Папа пристегнул Жене лыжи и сказал: «Иди по этой лыжне. Я тебя догоню». Женя пошел по лыжне и увидел впереди черную собаку. «Жучок!» — закричал Женя.

Необходимо придумать:

  1. радостный, веселый конец рассказа;
  2. поучительный;
  3. фантастический.

Составление творческого рассказа из личного опыта (на развитие чувства эмпатии).

«Если бы я был котиком (кошкой)»..

Дети описывают внешность животного, его повадки, любимые игрушки и занятия, блюда. Предполагают, о чем бы тогда мечтали..

Придумывание рассказа-фильма по четверостишию.

Фильм мы видим, слышим, сопереживаем героям. Вот и рассказ должен быть составлен так, чтобы мы могли увидеть героя, услышать его, почувствовать, что он переживает, ну и, конечно, помочь ему.

«Жил у нас проказник -кот, Много было с ним хлопот, А как выгнали кота, Поселилась скукота…»

Творческий рассказ с элементами драматизации «О чем думает рыболов».

Данному занятию предшествует тема «Пресноводные рыбы». Дети рассматривают картинки рыб, обитающих в прудах и реках нашего края. Как можно приготовить рыбу для еды: засолить, замариновать, засушить, сварить, закоптить, поджарить, сделать из нее фарш для котлет. Дети выбирают себе запомнившуюся картинку рыбы, логопед просит каждого запомнить фразу о его рыбке: «карась вкусный жареный с хрустящей корочкой, толстолобик маринованный хорош, из окуня и щуки уха вкусная, ароматная; леща лучше засушить, из налима можно приготовить много вкусных блюд, из амура котлеты такие нежные -во рту тают, сом копченый- просто объеденье.

Фрагмент занятия «О чем думает рыболов?»

- Мы сегодня пойдем с вами на рыбалку! Что нужно взять с собой? Как называется человек, который ловит рыбу? Пока мы идем на речку, подумаем, как можно распорядиться пойманной рыбой? Ну вот и речка (обруч). Сядем на бережок, закинем удочку. Вспомните, из какой сказки герой приговаривал: «Ловись рыбка мала и велика..» Каждый рыболов в душе фантазер. Ему очень хочется поймать рыбу. О чем думает рыболов, когда сидит на берегу?

Варианты ответов: « Сижу я как-то на речке, ловлю рыбу и думаю: если поймаю карася, отнесу маме, пусть поджарит. Люблю карася с хрустящей корочкой! Если поймаю щуку, отдам деду, пусть погордится мной. А бабушка сварит из нее уху. Уха из щуки вкусная, ароматная! Ну, а если поймаю красноперку, отдам коту Ваське, пусть полакомится!»

Познание - это важнейшее приключение в жизни, самая важная, интересная и развивающая игра на свете. И взрослые, и дети должны получать удовольствие в процессе обучения.

Принятие ребенка как полноценного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно-образовательной деятельности, то есть совместное творчество является наиболее продуктивным и результативным.

Используемая литература:

  1. Ткаченко Т.А. «Обучение детей рассказыванию методом моделирования»
  2. Ефименкова Л.Н. «Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности»
  3. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития»
  4. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей»
  5. Юдин Г. «Букваренок»

Щеблыкина В.Л.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.