Подготовительная группа ОНР-III.
Цель: Дифференциация [ш]-[ж] в словах и предложениях
Задачи:
- Уточнение произношения [ш]-[ж] в словах и предложениях.
- Формирование фонематических представлений о звуках [ш]-[ж].
- Дальнейшее развитие фонематического анализа и синтеза.
- Уточнение и активизация словаря.
- Упражнение детей в практическом употреблении падежных окончаний.
- Формирование понятия о родовой принадлежности.
- Формирование чувства взаимопомощи, умения слушать педагога и товарищей.
- Дальнейшее развитие произвольности речи, слухового и зрительного внимания и памяти.
Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха.
I. Организационный момент.
Знакомство с гостями.
- В гости пришла и собачка Жучка (мягкая игрушка).
- Что Жучка делать будет?
- Смотреть и слушать.
II. Игра с мячом. «Назовите гласные звуки».
Учитель-логопед называет слова, а дети — гласные звуки.
- Что буду делать я?
- Говорить слова.
- А вы?
- Называть гласные звуки.
- Что общего в произношении гласных звуков?
- У нас во рту нет преграды.
ЖИРАФ — Ы-А
КОШКА — О-А
РЕЖУТ — Э-У
ЖУЧОК — У-О
ЖАДИНА — А-И-А
ШИПОВНИК — Ы-О-И
ШКОЛНИКИ — О-И-И
III. Сравнительная характеристика [ш]-[ж] по артикуляционно-акустическим свойствам.
- Какие согласные звуки мы учимся различать?
- Чем они отличаются друг от друга?
- -[ш] – глухой
- -[ж] – звонкий
- Чем они похожи?
- Во рту одинаковая преграда. Согласные, твердые.
IV. Игра «Чьи ушки лучше слышат?»
Учитель-логопед называет слова со звуками [ш]-[ж], а дети поднимают руку, только когда слышат [ж]. Во время игры глаза детей закрыты.
V. Игра «Кто больше вспомнит слов».
Дети разбились на две команды. Одна вспоминает слова со звуком [ж], а другие [ш]
Используются цветные фишки, чтобы побуждать детей подбирать разные части речи, не только существительные.
- Красная фишка — слова-предметы.
- Зеленая фишка — слова-признаки.
- Синяя фишка — слова-действия.
- Желтая фишка — остальные части речи (наречия,причастия, числительные, местоимения).
Логопед своими вопросами побуждает детей образовывать родственные слова:
Назови ласково.
- Если предмет сделан из железа, то он какой? Железный.
- Платье из шелка какое? Шелковое.
- Пчела жужжит. А если недолго? Пожужжит. А если только начала жужжать? Зажужжала.
Подведение итогов.
- Что вы вспоминали? (мы вспоминали слова)
VI. Игра «Парочки».
Например:
- я нашел жука
- } парочка не получилась
- я нашел шапку
- я нашла двух жирафов. Парочка получилась.
VII. В конце игры прошу выбрать понравившиеся картинки и придумать предложения.
- Чье предложение самое длинное? Самое интересное? Что вы придумывали? (Предложения)
VIII. Игра «Лото».
Дети поочередно выступают в роли ведущих.
- Чей жук?
- Мой жук. В слове жук я слышу звук [ж]. Он стоит на первом месте. Закрываю жука жуком.
- Чья пушка?
- Моя пушка. В слове пушка я слышу звук [ш]. Он стоит на третьем месте. Закрываю пушку пушкой.
В конце игры прошу рассортировать свои картинки [ш] [ж]. Игра называется «Молчанка». Кто быстрее? Взаимопроверка.
IX. — Я буду говорить слова, в которых все звуки поссорились. Помирите их и отгадайте слово.
Например: ж-а-б-а — жаба. Затем дети сами «загадывают» слова друг другу.
X. Итоги занятия.
- Какие звуки учились различать?
XI. Чтобы выйти из кабинета, Жучка прости назвать пароль. (скороговорки на [ш] [ж]) и дает призы.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв. категории
ГБДОУ №73 кировского района,
г. Санкт-Петербург