Применение информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда

Описание информационно-коммуникационных технологий используемых в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В статье изложено применение данных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Применение ИКТ в работе учителя-логопеда

Компьбтерные технологии в логопедической практикеВ настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования информационно-развивающих технологий в своей практике.

Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование, прежде всего, дает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний. Компьютер служит развивающим средством ребенка и входит в его жизнь через игру, художественную деятельность.

Интерактивные средства обучения, такие как интерактивные доски, столы, компьютеры, становятся отличными помощниками в диагностике развития детей: внимания, памяти, мышления, речи, навыков учебной деятельности и т.д. Это активизирует познавательную активность детей, расширит их кругозор, повысит общую культуру родителей в вопросах воспитания, обеспечит координацию усилий всех участников воспитательного процесса. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.

В нашем детском саду мы используем разнообразное оборудование: компьютеры, интерактивные доски и интерактивные логопедические столы «Logo», сенсорный настенный коррекционно-развивающий логопедический комплекс Logo 7, видео и фотокамера и т. д.

В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивный стол. Использование интерактивного стола помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с детьми.

На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи.

Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента. В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ.

Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по лексическим темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое. Физкультминутку для обучающихся тоже может провести компьютер.

Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка. Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).

При организации совместной организованной деятельности (занятиях по обучению грамоте) ИКТ могут быть использованы в начале занятия для обозначения темы, создания проблемной ситуации.

Презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты могут сопровождать объяснение учебного материала.

ИКТ могут выступать как информационно-обучающее пособие, могут использоваться для контроля усвоения материала детьми.

Наличие компьютера в кабинете позволяет использовать в работе с детьми разные компьютерные программы:

«Игры для Тигры»

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи. В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение.

«Учимся говорить правильно»

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а так — же для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Предлагаемые игровые задания и упражнения с использованием графических объектов, звуков и букв помогут формированию активного словаря, развитию навыков словообразования, памяти, обогащению связной речи. Содержание тренинговых заданий основано на интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

«Логопедические тренажёры»

На развитие фонематических процессов, лексики и грамматики, формирование орфографической зоркости, развитие памяти и внимания.

«Логопедические пазлы»

Упражнения по коррекции дисграфии, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза. Интерактивные тренажёры которые способствуют развитию познавательной сферы, памяти,

«Логопедическое обследование детей» В.М. Акименко

- помогает проводить логопедическое обследование по основным речевым разделам. Каждый раздел состоит из ряда заданий, содержащих как инструкции для педагога, так и задания, картинки и звуковые фрагменты для детей. После выполнения каждого задания ребёнком специалист может ввести собственные комментарии к каждому упражнению и оценить его выполнение.

Использование компьютерных технологий в коррекционно- развивающей работе с педагогами позволяет в короткий срок найти необходимую информацию, поделиться ею с педагогами, подготовить наглядный материал для участия в педсоветах, конференциях, семинарах.

Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями. При помощи электронного оборудования можно подготовить и провести родительское собрание или консультацию в нетрадиционной форме, показать презентацию, видеозаписи занятий с детьми, записать на диск игры и задания для занятий дома и т. д. Для связи с родителями используется сайт детского сада, на котором есть страничка учителя-логопеда.

В методической работе компьютер просто незаменим. С помощью информационно-коммуникационных технологий осуществляется сохранение информации, для выполнения расчётов, построение диаграмм, графиков, оформление документации, стендовой информации. Интернет позволяет найти ответ на любой вопрос, послать письмо по электронной почте, обменяться информацией, принять участие в обсуждениях острых проблем с коллегами, повысить свой методический уровень, участвовать в конкурсах. Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчает деятельность учителя-логопеда

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Учитель-логопед
Валиуллина Альфиза Амерхановна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР Сборник словесных дидактических игр на развитие словообразования у детей с ОНР
Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.