Психология усвоения чтения

Статья ‘Психология усвоения чтения’ написана мной в процессе работы в аспирантуре при кафедре теории языка РГПУ им. А.И.Герццена (направление психолингвистика). Будет интересна специалистам, обучающим детей чтению.

Как воспитать у ребенка интерес к чтениюЧтение как вид деятельности можно определить двояко: как вид декорирования графической /буквенной/ модели слова в устноязыковую форму и как процесс понимания письменных сообщений (Эльконин Д.Б. 1976, 1989). Наибольший интерес в трактовке процесса чтения представляет адаптивный и коммуникативный аспект этого навыка, чему в большинстве разработок не уделяется должного внимания.

Процесс декодирования при обучении чтению аналитико-синтетическим методом на начальном этапе обучения включает в себя несколько этапов: определение букво-звуковых соответствий, слогослияние, воссоздание звукового облика целого слова. При этом основные трудности связаны со вторым и третьим этапами. И успешная реализация второго этапа обеспечивает осуществление третьего.

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного текста. При обучении по современной методике это в значительной степени связано с тем, что в соответствии с программой в букварный период материал для чтения подобран в расчете на формирование техники чтения и в смысловом отношении чрезвычайно беден. Предлагаемые фразы и короткие тексты не содержат для ребенка никакой новой или в какой-то степени интересной информации.

Возможен и другой подход. При нем, с первых шагов обучения дети читают фразы, а позже и короткие тексты, содержащие какую-либо логическую задачу или вопрос, требующие осмысления и последующего ответа. Или в тексте /предложении/ есть некоторое логическое несоответствие, которое необходимо обнаружить. /напр. У И.Э.Постоловского, М.И.Оморокова/.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию.

Егоров Т.Г. выделял следующие ступени овладения чтением:

  1. овладение звуко-буквенными обозначениями;
  2. послоговое чтение;
  3. ступень становления синтетических приемов чтения;
  4. ступень синтетического чтения.

Зарубежные исследователи выделяют некоторую модель чтения:

  • логографическое чтение;
  • альфабетическое чтение;
  • ортографическое чтение.

Логографическое чтение – на определенном, начальном этапе обучения чтению, от методики обучения. Характерно запоминание слов в виде целостного образа, глобальное, прямое соотнесение этого образа с предметом или картинкой.

На втором этапе: альфабетическое чтение – дети кодируют графическое слово на основе букво-звуковых соответствий, т.е. побуквенно. Иногда внешне оно может выглядеть как слоговое, но детальный анализ обнаруживает, что первично опознаются отдельные звуки, а затем происходит процесс слогослияния. Основным психологическим содержанием этого этапа является усвоение звуко-буквенной символики.

Этап ортографического чтения характеризуется переходом от побуквенной декодировки к опознанию сразу группы букв. Он имеет ключевое значение в процессе овладения чтением. Основные трудности у детей также возникают на этом этапе.

Центральное место здесь занимает слогослияние. В чтении оптимальной единицей анализа является «оперативная единица», т.е. то максимально количество знаков, которое опознается при чтении одномоментно и, т.о. является минимальной информационной единицей в процессе хранения /в оперативной памяти/ и обработки информации.

Слогослияние – единица и операция прежде всего гностическая, а затем артикуляционная, его сущность двойственная. С одной стороны это языковая операция перехода от изолированного звучания фонемы к оппозиционному ее произнесению с учетом стоящих рядом звуков. С другой стороны – это операция сукцессивно-симультанной трансформации ряда дискретных единиц /букв. Это означает, что два или несколько знаков опознаются как одна значащая единица /слог, морфема, слово, группа слов/. Именно поэтому ребенку сложно перестроится на слитное/позиционное/произношение, если опознание произошло побуквенно. В таких случаях нередко наблюдается так называемое «двойное чтение»: про себя ребенок прошептывает слово побуквенно , вслух читает по слогам или целым словом.

А.Н.Корнев разработал некоторую теорию, основанную на учении Н.А.Бернштейна /1947/ об уровневом принципе формирования навыков. Мы не прводим теоретическое обоснование теории, рассмотрим только схему отработки навыка чтения:

  • буквы (сначала гласные, потом соглсные);
  • слоги типа СГ т ГС (напр. «ма», «ам»);
  • слоги типа СГС (напр. «лат», «мак»);
  • слоги/слова типа ССГ и ГСС (напр. «сто», «арк»);
  • двусложные слова типа СГСГ и ГССГ (напр. «рука», «ямка»);
  • слоги/слова типа ССГС и СГСС («стук», «верх»);
  • двухсложные слова типа СГСГ и СГССГ («топор», «корка»);
  • слоги/слова типа ГССС («омск»);
  • трехсложные слова типа СГСГСГ и СГСГСГС («молоко», «молоток»);
  • трехсложные слова СГССГССГ («перчатки») и ССГССГСГ («простыня»).

Основным признаком того, что чтение данной модели /типа слогов, слов автоматизировано, является их опознание с одного взгляда, одномоментно (симультанно), а не последовательно (сукцессивно). Зафиксировать это проще всего по времени затраченному на опознание слов.

Процесс понимания прочитанного изучен гораздо хуже, чем процесс декодирования. По наблюдениям исследователей качество понимания прочитанного не всегда коррелирует с техникой чтения. Иногда дети читающие быстро, допускают много ошибок, но хорошо понимают содержание прочитанного. И наоборот, дети, читающие медленнее, допускают меньше ошибок, но плохо понимают содержание прочитанного текста.

Камфорович Ю.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.