Материал ориентирован на логопедов , педагогов учителей и родителей. В статье затронута проблема преобладающего вида дисграфии у школьников — дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и упомянута актуальность работы над слоговым синтезом и анализом. В публикации представлены примеры упражнений и заданий для профилактики и коррекции пропусков на письме и ошибок слоговой структуры слов.
Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.
К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез , анализ , сравнение, классификация.
Развитие языкового синтеза как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы.
Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.
Слоговой синтез: этапы работы.
На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги.
В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент.
Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).
Следующий способ — прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен).
Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.
Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.
Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.
1. «Половинки».
Найди части слов, соедини слоги и запиши:
ды |
сос |
ла |
па |
на |
ра |
за |
бор |
нок |
пла |
ток |
зво |
2. «Морской бой».
По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.
Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1
А | Б | В | |
1 |
ма | нас | зи |
2 |
пи | ла |
ту |
3 |
бе | я |
ла |
3. «Абракадабра».
В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши.
ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.
4. «Собери слово».
Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.
та, во, ро — …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал — …
лод, хо -…
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та — …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…
5. Найди слог, вставь недостающие слоги.
Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на
6. «Сложи слова».
Сделай из двух слов одно (дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки
7. «Примеры».
Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о
Сок-к+ночи-но+ня+ет
Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
8. «Слоговой зигзаг».
Прочти по стрелкам предложение.
9. Сложи по заданным слогам.
Сложи 1-ые слоги:
Дорога машина
Богатый лопата топить
Листик товары падчерица
Клевать ночевать выйди
Думать ботинок выйду
Сложи 2-е слоги:
еда свеча
намочил горе
попона огород удача
догонял получил глубина
узоры кололи пустой
Сложи 3-и слоги:
петухи этажи седина
талия непогода парады
брусника саранча лечили
Сложи
2 слог 1 слог 3 слог
Гроза платок намекать
2слог 3слог 3слог
напугать березы подарили
![]() |
Суслова Ольга Владимировна, учитель-логопед ГБОУ № 120 Выборгского района, г. Санкт Петербург |