В последние годы увеличился показатель количества детей с нарушениями речи. По статистическим данным Московского центра оценки качества образования, больше 40% детей, оказались не готовы к обучению в школе на 2017 год. Нарушение письменной речи является причиной неуспеваемости младших школьников в 20% случаях. Каждый пятый ребенок нуждается в помощи логопеда.
Изучая и анализируя научную литературу, методические разработки классиков и современников (А.Р. Лурия, С.С. Мнухин, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, О.В. Елецкая и др.) по выявлению и профилактики нарушений письменной речи, определено, что отсутствует единая точка зрения относительно отдельных понятий и методик, что обусловлено индивидуальными особенностями проявления оптической дисграфии.
В связи с этим проблема изучения и профилактика нарушения письменной речи у школьников начальных классов в настоящее время остается одной из самой актуальной, что требует поиска все новых решений.
Нами была поставлена цель: исследовать состояние устной речи, ряд невербальных программ, обеспечивающих письмо, разработать и внедрить в коррекционный процесс программу для профилактики оптической дисграфии у учащихся начальной школы, и тем самым добиться в ходе эксперимента положительной динамики.
Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта
В последние годы увеличился показатель количества детей с нарушениями речи. По статистическим данным Московского центра оценки качества образования, больше 40% детей, оказались не готовы к обучению в школе на 2017 год. Нарушение письменной речи является причиной неуспеваемости младших школьников в 20% случаях.
Каждый пятый ребенок нуждается в помощи логопеда.
Изучая и анализируя научную литературу, методические разработки классиков и современников (А.Р. Лурия, С.С. Мнухин, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, М.Е. Хватцев, Р.И. Лалаева, О.В. Елецкая и др.) по выявлению и профилактики нарушений письменной речи, определено, что отсутствует единая точка зрения относительно отдельных понятий и методик, что обусловлено индивидуальными особенностями проявления оптической дисграфии.
В связи с этим проблема изучения и профилактика нарушения письменной речи у школьников начальных классов в настоящее время остается одной из самой актуальной, что требует поиска все новых решений.
Нами была поставлена цель: исследовать состояние устной речи, ряд невербальных программ, обеспечивающих письмо, разработать и внедрить в коррекционный процесс программу для профилактики оптической дисграфии у учащихся начальной школы, и тем самым добиться в ходе эксперимента положительной динамики.
Одной из главных проблем построения логопедической работы в условиях школьного логопедического пункта с такими детьми, является отсутствие специализированной, валидной диагностики с критериальной шкалой по выявлению оптической формы дисграфии у младших школьников.
Отсюда мы предположили, что изучение особенностей речевого развития первоклассников, выявление учащихся, составляющих «группу риска» по возникновению нарушения письменной речи, проведение превентивной логопедической работы с такими детьми позволит предупредить возникновение нарушение письма у учащихся данной категории.
Письмо, как сложный процесс, включает многоуровневую структуру, где задействованы речемыслительные, зрительные и кинетические операции. Данный процесс у взрослого человека носит свернутый, сжатый характер, а при формировании навыка письма у детей, имеющееся действие проходит в поэтапном, более детальном виде.
Для правильного формирования и овладения навыком письма должны соблюдаться основные условия, к ним относятся:
1) не нарушенный интеллект, сохранный слух и зрение;
2) соответствующий возрастной норме уровень сформированности всех компонентов устной речи (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи);
3) достаточный уровень развития концентрации, переключения внимания, объема памяти, пространственных и временных представлений;
4) Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза должно соответствовать возрастной норме;
5) готовность руки к письму, т.е. не нарушена зрительно – моторная координация.
Непростой задачей для ученика начальных классов является анализ и сравнение букв, следовательно, появляются сложности в воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. С движением руки при письме одновременно осуществляется и кинестетический контроль, который подкрепляется зрительным, т. е. чтением написанного.
На констатирующем этапе эксперимента нами была разработана емкая, простая в понимании и реализации комплексная диагностика по выявлению оптической дисграфии у учащихся начальной школы.
Диагностический материал составлен на основе систематизации авторских работ «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» Фотековой Т.А. и «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников» Т.В. Ахутиной , О.Б. Иншаковой.
Уровень состояния письменной речи определялся согласно методике Л.Р. Лизуновой, а диагностические задания вошли из сборников О.В. Елецкой и О.Б. Иншаковой.
В констатирующем эксперименте на выявление оптической дисграфии принимали участие 25 детей первых классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 4» города Волжска, Республики Марий Эл. В экспериментальную группу вошли 16 мальчиков и 9 девочек, также следует отметить, что состав группы идентичен, в нее входят дети без особенностей развития, согласно личным делам и медицинской документации.
Как показало диагностическое исследование 40 % учащихся вошли в «группу риска» по предрасположенности к возникновению оптической дисграфии. Наиболее частые ошибки при выполнении заданий: зеркальное написание букв, смешение букв по кинетическому сходству, добавление лишних элементов, пропуски букв, ошибки на уровне оптико – пространственных представлений.
Полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента, а в частности выявление компонентов оптической дисграфии, позволили определить основу комплекса превентивной логопедической работы, разработанного с целью профилактики оптической дисграфии у учащихся начальной школы, основой программы послужили работы Е.В. Мазановой, О.С. Яцель, Е.Н. Юрьевой.
Профилактическая работа велась по двум направлениям.
На первом этапе проводилось развитие неречевых процессов, а именно:
1) развитие у учащихся зрительного восприятия и узнавания предметов (гнозиса)-восприятия цвета, формы, размера и величины;
2) развитие зрительного анализа и синтеза;
3) уточнение и расширение объема зрительной памяти (мнезис)-формы предметов, цвета, последовательности и количества предметов (геометрические фигуры);
4) формирование пространственных восприятий и представлений-ориентировка по отношению себя, дифференциация правых и левых частей предмета, расположение предметов в плоскости по отношению к другим, ориентировка в окружающем пространстве;
5) формирование и развитие речевых средств, отражающих зрительно – пространственные отношения;
6) развитие зрительно – моторной координации.
Второе направление отражало работу по дифференциации графически сходных букв:
1) развитие буквенного гнозиса и мнезиса – развитие восприятия и запоминания цвета, формы, величины и элементов букв; дифференциация расположения элементов букв; развитие запоминания и последовательности сходных по графическому написанию букв;
2) уточнение и закрепление связей между звуком и его графическим изображением на письме;
3) развитие навыков звукового анализа и синтеза – закрепление знаний о гласных и согласных звуках, упражнения в различении звуков,
4) дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв по оптическому и акустическому сходству.
Превентивная логопедическая работа с «группой риска» проводилась 3 раза в неделю, минуя учебный процесс, общее количество проведенных занятий — 18,из них 6 индивидуальных и 12 фронтальных.
Продолжительность занятия группового – 40 мин, а индивидуального – 25 мин. Программа рассчитана на 64 часа.
Данной Программой предусмотрено два раза в год проведение проверочных работ с целью закрепления полученных навыков.
Проведенная работа позволила улучшить на 70 % показатели письменной речи в ходе контрольного эксперимента детей «группы риска» по предрасположенности к возникновению оптической дисграфии.
Таким образом, в ходе проведения эксперимента нами была достигнута цель – и мы получили положительную динамику при проведении профилактических занятий на устранение оптической дисграфии школьников 8 года жизни, следовательно выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, что изучение особенностей речевого развития первоклассников, выявление детей, составляющих «группу риска» по возникновению нарушения письменной речи, проведение превентивной логопедической работы с такими детьми позволяет предупредить возникновение нарушение письма у детей данной категории.
Список используемой литературы:
1. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Современные подходы к диагностике коррекции речевых расстройств / М.Г. Храковская. – М.:. АСТ Астрель, 2001. – С.195-213.
2. Иншакова, О.Б. Изменение способа анализа ошибок письма при дисграфии у младших школьников. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. // Г.В. Чиркина, Е.В. Оганесян, М.Н. Русецкой. – М.: Московский социально-гуманитарный институт, 2004. – С.99-105.
3. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – М.: Союз СПб, 2001. – 219 с.
4. Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – М.6 Издательский центр «Академия», 2002. — 347 с.
5. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.
6. Юрьева, Е.Н. Преодоление оптической дисграфии. Профилактические игры для детей 5-8 лет / Е.Н. Юрьева. – М.: Гном, 2013. – 24 с.
Е.В. Федосеева,
учитель-логопед