Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста через игровые упражнения

Формирование фонематических процессов у детей дошкольного возраста через игровые упражнения

Фонематический слухВ настоящее время всё большее количество детей, поступающих в общеобразовательные школы, имеют речевые нарушения. Наличие пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико – грамматической стороны речи, определяет низкий уровень усвоения учебного материала.

Возникающие нарушения в ходе формирования фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи приводит в младшем школьном возрасте к нарушениям чтения и письма. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой.

Как отмечает Ткаченко Т.А. «Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.» «Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократными повторениями. Он не прост для детей – они ещё очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элемент игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными».

Колесникова Е.В. в своей авторской программе «От звука к букве» отмечает, что дети в возрасте 4-5 лет наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка, «это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность».

Изучив опыт работы других логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, методические рекомендации Т.А. Ткаченко, И.С. Лопухиной пришла к выводу, что использование вспомогательных средств, зрительных символов, игр, игровых упражнений, вспомогательных средств, нетрадиционных форм и методов работы с детьми улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму.

В ходе работы с детьми с проблемами речевого развития обратила внимание на трудность по ознакомлению со звуками – гласными и согласными, ошибки при выделении звука в слове, неумение произвести звуковой анализ слогов, а значит и в формировании фонематического восприятия.

Применение игр, игровых упражнений и зрительных символов на занятиях и вне занятий является эффективным коррекционным средством, так как помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку наглядный материал у них усваивается лучше вербального.

Таким образом, актуальность выбранной темы позволили мне сформулировать цель деятельности: формирование у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха и навыков звуковой аналитико – синтетической деятельности через применение игровых технологий.

Достижение поставленной цели осуществлялось при решении следующих задач:

- изучить научную, методическую литературу, нормативные документы по данной теме;

- разработать целостную модель организации развития фонематических процессов в структуре преодоления общего недоразвития речи в соответствии с коррекционной программой обучения в ДОУ

- внедрить эффективные методы работы по развитию фонематических процессов, используя игровые технологии;

- создать коррекционно – развивающую среду для развития звуковой аналитико-синтетической деятельности детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии: учитель-логопед – воспитатель – родители.

- разработать диагностический инструментарий для проведения мониторинга.

Объект деятельности: процесс развития фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: игры и игровые упражнения как средство развития фонематических процессов.

Работа по реализации поставленных задач велась по трём направлениям, взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений: дети (воспитанники), родители, (законные представители), педагоги, что соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 272 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2), вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.

Содержание работы с детьми

Цель: осуществлять последовательную работу с детьми по развитию фонематического слуха и овладению навыками звукового анализа и синтеза с использованием игр, игровых упражнений и зрительных символов.

Задачи:

  • использовать практический материал (игры, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко-буквенного анализа) звучащие игрушки, игры и звукоподражание;
  • добиться стойких и положительных результатов в овладении навыками звукового анализа и синтеза через использование символов;
  • познакомить детей с графическим способом представления знаний и умений;
  • скорректировать речь детей до возрастной нормы;
  • научить детей давать качественную характеристику звукам с помощью зрительных символов;
  • добиться умения ориентироваться в звуковой структуре слова;
  • совершенствовать зрительное восприятие и внимание;
  • систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с индивидуальными программами;
  •  формировать память детей на символы.

Формы и методы работы с детьми

1. Выявление индивидуальных психофизических и возрастныхособенностей каждого ребёнка для определения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

2. Диагностирование и обследование детей. По итогам полной диагностики составляется общая картина развития каждого ребёнка. Это помогает спланировать и организовать индивидуальную работу с детьми и в дальнейшем отследить результаты проведённой работы.

3. Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком по закреплению достигнутых на логопедических занятиях результатов с использованием игр и игровых упражнений, символов. В ходе занятий закрепляется правильное произношение звуков, умение давать им характеристику с использованием символов, формируется навык овладения звуковым анализом и синтезом, дети учатся определять позицию звука в слове, формируется фонематическое восприятие, память, внимание.

Картинки – символы звуков вызывают у детей запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

4. Предоставить детям систему игр и упражнений со звуками, которые помогут в проведении работы по подготовке детей к обучению грамоте. Эти игры и упражнения провожу с использованием символики. Это помогает детям дифференцировать звуки, давать характеристику гласным и согласным звукам, определить место звука в слове, выбрать заданный звук и подобрать слова с заданным звуком.

С целью расширения и закрепления новых знаний и умений оформила ряд дидактических игр и пособий:

  • картотеки (загадки, пальчиковые игры, чистоговорки, карточки артикуляционных упражнений т.д.;
  • игры («Логопедическая ромашка», «Звуковая полянка», «Звуковое пианино», «Составь слово по первым звукам»,
  • методическое оснащение: (звуковые линейки № 1 и № 2, схемы слогов, зрительные символы и др.);

5. Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком по закреплению достигнутых на логопедических занятиях результатов с использованием игр. игровых упражнений. символов.

Работа с педагогами

Цель: Формировать мотивацию у воспитателей по овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, по снятию речевых дефектов через использование игр. игровых упражнений и карточек символов.

В работе с воспитателями решала следующие задачи:

1. Приобщение педагогов к использованию в своей работе с детьми игр, упражнений и карточек символов, как средство для развития фонематического восприятия.

2. Обучение педагогов по использованию игр, упражнений, символов для развития у дошкольников фонематического восприятия в ходе занятий, в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в свободной деятельности.

3. Обсуждение с педагогами результатов работы с детьми при использовании карточек символов, игр, упражнений по развитию фонематического восприятия.

4. Помочь воспитателям в организации полноценной речевой среды.

Формы и методы работы с педагогами.

Цель:

  • Познакомить воспитателей с нарушениями речи и помочь овладеть практическими навыками и приёмами их коррекции в ходе семинаров-практикумов по темам: «Знакомство с органами речи», «Развитие моторики артикуляционного аппарата», «Дыхательная гимнастика», «Использование речевых игр и зрительной символики в работе с детьми с проблемами речевого развития». знакомить с рекомендациями, данными для коррекционной работы с детьми в ходе индивидуальных консультаций. например, таких как «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием зрительных символов». «Развитие связной речи с помощью мнемотаблиц».
  • Обсуждение характеристик детей, направленных на городское ПМПК.
  • Предложить практический материал (игр, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко-буквенного анализа: звучащие игрушки, игры на звукопроизношение).
  • Знакомить педагогов с использование метода наглядного моделирования (работа с символами) при коррекции речи детей. Алгоритм семинар-практикума по теме: «Использование метода наглядного моделирования как эффективного коррекционного средства при работе с дошкольниками».
  • Обсуждение в ходе педагогических часов темы «Артикуляционные упражнения с движениями пальцев рук», «Развитие речевого дыхания», «Формирование речевого голоса, воспитание интонационной выразительности посредством игровых упражнений».

Результативность

  • Воспитатели овладели теоретическими и практическими умениями и навыками по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа через использование игр, игровых упражнений и символов;
  • Знакомятся с новинками литературы, повышают профессиональный уровень.
  • Грамотно пополняют речевой центр новыми играми по развитию фонематического слуха. играми по работе над звуками с элементами моделирования и использования символов.
  • Воспитатели используют рекомендации, данные логопедом по развитию фонематического слуха, автоматизации звуков с использованием игр, карточек-символов звуков в индивидуальной работе с детьми, в ходе НОД и режимных моментов.
  • У воспитателей появился интерес к совместной коррекционной работе с детьми, осуществляемой исходя из заданий логопеда.

Работа с родителями

Цель: Вызвать интерес у родителей в оказании помощи детям, нуждающихся в коррекционной работе, по формированию фонематического восприятия через игры, игровые упражнения и зрительные символы.

Задачи:

1. Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений и зрительных символов, в условиях семьи.

2. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

3. Привлечь родителей к оказанию необходимой помощи в подготовке дидактического и наглядного материала.

Формы работы с родителями

Совместно с воспитателями устанавливаю взаимосвязь между педагогами и родителями. С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы работы.

Консультация по вопросам обучения и воспитания дают возможность установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по формированию фонетического восприятия, правильного звукопроизношения через игры и игровые упражнения. Мною разработаны такие консультации: «Играем с детьми дома», «В мире звуков».

Информационный стенд дают информационный материал по проблеме формирования правильного звукопроизношения у дошкольников. Например, «Знакомство с органами речи», «Игры и игровые упражнения для вызывания звуков Р, Рь», «Развитие ощущений от движения органов артикуляции» и т.д.

Выступление на родительских собраниях. В ходе данных выступлений знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в коррекционной работе с детьми. Например, «Характеристика детей с ОНР». Знакомлю родителей с индивидуальным планом коррекционной работы, составленными на каждого ребёнка.

Практикумы для родителей помогают научить родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребёнком дома в игровой форме, знакомят с видами работ по развитию движений пальцев рук, органов артикуляции. Например, «Пальцы помогают говорить», «Развитие моторики артикуляционного аппарата», «Готовим руку к письму».

Участвуя в работе родительского клуба даю консультации о методах и приёмах работы с детьми по формированию правильного звукопроизношения, обучаю практическим приёмам, показываю занятия с детьми, что позволяет сформировать более высокий уровень знаний родителей о работе над звукопроизношением. Родители учатся проведению пальчиковой гимнастики, упражнениям для губ и языка. В рамках данного клуба проводятся консультации: «Ребёнок плохо говорит. Почему? Что делать?», «Развитие фонематического восприятия», «Развитие пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи».

Такая форма работы позволяет обучить большее количество родителей, заинтересовать их существующими проблемами речевого развития их детей, помочь им выстроить индивидуальные планы коррекционной в условиях семьи.

Открытые занятия дают возможность родителям понять специфику занятий с детьми с проблемами речевого развития, овладеть практическими приёмами, задать вопросы по той или иной проблеме, выбрать средства и методы по формированию фонематического восприятия и коррекции фонетической стороны речи. Например, были проведены следующие занятия и в рамках «Дня открытых дверей» и в течении учебного года: «Звуки А, У», «Звук Т», «Звук О», «Звук А», «Звуки К, Т».

Результативность

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжает существовать. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается.

Изучение уровня состояния развития фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Цель: выявить уровень развития и степень нарушения фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Для определения степени нарушения Исследование фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основной принцип подбора материала: Принцип последовательного перехода от простого к сложному.

Методику исследования фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР адаптирована на основе методических рекомендаций авторов: Р.И. Лалаевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой.

Задачи: выявить умения детей:

- определять наличие определенного звука в словах (произнесенных другими, самим);

- определять местоположение звука в словах («слышать» заданный звук в начале, середине, конце слова);

- выполнять звуковой анализ слов (устанавливать количество звуков в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).

Результативность

Проведенный мониторинг показывает возможность и необходимость специальной работы над развитием фонематического восприятия. Она обеспечивает сознательное овладение дошкольниками звуковой культуры родного языка, что имеет большое значение для речевого и умственного развития, последующего обучения в школе.

Результаты мониторинга уровня развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о положительном влиянии коррекционного обучения, в центре которого была работа над развитием фонематического восприятия.

Выводы:

Таким образом, проведенная мной работа подтверждает, что фонематический анализ и синтез — это сложные мыслительные операции, которые у детей с ОНР появляются лишь в процессе специального обучения. Данная организованная система работы позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у данного контингента детей к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы.

Результаты работы подтверждают, что у старших дошкольников с ОНР благоприятное развитие фонематического восприятия будет проходить при следующих условиях если:

- будут разработаны критерии и показатели для определения уровней развития фонематического восприятия;

- будет разработана и использована игровая технология, включающая различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи.

Проведенная работа позволяет утверждать, что для развития фонематического восприятия и звуковой стороны слова в целом, наиболее эффективны такие методы, как:

  • словесные игры;
  • дидактические игры с игрушками на звукоподражание;
  •  игровые упражнения для развития или уточнения движения
  • артикуляционного аппарата, выработки определенных положений, способствующих правильной артикуляции звуков.
  • подвижные игры с текстом;
  • игры – драматизации;
  • чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, рассказы, стихи, сказки.

Игровую технологию следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение фонетической стороной речи носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. В результате реализации поставленных задач воспитательно-образовательный процесс перешел на более качественный уровень. повысилась роль всех участников воспитательно-образовательного процесса. Считаю, что данный опыт работы будет полезен многим педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи.

Библиографический список:

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для родителей, логопедов, воспитателей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 2016.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 2017. – 320с.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 2008. – 143с.

5. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних спец. пед. уч. заведений: В 2 тт. Т.IV Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова.- М.:Владос,2009. – с.41-51

6. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 304с.

7. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной. – М.:АРКТИ, 2005.

8. Мещерякова Л.В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников. // Логопед. – 2006. — №4. – с.42-47

9. Микляева Н.В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности: Дис…канд.пед.наук. – М.,2001. – 154с

10. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 2001. — №2. – с.56

11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 192 с.

12. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Дис…канд.пед.наук. – М., 2016. – 90с.

13. Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. – М.:Экономика, 1997. – 304 с.

14. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития. // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Л.И.Беляковой, О.Н.Усановой, С.Н.Шаховской. – М.: МГПИ, 2014. – с.3-12.

15. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР 6-го г.ж.: Дис…канд.пед.наук. – М.,2014.

16. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. Спб.:Питер, 1999.

17. Ушакова Т.Н. О механизмах детского словотворчества. // Вопросы психологии. – 2016. — №2. – с.62

18. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Дис…докт.пед.наук в форме научного доклада. – М.,2000.

Автор: учитель-логопед
Галимова А.Ф.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыка пересказа у младших школьников с задержкой психического развития
Трудно быть левшой Трудно быть левшой
Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста Мультиформатная площадка «Детский коучинг» как современный формат полноценного всестороннего развития детей раннего возраста
Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом Восстановление понятий о цветах у больных, перенесших инсульт и имеющих проблемы с цветовым гнозисом

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.