Мастер-класс для логопедов «Применение моторной программы в структуре логопедического занятия по коррекции звукопроизношения»

Аннотация: Статья посвящена применению логопедом моторного планирования на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения. Цель автоматизации звуков в движении — использование ребенком поставленного звука в бытовых условиях, а именно доведение звука до автоматизма в свободной речи, уход от «кабинетной речи».

Применение моторной программы в структуре логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

«Движение может заменить лекарство –
но, ни одно лекарство не заменит движения»
Ж.Тассо

«Человек может мыслить, сидя неподвижно.
Однако для закрепления мысли необходимо движение»
И. П. Павлов

Сейчас логопеды много говорят о нейропсихологии, успешно применяют приемы нейропсихологии в своей практике. Ученые всего мира называют XXI век-веком нейронаук. Педагогической практикой доказана целесообразность соединения нейронауки с другими науками, в данном случае с логопедией.

Положительное влияние нейропсихологии на коррекцию речи доказано в научных работах А.Р.Лурия, Л.С. Цветковой, Л.С. Выготского, Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, А.В. Семенович, А.Е. Соболевой. Авторами подчеркивается, что ни одна проблема не является изолированной. Речь является средством овладения любой психической операцией. Источниками речевого развития являются: сенсомоторные координации, ритмология и вокализация, обогащенная сенсорная среда, сформированные пространственные представления, постоянное активное коммуникативное взаимодействие ребенка с взрослым окружением.

Я тоже хочу коснуться этой темы, потому что дети с речевыми нарушениями имеют поражение или дисфункцию разных мозговых областей. В процессе дальнейшего развития головного мозга у детей возникают трудности в обучении. Поэтому детям с нарушением речевого развития, необходимо работать не только с «головой», но и всем телом.
Сегодня, мне бы хотелось представить применение моторного планирования в структуре моего логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на каждом этапе.

Для чего? Дело в том, что в основе успешного освоения навыков, которыми мы овладеваем в течение жизни, лежит двигательное планирование. Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, на языке нейропсихологии это явление называется ПРАКСИС. Умение говорить и писать это тоже навык, который формируется в движении, точнее в умении планировать движения. Говоря научным языком, нейронная связь, отвечающая за верное произнесение того или иного звука, должна быть настолько крепкой, чтобы мозг мог выполнять параллельно другую задачу, не «отвлекаясь» и не теряя этот навык. Если будет порядок и согласованность действий в крупной и мелкой моторики, то и с речью, её построением, формулированием мыслей проблем не будет.

Ну и наконец, согласитесь, гораздо интересней автоматизировать звук играючи, в движении, чем сидеть за столом и называть известные всем давным-давно карточки с картинками или чистоговорки. Именно поэтому мои занятия строятся в формате моторного планирования.

Цель автоматизации звуков в движении — использование ребенком поставленного звука в бытовых условиях, а именно доведение звука до автоматизма в свободной речи, уход от «кабинетной речи». Моторная программа строится по принципу «от простого к сложному» и принципу «системности». Мы переходим к автоматизации звука в движении только тогда, когда без дополнительной нагрузки и зрительной опоры ребенок может сделать артикуляционные упражнения или произнести звук легко.

Так, например, на подготовительном этапе мы выполняем артикуляционную гимнастику шагая по коврикам и одновременно выполняем упр «Качелька», когда этот навык достиг автоматизма, мы усложняем движение, например «выполни наоборот»- язык вверх, а руки опусти вниз. Играя «Пои-итом» одновременно двумя руками, мы выполняем упражнение «Лошадка» и т.п.

Во время автоматизации изолированного звука, опять же повторюсь, звук должен легко произноситься в статической позе, ребенок выполняет инструкцию логопеда: сначала отхлопай столько же, а потом прыгни на коврик, произнося закрепляемый звук, усложнить материал можно заданием: «хлопни на один больше или меньше» Здесь мы можем говорить о том, что ребенок переводит фокус внимания с правильного уклада на другую деятельность, когда ребенку необходимо не только контролировать произношение, но и распределить внимание на выполняемые движения.

сначала отхлопай столько же, а потом прыгни на коврик, произнося закрепляемый звук

Этап автоматизации в слогах и словах очень интересен для детей, потому что здесь мы играем в «твистер», ищем по стрелочкам клад, играем с мячом, прыгаем и т.д. при этом решаем задачи, направленные на развитие: ориентации в пространстве, слухоречевой памяти, слухового внимания, грамматического строя речи.

развитие: ориентации в пространстве, слухоречевой памяти, слухового  внимания, грамматического строя речи

Исходя из своего опыта работы, смело могу заявить, что этап дифференциации звуков происходит быстрее и эффективнее, если работа строится с применением моторной программы. Ведь во время произнесения звуков идет подкрепление позы языка движениями рук или всего тела. Например, дифференцируя звуки с-ш, дети, называя слог, показывают руками позу языка (вверх-низ), что существенно ускоряет процесс развития и коррекции звукопропроизношения.

Применение моторной программы в структуре логопедического занятия по коррекции звукопроизношения

Представленный мною подход на логопедических занятиях, значительно ускоряют процесс введения в речь закрепляемых звуков, благоприятно воздействуют на мозговые структуры, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, способствуют развитию познавательных процессов, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, улучшают сенсомоторный контроль и делают занятие по автоматизации звуков более интересным и продуктивным.

И так как речевая деятельность и артикуляционная моторика требует сложных механизмов контроля за органами речи до тех пор, пока эти умения не станут навыком, то внедрение моторной программы на логопедических занятиях существенно ускоряет процесс введения в речь закрепляемых звуков.

Список литературы:

1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Издательство В. Секачев, 2016.
2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.
3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.
4. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., МПСИ, 2017.

Учитель-логопед
Ткаченко Наталья Викторовна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Мастер-класс Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.