Использование инновационных технологий в логопедической практике

Аннотация: В статье обозначены инновационные технологии:
1. Здоровьесберегающие.
2. Алфавит телодвижений.
3. Сенсорно-кардинаторные тренажеры, которые являются перспективным средством корреционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

Использование инновационных технологий в логопедической практике

«Без стремления к новому нет жизни, нет
развития, нет прогресса.»
В. Г. Белинский

Инновационные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушенияСовременная логопедия находится в постоянном истинном поиске путей совершенствования и организации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Находясь на границе соприкосновения таких наук как педагогика, психология, медицина, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу учителя- логопеда. В логопедии эти методы нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых, проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

На современном этапе развития специального образования актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в развитии.

Стремление педагогов, в том числе учителей – логопедов, придать своей профессиональной деятельности инновационный характер, прежде всего, обусловлено переходом российского образования на позиции личностно – ориентированной педагогики. Учителя-логопеды, использующие инновации в коррекционно-педагогической работе, стремятся развивать у детей с нарушениями речи их индивидуальные способности, в том числе, языковую способность, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков.

Таким образом, инновационной логопедической технологией можно считать продуманную во всех деталях технологию, основанную на внедрении современных новых метолов и приёмов коррекционной работы, направленной на повышение её качества.

Специфика обучения детей с речевыми нарушениями исключает стандартный подход или методику, каждый ребёнок требует индивидуального подбора технологий работы, поэтому игры и упражнения необходимо сочетать и комбинировать в зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности.

Здоровьесберегающие технологии

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако, для закрепления мысли, необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

Алфавит телодвижений

«Алфавит телодвижений», разработанный С. И. Веневцевым, состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих позы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечные движения, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае, соединяются абстрактное представление буквы с мышечными нарушениями, благодаря чему, укрепляются условные связи в коре головного мозга и, впоследствии, легко воспроизводятся. Используя элементы данной технологии, возрастают показатели двигательной памяти и фонетического слуха.

Сенсорно-координационные тренажёры В.Ф. Базарного

Опыт показал, что занятия по подготовке к обучению грамоте эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор.

Кроме того, повышение эффективности восприятия и потенциала зрительной системы достигается за счёт построения многих этапов занятия в режиме подвижных объектов, например, при работе с «коромыслами». На них развешивается различный наглядный материал к занятию, а работа строится в зависимости от творчества учителя – логопеда. «Коромысла», во время работы должны находиться в движении, что достигается путём удара по ним указкой.

Всё это способствует развитию зрительно-моторной реакции.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика – содружественное взаимодействие руки и языка. Этот прием создает условие реабилитации детей с органическим поражением центральной нервной системы, с тяжелыми речевыми нарушениями такими как дизартрия, алалия, заикание.

Таким образом, инновационные технологии в деятельности учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Гнездова Н.А. Влияние средств арт-терапии на познавательно речевое развитие дошкольников [Электронный ресурс].
2. Жаринова М.М. Современные формы организации логопедической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс].
3. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. –М: ПАРАДИГМА, 2012. – С. 7-9.
4. Педагогические технологии [Электронный ресурс].
5. Шевцова Т.И., Хоменко Н.А. Взаимодействие специалистов логопедических групп по внедрению педагогики оздоровление дошкольников с ОНР [Электронный ресурс].
6. Ягудина С.Э. Арттерапия как средство укрепления эмоционального здоровья дошкольников [Электронный ресурс].

Светлана Георгиевна Косякова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.