Актуальные проблемы развития речи детей с нарушениями зрения

Аннотация: Данная статья посвящена изучению актуальных проблем развития речи детей с нарушениями зрения. Особое внимание акцентируется на этапах развития речи дошкольников с нарушениями зрения.

Ключевые слова: развитие речи, речь, речевые расстройства, нарушение зрения, дети с нарушениями зрения.

Abstract: This article is devoted to the study of topical problems of speech development of children with visual impairments. Special attention is focused on the stages of speech development of preschoolers with visual impairments.

Keywords: speech development, speech, speech disorders, visual impairment, children with visual impairments.

Актуальные проблемы развития речи детей с нарушениями зрения

нарушение зренияБольшую роль в логопедической работе играет проблема развития речи детей с нарушениями зрения. Нарушения речи широко распространены среди детей с нарушениями зрения, которые затрагивают почти все компоненты структуры речи. Степень и качество нарушения различных компонентов речи в разных группах детей с дефектами зрения различны. В России распространённость зрительных нарушений у детей составляет 17 на 10 тысяч детей. Лидирующее место в глазной заболеваемости занимает близорукость, которая занимает 80% косоглазие и амблиопия 9-10%.

Нарушения устной речи у слабовидящих детей следует рассматривать как сложный дефект, вызванный влиянием многих факторов, включая дефекты зрения и время их появления.

Е.С. Заика изучала развитие связной речи у детей с нарушениями зрения и пришла к выводу, что речевое поведение напрямую зависит от состояния зрения испытуемого. Она подчеркнула следующие недостатки связной речи, к которым относятся неспособность вычленить основную информацию, фрагментарность, отсутствие анализа событий в рассказе, отсутствие динамики, дети не знают, как использовать информацию [5].

Л.С. Волкова также обратила внимание на то, что патология зрительного анализатора создает серьезные проблемы в овладении речью и создает препятствия для детей в возможности сравнивать новые слова, которые они слышат, с объективной реальностью. Если нет конкретной идеи, ребенок обычно может правильно произносить слова, но значение этих слов полно словесных характеристик [4].

Л.С. Волкова выявила следующие особенности речи детей с нарушениями зрения: непонимание семантики слов, отсутствие развернутых высказываний. Кроме того, для детей данной категории характерно автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи. Эти дети употребляют слова, за которыми не скрывается никакого смысла, содержания, значение которых остается пустым [4].

Ю.С. Баринова исследовала некоторые особенности устной речи детей с нарушениями зрения. Она выявила, что при построении подробных рассказов дети сталкиваются с трудностями в определении логических связей между частями, они не могут выразить единую идею. В рассказе нередко повторяются одни и те же слова, в устной речи наблюдается многословность, а развернутые предложения отсутствуют, потому что прилагательные используются редко. Однако, дети часто используют местоимения в своей речи и ошибочно используют предложно-падежную форму имен существительных.

В рассказе нередко повторяются одни и те же слова, в устной речи отмечается многословность, отсутствие развернутых предложений, потому что имена прилагательные употребляются редко. Однако, дети обычно используют местоимения в своей речи и ошибочно используют предложно-падежную форму имен существительных. Устная речь детей с нарушениями зрения часто грамматически неверна. Существует особый порядок слов. Все важные слова находятся в начале предложения, что зависит от порядка, в котором формируются мысли ребенка, так как устная речь напрямую зависит от мыслительной деятельности [3].

Н.З. Абидова указала, что из-за нарушения зрения у детей страдает лексика и семантика речи, а из-за использования большого количества слов видны признаки формализма. Значение слов, используемых у детей с нарушениями зрения, имеет очень узкие границы, когда слово обозначает объект или только одно явление, или наоборот, когда слово имеет общее абстрактное понятие.

В устной речи детей с нарушениями зрения могут быть разрушены не только отдельные компоненты речи, но и отмечается системное расстройство устной речи. Компоненты речевого развития у детей данной категории имеют разную степень нарушения. В связи с этим, существует несколько уровней формирования речи и структуры речевых дефектов. Наиболее распространенным дефектом языка являются различные языковые ограничения [1].

Л.С. Волкова выделила четыре уровня сформированности речи у детей с нарушениями зрения.

Первый уровень. Речь не осуществляет коммуникативных функций, включает в себя отдельные слова, а также присутствует эхолалия, отсутствует анализ и синтез фонем.

Второй уровень. Пассивный и активный словарный запас детей с этим уровнем беден, понятие обобщения не развито, связная речь имеет аграмматичный характер, характерны множественные дефекты звукопроизношения.

Третий уровень. Словарный запас ограничен, детям с эти уровнем трудно использовать грамматические категории. У них нет возможности построить подробный рассказ, отмечается косноязычие. Анализ фонем не сформирован.

Четвертый уровень. У детей наблюдаются нарушения устной речи, которые выражаются только воспроизведением звука [4].

А.Х. Асланбекова, А.Н. Магомедова, А.М.Т. Эуриева рассмотрели одну особенность речи детей с нарушениями зрения: их устная речь монотонна, из-за отсутствия эмоциональных средств будут возникать трудности в невербальном выражении эмоций. Мимика таких дошкольников очень слабая, вялая, подавленная, а все жесты размытые. Из-за плохого зрения дети не могут различать различные жесты и выражения лица других людей, поэтому они немного используют эти невербальные средства общения, что делает их вербальную речь еще более бедной и трудной для выражения [2].

Таким образом, у детей с нарушениями зрения наблюдаются системные недостатки в речевой системе, которые проявляются в: особенностях накопления словарного запаса, понимании речевой семантики и функционального назначения слов, овладении грамматической структурой речи, развитии связной речи, и усвоение средств выражения. Хотя в случае нарушения зрения развитие различных компонентов речевой деятельности является своеобразным, следует отметить, что в целом детская речь развивается до нормального уровня при своевременной коррекции и может быть сформирована до уровня, соответствующего возрастному развитию).

Список литературы

1. Абидова Н.З. Особенности развития речи детей с нарушением зрения / Н.З. Абидова // Апробация. – 2015. – № 8 (35). – С. 31-32.
2. Асланбекова А.Х. Изучение особенностей развития речи детей с нарушениями зрения в исследованиях российских и зарубежных авторов / А.Х. Асланбекова, А.Н. Магомедова, А.М.Т. Эуриева // Научные тенденции: Педагогика и психология: сборник научных трудов по материалам XII международной научной конференции. Международная Научно-Исследовательская Федерация «Общественная наука». – 2017. – С. 28-32.
3. Баринова Ю.С. Исследование развития речи детей с нарушениями зрения / Ю.С. Баринова // Молодой исследователь: от идеи к проекту: материалы I студенческой научно-практической конференции. – 2017. – С. 153-155.
4. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей [Текст]: учебное пособие. / Л.С. Волкова. // 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: РПГУ: МГНПП Внедрение, 1991. 44 с.
5. Заика Е.С. Особенности развития речи у детей с нарушением зрения / Е.С. Заика // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. С. 225-227.

Авторы:
Новгородова Татьяна Ивановна — студентка 4 курса, кафедра возрастной физиологии специального и инклюзивного образования, направления специальное (дефектологическое) образование: логопедия.
Тюменский государственный университет, г. Тюмень;
Арефьева Анжелика Вячеславовна — кандидат биологических наук, доцент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного и инклюзивного образования.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.