Криотерапия как средство развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Аннотация. В статье раскрыт метод криотерапии в процессе развития графомоторных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены теоретические основы и результаты практического использования криотерапии в работы учителя – логопеда. Освещена структура и последовательность проведения коррекционных занятий.

Ключевые слова: криотерапия, мелкая моторика, коррекция, графомоторные навыки.

Криотерапия как средство развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Оптическая дисграфияВ настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Графомоторные навыки детей данной категории отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации: нарушением ориентировки на листе бумаги, неправильным положением руки, недостаточным развитием мелкой моторики, снижением скорости и ловкости выполнения движений. Это подтверждают результаты исследований Т.Б. Филичевой и Г. Ф. Чиркиной. Данные возрастные характеристики у детей с ОНР сохраняются и на этапе завершения дошкольного образования. В то время как целевые ориентиры, определенные в ФГОС дошкольного образования, на данном этапе, предполагают развитую крупную и мелкую моторику, умение контролировать и управлять своими движениями.

Работая с детьми в группе коррекционной направленности, мы тоже столкнулись с проблемой недостаточной сформированности графомоторных навыков у детей с ОНР. Эта проблема натолкнула нас на поиск метода, который помог бы детям. Познакомившись с различными инновационными методами и технологиями, мы решили использовать в образовательном процессе метод криотерапии.

С целью показать эффективность использования метода криотерапии в работе по развитию графомоторных навыков у детей с ОНР, мы должны решить следующие задачи:

1) Обосновать возможность использования метода криотерапии, в работе по развитию графомоторных навыков у детей с ОНР;

2) Представить систему работы по использование метода криотерапии, направленную на развитие графомоторных навыков;

3) Показать целесообразность и эффективность применения данной системы работы через презентацию ее результатов.

Криотерапия — это контрастная терапия, позволяющая воздействовать на кисти рук холодом и теплом попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает, улучшается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона головного мозга.

Использование данного метода способствует развитию тактильной чувствительности, тонких дифференцированных движений кистей рук, активизации иннервации мышц тонкой моторики, нормализации мышечного тонуса, а это повышает эффективность коррекционной работы по формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Игры со льдом очень нравятся детям.

Для каждого компонента графомоторных навыков подбираются определенные игры и упражнения, которые могут использоваться в различных видах деятельности.

Система работы по криотерапии

• Направления работы: развитие мелкой моторики, формирование пространственных представлений; развитие когнитивных функций; формирование зрительного восприятия, зрительно – моторной координации.

• Методы и приемы: Словесный метод (беседы, вопросы, объяснения, художественное слово и др.); наглядный (обследование, рассматривание, показ); практический; игровой (игровые упражнения, обыгрывания и др.)

• Формы работы: Индивидуальные и подгрупповые занятия; ДИ; экспериментирование; конструирование; логопедические досуги; игры с речевым сопровождением.

Методика проведения криотерапии

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся, учитывая следующие условия:

• Периодичность: 2-3 раз в неделю в течение месяца. Перерыв между сеансами криотерапии — не менее 2,5 — 3 месяцев.

• Продолжительность взаимодействия со льдом: от 5-8 секунд на первом занятии до 1 минуты, чередование холодных и теплых процедур повторяется 3 раза. Это позволяет увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий. Продолжительность манипуляции со льдом зависит от категории игр и упражнений, используемых на первом этапе.

• Сочетание температур: рекомендуемая температура 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода).

• Время проведения: вторая половина дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей,

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

Категория игр

1 этап

чередование теплых и холодных процедур

2 этап

растяжка пальцев рук

3 этап

развитие тактильной чувствитель-

ности

 

Время взаимодействия со льдом

1 категория

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

Растирание в руках шишек, шариков, пробок; поглажива- ние карточек, обтянутых разным по качеству материалом, развитие тактильной чувствительности.

5-8 секунд.

2 категория

Выкладывание по цвету разноцветных ледяных кубиков

10-15 секунд.

3 категория

Выкладывание мозаичного рисунка

25-30 секунд.

4 категория

Выкладывание замков из ледяных кубиков.

25-30 секунд.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими:

• эписиндром;
• длительно и часто болеющие дети;
• гипервозбудимые дети;
• индивидуальная чувствительность к холоду;
• повышенная температура тела, ОРВИ, ОРЗ.

Для того, чтобы показать целесообразность и эффективность применения метода криотерапии как средства развития графомоторных навыков детей, было организовано экспериментальное исследование.

Для этого мы использовали отдельные методики для каждого критерия.

1. Определение ведущей руки (методика М. Озьяс);

2. Определение уровня развития мелкой моторики рук (методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич);

3. Определение уровня развития пространственных представлений (материалы Т.А. Павловой);

4. Выявление трудностей зрительного восприятия (тестовая методика M.Frosig, переработанная М.М. Безруких);

5. Определение развития графического навыка (методика Н.В. Нижегородцевой

После проведения исследования у детей значительно (48%) повысился уровень развития мелкой моторики, координации движений пальцев рук и кисти, зрительно – пространственный гнозиса, ориентировки на листе бумаги и в пространстве.

Таким образом, мы убедились, что при систематичном использовании метода криотерапии в различных видах деятельности, можно достичь хороших результатов в совершенствовании графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Список используемой литературы

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2-е изд., — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 -105с.
2. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000 – 160с.
3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005 – 64с.
4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005
5. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой
моторики у детей / Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005
6. Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И., Панченко И.И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с ДЦП // Дефектология, 2000, №6
7. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007

Мария Кряжевских,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.